Щелкунчик и Крысиный Король
- 1 year ago
- 0
- 0
«Щелку́нчик» — советский музыкальный рисованный мультипликационный фильм , снятый в 1973 году режиссёром Борисом Степанцевым по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана « Щелкунчик и Мышиный король » (1816) и одноимённого балета (1892) Петра Ильича Чайковского . В мультфильме использованы комбинированные съёмки и эффекты, больше никем не повторённые в советской мультипликации. [ источник не указан 539 дней ]
Действие мультфильма происходит в XIX веке . В богатый дом съезжаются на ёлку дети из богатых семей. За их праздником наблюдает девочка-служанка. После праздника во время уборки зала она танцует с метлой и видит брошенного щелкунчика — игрушку, которой раскалывали орехи и чуть не сломали. В девочке просыпается жалость к Щелкунчику, тот оживает и рассказывает девочке о своём прошлом.
Когда-то Щелкунчик был принцем в одном королевстве. В честь первого дня рождения принца король устроил большой приём, и принцу подарили множество игрушек. Неожиданно из глубокого подземелья на крестины явилась трёхглавая королева мышей со своим сыном, у которого тоже три головы. Она, недовольная тем, что её не пригласили, сделала королевской чете издевательский подарок — пустой конфетный фантик, а её сын испортил игрушки маленького принца.
После неудачных попыток прогнать незваных гостей, король уничтожил мышиную королеву, но перед смертью она успела напустить злые чары: принц превратился в Щелкунчика, а королевство и его обитатели замёрзли. Мышиный наследник сбежал, прихватив корону матери и пригрозив неподвижному принцу-щелкунчику, что ещё встретится с ним.
Закончив рассказ, Щелкунчик обнаруживает, что в доме появилась мышиная армия. Её возглавляет Мышиный Король — выросший сын уничтоженной королевы, не скрывающий своего намерения схватить Щелкунчика и покончить с ним. Мышиные солдаты безуспешно пытаются отбить Щелкунчика у девочки, после чего Мышиный Король уменьшает её до игрушечных размеров и делает своей пленницей. Щелкунчик собирает войско из ёлочных игрушек, с боем прорывается через армию мышей и освобождает девочку, но сам попадает в плен к Мышиному Королю.
Девочка запускает в Мышиного Короля своим деревянным башмаком, который сбивает с его головы корону и разбивает её. Мышиный Король теряет свою магическую силу и лопается. Нанюхавшись пахучего дыма, который остался после взрыва Короля, постепенно чихает и лопается всё мышиное войско. Деревянный башмак девочки превращается в золотую туфельку. Когда Щелкунчик подбирает её, его оболочка трескается, и он принимает свой настоящий облик — прекрасного юного принца. Надев туфельку, девочка превращается в принцессу, и вместе с принцем они отправляются в волшебное путешествие в заколдованное королевство, которое при их появлении оживает и расцветает.
В последних кадрах мультфильма показан пустой зал с ёлкой, в котором на полу лежат деревянные башмаки девочки и останки деревянной оболочки Щелкунчика — как знак того, что волшебство произошло на самом деле.
авторы сценария | Борис Ларин , Борис Степанцев |
режиссёр | Борис Степанцев |
художники-постановщики | Анатолий Савченко , Николай Ерыкалов |
оператор | Михаил Друян |
комбинированные съёмки | Ян Топпер |
звукооператор | Борис Фильчиков |
монтажёр | Изабелла Герасимова |
художники-мультипликаторы: | Юрий Бутырин , Марина Восканьянц , Виктор Лихачёв , , Ольга Орлова , Николай Фёдоров , Елена Малашенкова, Игорь Подгорский , Олег Комаров , Анатолий Абаренов , Иосиф Куроян , Лев Рябинин, |
художники: | Ирина Светлица , Вера Харитонова |
ассистенты: | Зоя Кредушинская, Борис Садовников, Вера Кудрявцева |
редактор | Раиса Фричинская |
директор картины |
Хотя мультфильм является конкретно экранизацией одноимённого балета Петра Чайковского , но в его музыкальной дорожке использованы отрывки из партитуры Чайковского, написанной к другим балетам: «Русский танец» (в сцене танца с метлой), «тема Ротбарта» из « Лебединого озера », а также увертюра и «тема злой феи Карабос» из « Спящей красавицы ».
Сюжет мультфильма отличается как от оригинальной сказки Э.Т.А. Гофмана, так и от либретто балета Петра Чайковского. В частности, в нём изменена личность главной героини, отсутствуют хозяева дома, обозначен мотив социального неравенства:
В 1990-е годы мультфильм выпущен на видеокассетах в сборниках лучших советских мультфильмов разными студиями, особенно в середине 1990-х — и видеостудией «Союз».
В 2000-е годы мультфильм выпущен на DVD-дисках в одном из выпусков «Золотой коллекции любимых мультфильмов».