Interested Article - Па Као Хэ

Па Као Хэ ( Paj Kaub Hawj , Pa Kao Her ; 2 февраля 1933, , Сиангкхуанг , Французский Лаос — 23 октября 2002, Чианграй , Таиланд ) — лаосский политик и повстанческий командир, националист и антикоммунист . Активный участник лаосской гражданской войны . Один из руководителей партизанского движения хмонгов . Руководящий активист движения , лидер Этнической организации освобождения Лаоса , видный деятель Объединённого национального фронта освобождения Лаоса . Самопровозглашённый « король хмонгов». Участник международной конференции антикоммунистических повстанцев . Убит при неясных обстоятельствах в ходе межкланового конфликта.

Националистический политик

Родился в районе региона Сиангкхуанг Французского Лаоса . Двоюродный брат духовного лидера хмонгов Шон-лы Я , один из первых приверженцев его учения . В независимом Королевстве Лаос — один из лидеров религиозно-политической организации хмонгских националистов ( англ. Chao Fa Sky King , Властелин Неба ).

Во время гражданской войны Па Као Хэ участвовал в вооружённом противостоянии прокоммунистическому движению Патет Лао . После победы Патет Лао и установления в 1975 году режима НРПЛ Па Као Хэ продолжал антикоммунистическую партизанскую борьбу. Сотрудничал с генералом Ванг Пао и его сторонниками . К 1979 под напором правительственных войск ЛНДР и вьетнамских экспедиционных сил отряды Чао Фа отступили в Таиланд . Там был создан плацдарм для повстанческих операций в Лаосе.

Идеология Чао Фа основывалась на хмонгском национализме и антикоммунизме с сильными религиозно-мистическими мотивами. Важное место в ней занимала идея грядущего «королевства хмонгов». Видную организующую роль в движении играл буддийский монах-хмонг Моуа Нхиа Лонг, прибывший из таиландского монастыря Ват Тхам Крабок .

Антикоммунистический повстанец

В партизанском движении

Крупнейшим центром лаосских антикоммунистов был лагерь беженцев Бан-Винай в таиландской пограничной провинции Лей . Сильную поддержку Па Као Хэ и его структуры получили от начальника канцелярии премьер-министра Судсая Хасадина и его организации Красные гауры . Политико-идеологическую и транспортно-логистическую помощь оказал монастырь Ват Тхам Крабок. На рубеже 1970—1980-х лаосским антикоммунистам содействовали также коммунистические власти КНР , заинтересованные в военном давлении на Вьетнам . Па Као Хэ направлял боевиков на военное обучение в Китай и получал оснащение от китайских военных (значительная часть изымалась таиландскими властями). Эта поддержка позволила организовать ряд вооружённых атак на правительственные силы Лаоса, укрепить хмонгские повстанческие базы в труднодоступных районах .

В 1981 Па Као Хэ и другие представители Чао Фа участвовали в создании Объединённого национального фронта освобождения Лаоса ( Neo Hom ) во главе с Ванг Пао. Neo Hom мыслился как единая военно-политическая структура лаосских антикоммунистов — способная вести успешную вооружённую борьбу, представлять движение на международной арене, сформировать после победы эффективную систему власти.

В то же время между Па Као Хэ и Ванг Пао существовали серьёзные противоречия. Причины этого соперничества состояли в лидерских амбициях, ультраправом радикализме Па Као Хэ и его исключительной ориентации на хмонгское движение, без серьёзного учёта позиций других этнических групп . Кроме того, по ряду свидетельств, Па Као Хэ отличался от Ванг Пао по типу личности: являлся идейным фанатиком, не интересовался материальной стороной, требовал полной самоотдачи в политической борьбе .

Международная активность и Этническая организация

Па Као Хэ представлял ту часть движения хмонгов, которая ставила не только этно-, но и социально-политические цели. Возглавляемые им организации действовали в общемировом контексте Холодной войны . В июне 1985 Па Као Хэ представлял лаосских антикоммунистов на международной конференции повстанческих движений в Джамбе . Значительная часть хмонгской общины была потрясена тем, что на этот форум от повстанцев индокитайского региона был приглашён не Ванг Пао, а гораздо менее известный, но, как оказалось, не менее авторитетный Па Као Хэ. Это впечатление усилилось от встречи Па Као Хэ с руководителем американского , видным деятелем ВАКЛ генералом Джоном Синглаубом . Стало очевидным резко возросшее влияние Па Као Хэ.

В октябре 1985 Па Као Хэ объявил о создании Этнической организации освобождения Лаоса ( ELOL ) . Фактически эта военно-политическая структура действовала уже несколько лет, но конституирование осуществилось только после Джамбори. Сформировалась ELOL из сторонников Па Као Хэ в Чао Фа. Организация быстро выдвинулась в первый ряд лаосских повстанческих движений. Формально председателем ELOL являлся Зонг Зуа Хэ, известный активист Чао Фа, но реальное руководство находилось в руках Па Као Хэ. С 1999 (после кончины Зонг Зуа Хэ) Па Као Хэ официально занял председательский пост.

Сорванное наступление

Апогей вооружённой борьбы ELOL и Neo Hom пришёлся на конец 1989 — начало 1990 . Вывод из Лаоса вьетнамских войск побудил повстанцев к активному контрнаступлению. К тому времени Па Као Хэ объявил себя « королём хмонгов» и претендовал на единоличное руководство. Однако в феврале 1990 года лаосские правительственные войска сумели разгромить повстанческие отряды. План военного свержения НРПЛ оказался сорван .

В 1991 Па Као Хэ переименовал ELOL в Демократическую партию Чао Фа . Движение окончательно откололось от Neo Hom Ванг Пао и само пережило ряд расколов. Группа Па Као Хэ по-прежнему делала ставку на вооружённую борьбу с режимом. Отделившаяся фракция ориентировалась на политические методы и получила международное признание.

Убийство

23 октября 2002 года — по другим данным, 26 октября — Па Као Хэ был убит в Таиланде . Предположения о причинах его гибели высказывались различные, ответственность возлагалась как на лаосские власти, так и на конкурирующие группы оппозиции. В качестве наиболее достоверной рассматривается версия межклановой борьбы Па Као Хэ с Ванг Пао .

Похоронен Па Као Хэ в американском городе Фресно ( Калифорния ), крупном центре хмонгской диаспоры .

Семейство

Па Као Хэ был главой крупного хмонгского клана. Его сын Тау Хэ — активист движения, заместитель отца в ELOL .

См. также

Примечания

  1. William A. A. Smalley, Chia Koua Vang, Gnia Yee Yang. Mother of Writing: The Origin and Development of a Hmong Messianic Script / University of Chicago Press; 1990.
  2. Tragic mountains: the Hmong, the Americans, and the secret wars for Laos, 1942—1992 / Indiana University Press, 1999.
  3. Vladimir Tikhonov, Torkel Brekke. Buddhism and Violence: Militarism and Buddhism in Modern Asia / Routledge; 2012.
  4. Дата обращения: 14 декабря 2013. 14 января 2010 года.
  5. . Дата обращения: 17 августа 2019. 17 августа 2019 года.
  6. . Дата обращения: 17 августа 2019. 17 августа 2019 года.
  7. . Дата обращения: 14 декабря 2013. 4 марта 2016 года.
  8. [www.network54.com/Forum/218837/thread/1040419431/last-1040419431/Pa+Kao+Her+body+arrived+in+Fresno,+CA Pa Kao Her body arrived in Fresno, CA]
Источник —

Same as Па Као Хэ