Лю Цзи
- 1 year ago
- 0
- 0
Ли цзи ( кит. трад. 禮記 , упр. 礼记 , пиньинь Lǐjì ; варианты перевода — «Записки о правилах благопристойности», «Книга ритуалов», «Книга установлений», «Книга обрядов», «Трактат о правилах поведения», «Записки о нормах поведения») — один из главных канонов конфуцианства . Изучался поколениями учёных (в том числе Чжу Си ); включён в литературные антологии ( Гувэнь гуаньчжи ).
Текст «Ли цзи» был составлен в IV—I вв. до н. э. В I веке до н. э. трактат «Ли цзи» был включён в состав конфуцианского Пятикнижия . В XII веке две главы «Ли цзи» — « Да сюэ » и « Чжун юн » — вошли в качестве самостоятельных произведений в базовый конфуцианский канонический свод « Четверокнижие ».
« Ханьшу » утверждает, что в I веке до н. э. Лю Сян редактировал текст «Ли цзи» из 130 глав. Основываясь на этом тексте Дай Дэ (современник Лю Сяна) вычленил и отредактировал 85 глав, известных как «Да Дай Ли цзи» («Записки о правилах благопристойности старшего Дая»). Его племянник Дай Шэн на этой основе сформировал текст из 49 глав, получивший впоследствии название «Сяо Дай цзи» («Записки младшего Дая»); этот текст не сохранился, но он считается основой современного корпуса «Ли цзи» из 49 глав.
Большинство из входящих в «Ли цзи» глав приписывается ученикам Конфуция (непосредственным, а также во втором и третьем поколениях): Цзэн-цзы , Янь Юаню и другим. Авторство сохранившейся части 19-й главы («Юэ цзи» — «Записки о музыке») одна традиция приписывает Гунсунь Ни-цзы, другая — Сюнь-цзы .
В «Ли цзи» описывается идеальная конфуцианская модель социального механизма — от основ политической администрации до норм взаимоотношений в рамках семьи и ритуалов в основных жизненных ситуациях. Основа этого механизма — ритуализированные нормы «благопристойности». См. Ли (ритуал) .
Наиболее авторитетные комментарии «Ли цзи»: