Сескар
- 1 year ago
- 0
- 0
Сеска Солса — герой нартского эпоса у ингушей и чеченцев . Являлся предводителем племени нарт-орстхойцев .
Существует несколько версий о рождении Солсы:
Ввиду наличия множества сказаний, записанных в разных местностях и в различные временные промежутки,а также возможных искажений при записи, информация может быть противоречива. Здесь перечислены все возможные варианты родства.
Люди называли его «Сеска Солса из кованой стали» . Умел перемещаться в Эл (мир мёртвых) и имел неимоверную силу, в преданиях говорится, что проверяя острие меча, Солса сумел рассечь скалу у горы Тумсой-Лам , также считается, что на огромной каменной глыбе Зумсоя , следы остались от копыт его коня . Как и все нарты, понимал птичий язык . Подвергался насмешкам со стороны Боткий Ширтки , но приходил просить у него советы и выполнял его указания. В сказаниях натура Солсы двойственна. С одной стороны — он честный, правильный человек и борется с захватчиками. Но с другой стороны он промышляет грабежом и убивает людей. К примеру, враждует с Калой-кантом (нартом, положительным героем) или вместе с остальными орстхойцами убивает сына Боткий Ширтки . Однажды, потеряв на охоте глиняную трубку, он сделал закрутку из липового луба. С тех пор майстинцы стали закручивать табак в липовый луб .
Спутником Солсы является лесной голубь . Он указывал ему местонахождение ручьев, озер, родников. По преданию, голубка была единственной из птиц и животных, кто принесла умирающему Солсе воды . Выпив медь, Солса умер не сразу, а долго мучался. Он просил воды у пробегавшего мимо волка и пролетавшего над ним ворона,но они отказались ему помочь, сказав что ждут его смерти и хотят полакомится его внутренностями. Только лесной голубь принес ему глоток воды. Перед смертью, Солса обвязал шею голубя золотой нитью и сказал « С этих пор твое имя будет связано с моим навеки » . «Iэл кхо-онг Сеска Солса» — «В мире мертвых жалко видеть Сеска Солсу» ,— воркует горлинка . В сказании «Превратилась в голубку», говорится о том, как Солса приехав домой, вручил повод коня жене своего сына, а она была настолько увлечена работой, что положила его на подол и забыла о лошади. Когда она закончила, то обнаружила что лошади нигде нет. Ей стало стыдно, она взмолилась богу Дели и попросила превратить ее в голубку. Бог исполнил просьбу. Солса вышел на улицу и не обнаружил ни невестки ни лошади. Увидев улетающую голубку, он все понял и очень сожалел о случившемся, но поделать ничего не мог. В знак уважения к своей снохе, каждый год он сеял на опушке леса пшеницу . Когда пришло время и Солса умер, голуби вышли на опушку леса и запели печальную песню .
У Солсы был волшебный семиаршинный всеведающий конь, который всегда говорил правду. Он мог перепрыгивать с одной скалы на другую, а от удара копыта его коня образовывался родник .
Орел приносил печень, связанному похитителями его дочери Солсе, голубь - воду, а полевая мышь перегрызла путы .
Есть сказание, в котором говорится, что Солса решил убить человека, который сильнее его. Им оказался Калой. Солса обратился за советом к Ширтке и тот ответил ему, что состоя хотя бы две недели в любовной связи с женщиной, Калой потеряет свою прежнюю силу и его можно будет одолеть. Солса подослал к Калою свою сестру и в итоге пленил Калоя. Будучи плененным, К. попросил дать ему кость. Из этой кости он сделал свирель и начал играть на ней грустную мелодию. Это услышала мать Калоя, и велела братьям поехать и узнать не случилась ли с ним беда. Прибыв, они освободили брата и погнались за Солсой, но тот уже успел переправиться через Терек и переправить половину баранты. Калой пустился за ним, но уровень воды в реке поднялся. С досады он схватил две огромные скалы и бросил их в Терек, сказав: «Если бы я догнал тебя, то вот что сделал бы!». Оба камня вонзились наполовину в землю. Солса тоже кинул камень, поменьше, нежели тот, и он стоит на том месте, воткнувшись в землю. Камни эти стояли при слиянии реки Армхи с Тереком, против Джераховского поста на Военно-Грузинской дороге . .
Однажды на охоте, Хамчий Патриж обнаружил куст, оживляющий мертвых. Но нарты ему не поверили и Солса убил его. Затем, кто-то из нартов положил тело убитого на куст и Патриж ожил .
Распространены предания о том, как К.Шоа похищает дочь Сеска Солсы. Обычно Солса не сумев справиться с сильной матерью Шоа, одобряет брак. Также записана другая версия предания о его женитьбе. Солса вместе с Боткий Ширткой отправляются в гости к Шоа. Там его мать нечаянно дотрагивается до Солсы и ломает ему кость. У Шоа был волшебный камень, которым стоило лишь провести по ране или перелому и они исчезали. В благодарность Солса отдал ему в жёны свою дочь .
Однажды Солса спросил у своего всеведающего коня, кто на свете сильнее и мужественнее его. Конь назвал ему имя Бятара. Солса приехал к нему и они долго спорили, спрашивали у людей, но так и не решили кто из них мужественнее и сильнее. Тогда мать Бятара посоветовала им обратится к богу мертвых — Эштру . Они спустились в Эл и попросили Эштра разрешить их спор. Испытав их, Эштр рассудил что Бятар мужественнее и сильнее. Он сказал Солсе что мужество определяется рассудком, а не храбростью, а когда сила соединяется с умом, человек становится могущественным. Признав это, Солса заключил дружбу с Бятаром и выдал за него свою сестру.
Есть разные версии смерти Солсы.
Три звезды - одна красная, другая темная и третья среднего света, называются Солса-гебагӏа, т.е. Копье Солсы
Рядом с Маго-Ерды было построено небольшое святилище нартского предводителя Сеска Солсы. От святилища, по преданию, излучалось сияние, ночью возле него бывало так светло, что можно было шить. Маготе (Магате, Магогали, Магат) — башенный поселок на лесистой остроконечной горной вершине Загал-Дук в 1,1 км юго-восточнее Салги . Предания сообщают, что данное культовое строение было возведено сыновьями мудреца Маго. Л.П.Семенов записал, что «праведные люди, проспавшие ночь в этой часовне, видели вещие сны, благодаря которым местное население узнавало о предстоящем урожае, голоде и т. п.
Храм-святилище имеет почти прямоугольное основание (2.45*2.03 м), двускатно-ступенчатую крышу (6 сланцевых плит с гребенчатым венчанием) и ориентированный по линии север—юг. Сводчатый дверной проем (0.53*1.5 м) у него устроен в западной стене, вплотную к северной. Справа от дверного проема в стене прямоугольная ниша (0.13*0.12*0.35 м). Внутри помещения стены перекрыты стрельчатым сводом. Поперек помещения протянуты две балки. Скальный пол покрыт ровным слоем белой штукатурки. Общая высота строения 2.52 м. Толщина стен 0.48—0.55 м. Сложен памятник тщательно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная, приближающаяся к порядковой. Стены снаружи и изнутри подвергнуты обильной штукатурке соответственно желто-охристого оттенка и белого цвета.
Памятник изучался Л.П.Семеновым, И.П.Щеблыкиным, Е.И.Крупновым, М.Б.Мужухоевым и другими специалистами. Он был построен не ранее середины XVII в .