Interested Article - Психокульт

Психокульт — организация, практикующая психологический тренинг или психотерапию ( психотехники ), деятельность которой принимает формы влияния на участников, характерные для сектантства . Понятие «психокульт» имеет негативный характер и используется, как правило, с целью критики, борьбы или для дискредитации, также в контексте с антикультовым движением .

Определения

Понятие «психокульт» использовали в разном контексте многочисленные авторы.

и Джейн Темерлин , , Маргарет Сингер и указали на возникновение нового явления: психотерапевтический культ . Врачи-культисты [ неизвестный термин ] используют различные комбинации принудительных, косвенных и обманных психологических техник, чтобы контролировать своих клиентов. Таким образом, эти врачи нарушили этические запреты против формирования зависимых и двойных отношений с клиентами, неправильного использования терапевтических методов и терапевтических отношений, приводящих к выгоде врача. Терапевтические культы могут быть результатом искажений или коррупций долгосрочной индивидуальной терапии , групповой психотерапии , массово-групповых тренингов осознания (МГТО, ) , групп личностного развития , или любое другое множество групп во главе с неспециалистами.

Понятие Psychokult ( e ) широко употребляется в немецкой литературе, встречаясь и в научных работах , и в официальных документах органов власти.

Среди российских авторов психокульты описывал специалист по психологии влияния Евгений Волков : « Организаторы этих тренингов используют те же методы скрытого психологического насилия, какие используют сектанты ».

Психолог М. Вершинин в интервью «Первому каналу» определял психокульты так: « Виды сект, которые не используют религиозной риторики, но применяют техники, которые позволяют в течение трёх занятий сделать из вас полностью контролируемого человека, без наркотиков, без гипноза… »

Александр Дворкин , доктор философии , профессор ПСТГУ , Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации давал определение: « Психокульт — это разновидность тоталитарных сект » (из интервью на канале ТВЦ). « Секты, организованные в виде психологических курсов или семинаров ».

Понятие «психотерапевтический культ» в несколько другой интерпретации использовалось и в исследованиях психологов для описания нежелательных явлений в психотерапии.

История исследований

Согласно Хохману , первое обсуждение вопроса «психотерапевтических культов» произошло в 1982 году , когда Темерлин и Темерлин исследовали и описали пять «странных» групп, лидеры которых, психотерапевты-практики, были для членов группы одновременно друзьями, коллегами, любовниками, работодателями, при этом члены группы также были специалистами в области психического здоровья. Использование понятия «психотерапевтический культ» было обосновано ими сходством с некоторыми религиозными группами, а также с признаками культа по словарю Вебстера:

  1. система лечения болезней, сформулированная на основе догм или принципов способом, исключающим возможность научной проверки;
  2. огромная или значительная приверженность каким-либо людям, идеям или организациям.

Авторы описали «когнитивную патологию» специфического группового жаргона, служащего для поддержания иллюзии знания, мудрости и личностного роста, а также исключения амбивалентности и неопределённости. Они пришли к выводу, что членство в психотерапевтическом культе является ятрогенно обусловленным негативным эффектом психотерапии.

Однако само понятие было введено на несколько лет раньше ( 1978 ), с выходом книги американского социолога «Власть сатаны: необычный психотерапевтический культ» , в которой он описывал свой опыт включённого наблюдения в отколовшейся от «Церкви саентологии» « Церкви процесса последнего суда » (в то время — «Церковь Процесс»).

Боланд и Линдблум проанализировали литературу, описывающую традиционные практики групп, относимых к психотерапевтическим культам, и изучили то, как решаются в них вопросы психотерапевтической этики. В частности, рассматривались вопросы информированного согласия, двойственных отношений (ситуаций, когда терапевт имеет какие-либо ещё отношения с клиентом помимо терапевтических), автономии и независимости, компетентности терапевта и ограничений, финансовых практик, а также вопросов разрыва отношений и завершения работы. Противоречия с принятыми в профессиональной среде этическими нормами в тех сведениях, что сообщали наблюдатели, как правило выходили далеко за рамки спорных областей в этике. Авторы сочли, что в этих группах формируется структура практик и убеждений, полностью противоположных заложенным в основу традиционной психотерапевтической этики положений о защите автономии и частной жизни.

Психокульты в России

  1. Дианетика
  2. ЛайфСпринг
  3. «Дети Солнца» Глеба Александрова
  4. Центр «Вдохновение» [ уточнить ]
  5. ; "АватарГрупп"
  6. ТК Авита
  7. Роза Мира
  8. Мастер Кит
  9. РТЦ ФОКС

Ссылки

Примечания

  1. , Temerlin J.W. (1982) Psychotherapy cults: An iatrogenic perversion // Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, № 40, p. 131—140
  2. (1984) Iatrogenic symptoms associated with a therapy cult: examination of an extinct «new psychotherapy» with respect to psychiatric deterioration and «brainwashing» // Psychiatry, № 47(4), p. 366-77
  3. от 4 декабря 2004 на Wayback Machine , The Cultic Studies Journal , Vol 3, N°1, 1986, , Ph.D. and Margaret T. Singer Ph.D.
  4. & Singer. M.T. (1980). Cults, quacks and nonprofessional psychotherapies. In H.I. Kaphm A. M. Freedman, & B.J. Sadock (Eds.), Comprehensive textbook of psychiatry III. Baltimore: Williams & Willtens.
  5. Report of the APA Task Force on Deceptive and Indirect Techniques of Persuasion and Control
  6. Хассен С. [lib.ru/DPEOPLE/stiwen_hanter.txt Освобождение от психологического насилия]
  7. , with Ellen McGarrahan. 1986. «Escape from Utopia.» Village Voice, April 22.
  8. Michael D. Langone , Ph.D., Large Group Awareness Trainings // Cult Observer . — Volume 15. — No. 1. — 1998 . Дата обращения: 24 октября 2007. 13 октября 2007 года.
  9. Волков Е. Н. , Вершинин М. В. от 12 мая 2008 на Wayback Machine // . — 2008. — № 4. — C. 75—98
  10. Hermes Andreas Kick, Ethisches Handeln in den Grenzbereichen von Medizin und Psychologie, p. 85
  11. Christian Eggers, Jarg M Fegert, Franz Resch, Psychiatrie und Psychotherapie des Kindes und Jugendalters, p. 75
  12. Сообщение Управления Сената ФРГ по образованию, молодежи и спорту от 12 октября 2014 на Wayback Machine
  13. Вербальная нота Германского Посольства Министерству иностранных дел РФ № 2604 от 22 ноября 1995 г.
  14. Дата обращения: 6 марта 2007. 16 февраля 2007 года.
  15. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 12 октября 2016 года.
  16. Николай Кононов //Столичная вечерняя газета, 02.03.2004 г.
  17. , , от 13 июня 2010 на Wayback Machine // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. Том 01/N 3/2004 Алла Сергеевна Аведисова — доктор медицинских наук , профессор , руководитель отделения новых средств и методов терапии отдела пограничной психиатрии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского , Владимир Иванович Бородин — кандидат медицинских наук , старший научный сотрудник отделения новых средств и методов терапии отдела пограничной психиатрии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского
  18. Целикова В. В. , от 5 декабря 2022 на Wayback Machine // . — Москва.: Фолиум. — 1997. — № 1. — С. 98-101
  19. Hochman J. (1984) Iatrogenic symptoms associated with a therapy cult: examination of an extinct «new psychotherapy» with respect to psychiatric deterioration and «brainwashing» // Psychiatry, № 47(4), p. 366-77
  20. Sims (1978). Satan’s Power: A Deviant Psychotherapy Cult., University of California Press . ISBN 0-520-03546-1
  21. Boland K., Lindbloom G. (1992) Psychotherapy Cults: An Ethical Analysis. // Cultic Studies Journal . — Volume 9. — № 2. — P. 137—162 .
  22. . Дата обращения: 23 августа 2014. Архивировано из 26 августа 2014 года.
Источник —

Same as Психокульт