Акбар I Великий
- 1 year ago
- 0
- 0
Акбар Гударзи ( перс. اکبر گودرزی ; 1955, , Лурестан — 1980, Тегеран ) — иранский политический активист, лидер и идеолог шиитской антиклерикальной террористической организации Форкан . При шахском режиме — леворадикальный оппозиционер- исламист . После Исламской революции — непримиримый противник хомейнистской теократии , вожак террористического подполья. Организовал серию политических убийств. Расстрелян властями исламской республики.
Родился в деревне ( остан Лурестан ), в многодетной семье крестьянина-пастуха , впоследствии ставшего мелким торговцем. С детства отличался повышенной шиитской религиозностью. Перебрался в Тегеран , учился в медресе. В порядке исламской учёбы посещал шиитский центр Кум . С двадцатилетнего возраста выступал с исламскими проповедями и толкованиями Корана . Проповедовал в беднейших кварталах Тегерана, перед представителями социальных низов. Энтузиазм молодости, ярко индивидуальный стиль выступлений сделали Гударзи популярным проповедником . Он написал более двадцати томов толкований Корана и молитв имамов. Всемерно отстаивал принципы монотеизма , а также развития и движения как сути религии.
Акбар Гударзи проникся учениями исламского социалиста Али Шариати , оппозиционных шиитских теологов , . Под их влиянием и по собственному личностному складу он стал убеждённым исламским революционером. Гударзи адаптировал ислам к своим леворадикальным взглядам и концепции классовой борьбы , говорил о «революционной воле Аллаха — победе угнетённого класса над сильными мира сего». Выступал как яростный противник правящей элиты, государственных и религиозных властей. Находился под наблюдением шахской тайной полиции САВАК .
Антиклерикализму Акбара Гударзи способствовало откровенное неприятие исламским духовенством теологических изысканий Гударзи (большинство представителей клира даже не считали нужным обсуждать его сочинения) . С резкой критикой теологических и социально-политических воззрений Гударзи выступил аятолла Муртаза Мутаххари , что послужило истоком смертельной вражды между ними .
В 1976 по инициативе Гударзи была создана организация Форкан . Теологически Форкан опиралась на традицию Двенадцати имамов , социально — соединяла исламизм с левым популизмом . Во имя ислама Гударзи и его соратники призывали к свержению шахского режима, экспроприации «богатого базара». Главным же врагом они считали исламское духовенство, которое обвиняли в замутнении принципов мусульманской религии. Главный лозунг Форкан формулировался как «ислам без духовенства». При этом Форкан стояла на антикоммунистических позициях, осуждала марксистский атеизм .
Соучастниками антинародной политики монархических властей Гударзи считал США и « колониалистскую Европу». В то же время он враждебно относился и к советскому блоку как империалистической силе, выступающей под другими пропагандистскими лозунгами.
Форкан во главе с Акбаром Гударзи поддержала Исламскую революцию и свержение шахского режима в феврале 1979 . Но организация крайне враждебно отнеслась к установлению клерикальной диктатуры, шиитской теократии во главе с аятоллой Хомейни . Выступая с шиитско-исламистских позиций, Гударзи заявлял, что «революция украдена муллами», духовенство называл «основой обмана». Ставка в борьбе была сделана на вооружённые методы.
С апреля 1979 года Форкан перешла к террору против лидеров хомейнизма . Под руководством и при прямом участии Акбара Гударзи был совершён ряд политических убийств — генерала , главы Совета исламской революции Мутаххари, хомейнистского идеолога , телепропагандиста теократии , начальника тегеранской тюрьмы Араги . Всего Форкан совершила около двадцати успешных терактов.
Ликвидация Форкан сделалась важнейшей задачей спецслужбы КСИР . Операцией руководил начальник разведки «стражей исламской революции» Мохсен Резайи . Применялись методы интенсивной слежки, использовалась армейская техника электронного наблюдения, вербовались информаторы среди моджахединов . Гударзи и его соратники были разысканы и арестованы 18 января 1980 . При захвате они оказали сопротивление, пришлось задействовать крупное карательное подразделение.
С Гударзи бесполезно было пытаться. На суде он практически не вступал в разговоры. Никаких показаний, никаких признаний. Либо угрюмое молчание, либо жёсткая агрессия. Когда к нему обращались, отвечал потоком антиклерикальных лозунгов и обещаний возмездия. «Для меня до сих пор загадка, как может человек быть настолько переполнен ненавистью», – вспоминает судья Абдолмаджид Меадихах, выносивший приговоры на процессе Форкан .
3 июня 1980 Акбар Гударзи и шесть ближайших соратников были расстреляны по обвинению в терроризме.
Хомейнистская пропаганда характеризовала Акбара Гударзи и его соратников по Форкан как «врагов исламской революции, людей повышенной эмоциональности и криминальных наклонностей, поверхностно читавших Коран» . Даже более нейтральные обозреватели отмечали фанатизм и интеллектуальную самоуверенность Гударзи, его безоглядную готовность к идеологически мотивированному насилию.
Он никого не слушал, уверенный, что все необходимые знания уже содержатся в его уме, а всё прочее искажено и не нужно.
, активист ОМИН
В то же время люди, знавшие Акбара Гударзи, отмечали его идейную убеждённость, личную цельность и честность, отчаянную храбрость, аскетичный образ жизни. Даже смертельные враги Гударзи отдавали должное его интеллекту и революционной целеустремлённости .