Охридская архиепископия (историческая)
- 1 year ago
- 0
- 0
Автокефа́льная архиеписко́пия ( греч. αὐτοκεφάλη αρχιεπισκόπη ) — в Константинопольской православной церкви форма организации церковной епархии, предполагающая подчинение её предстоятеля непосредственно патриарху , минуя митрополита . Впоследствии эта форма исчезла.
В Нила Доксопатра (XII век) автокефальными архиепископиями называются те, которые «подчиняются Константинопольскому престолу и не подчиняются никакому митрополиту и не имеют в подчинении епископские области» .
Появление автокефальных архиепископий связано с процессом централизации церковного управления и разложением системы митрополий на фоне усиления патриархального центра. Произошло это в период от V до VII века. В Псевдо-Епифания, относимой к концу VII века, насчитывается уже 34 автокефальные архиепископии. В дальнейшем это число только росло. Этому процессу способствовало, с одной стороны, стремление епископов к независимости от регионального митрополита и уход под власть «далёкого» патриарха , с другой — заинтересованность патриаршей кафедры в переподчинении епархий, минуя митрополитов, непосредственно себе .
Зависимость от местного митрополита автокефального архиепископа была номинальная. За Литургией возглашалось только имя патриарха. А сами архиепископы были участниками только патриаршего синода , минуя митрополичьи структуры. В подчинении у такого архиепископа не было других кафедр, и, понятно, архиепископ поставлялся не собором епископов, а патриархом. Это, действительно, бо́льшая свобода, но, строго говоря, не автокефалия .
Наименование своего сана автокефальные архиепископы заимствовали из более древних времён, когда ещё господствовала система митрополий. Архиепископом именовался «старший» епископ, которому подчинялись экзархаты и митрополии (например, архиепископ Константинопольский). Понятие автокефальности связывалось только с рангом архиепископа, поэтому, выведенные из под омофора митрополии епископии, возводились в ранг архиепископий. Однако по своему реальному положению автокефальный архиепископ оставался ниже митрополита . Поводом для такого возвышения обычно оказывалось наличие местных святых епископов или мучеников .
Впоследствии автокефальные архиепископии возвышались до митрополий, но если в первое время под нового митрополита старались создавать несколько новых кафедр, то впоследствии это правило было оставлено . Так митрополии, возникшие в конце XIII века, уже не делились на епархии, оставаясь по своей организации теми же архиепископиями, в тех же границах. Уже в позднее время, огромная митрополия Готии и Кафы , в которую слились практически все епархии Северного Причерноморья , не имела ни одной епископской кафедры. Титулы окончательно перестали отражать реальную структуру церковного управления, превратившись в обозначение архиерейского статуса.
Появление в Русской митрополии архиепископской кафедры в Новгороде было связано исключительно с повышением его статуса. Впоследствии новгородские владыки, желая выйти из зависимости от Московского митрополита, безуспешно боролись за переподчинение их непосредственно Константинополю (фактически за соответствие сану), но так и не нашли понимания у патриархов.
Наряду с «фиктивными» автокефальными архиепископиями существовали и действительно самоуправляемые архиепископии. Например Охридская . Автокефальной архиепископией с 431 года является Кипрская православная церковь .
В современной Русской Православной Церкви похожий статус у епархий прямого подчинения, то есть у таких, которые не являются частью какой-либо митрополии.