Interested Article - Та-сети
- 2021-04-04
- 2
Та-сети (устар. транскрип. Та-кенс, Та-Хонт; транслит. егип. tȝ-stj ; значение-перевод: «Земля лука (оружие)», «Земля сети (минерал)», «Земля Сети (богиня)», «Изогнутая» ).
- Самая южная административная область Древнего Египта , образованная около XXIII - XXII вв. до н. э. Лежала вдоль реки Нил , от первых порогов до каменоломен Хенну . В эллинистическом Египте называлась Омбойский /Омбройский ном, латинское название Омбосский ном (с лат. — «Номос Омбитес»), по имени города Омбой/Омбос — столицы в тот период. В принятой египтологами «классической» нумерации номов считается первым номом Верхнего Египта .
- Употребляемое древними египтянами в период додинастического Египта (до III-его тысячелетия до н. э. ) название области Нижняя Нубия , лежащей южнее Египта . Нома «Та-сети» ещё не существовало, и в этом случае речь шла о другом регионе — находящемся не после, а до первых нильских порогов ( см. статью Нубия ) .
Название
В египетском иероглифическом письме обычным делом являлась разная графика для одного фонетического значения, начертание отдельных знаков иероглифов могло также зависеть и от умения писца. Примеры вариантов написания древними египтянами названия «Та-сети» в разные исторические периоды, запечатлённые на дошедших до нас памятниках Древнего Египта (по зарисовкам французского египтолога Пьера Монте) :
Иероглиф | Век | Местоположение | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
XXV в. до н. э. | Изображение на южной галерее солнечного храма, построенного фараоном Ниусерра , местность Абу-Гураб , сам рельеф со списком номов сейчас находится в Берлинском музее. | |||||||||
|
XXII в. до н. э. | Изображение на стеле с указом фараона Неферкаухора . | |||||||||
|
XX в. до н. э. | Изображение на цоколе «белого святилища», построенного фараоном Сенусертом I , в Карнаке . | |||||||||
|
XX — XVIII вв. до н. э. | Изображение в царском некрополе XII династии , местность Лишт, неподалёку от Дахшура . | |||||||||
|
XII в. до н. э. | Изображение в храмовом комплексе Карнака , достройки периода Рамсеса III . | |||||||||
|
IV — I вв. до н. э. | Изображение в храмовом комплексе Эдфу . | |||||||||
|
Известное в некотором узком кругу текстов древних египтян обозначение южной границы страны ( wpt tȝ ). |
Значение названия «Та-сети» точно не установлено и имеет среди египтологов разные толкования, в том числе:
- «Земля лука» — возможно, название пришло со времени Додинастического периода (до III тысячелетия до н. э.), когда название «Та-сети» применялось к лежащей южнее Египта Нубии , жители которой считались отличными лучниками [ источник не указан 4906 дней ] .
- «Земля сети» — имеется в виду некий минерал — сети, добываемый в этой области (возможно, охра ).
- «Земля Сети» — имеется в виду богиня Сети , в мифологических представлениях древних египтян властвовавшая на острове (находился на юге нома).
- «Изогнутая» — эпитет по отношению к стране.
География
Современные территории, где располагался ном
Ном находился на территории соответствующей современному губернаторству ( мухафаза ) Асуан ( араб. محافظة أسوان , транслит. DIN muḥāfaẓä Aswān), и занимал его часть, расположенную вдоль реки Нил от водохранилища Насер до населённого пункта Гебель эс-Сильсила ( Арабская Республика Египет ).
Границы в исторический период
Ном лежал вдоль реки Нил по обоим его берегам. Граница на севере проходила за каменоломнями Сильсилий , где ниже по реке начинался второй верхне-египетский ном — (по надписям в «белом святилище» Сенусерта I ). Некоторые исследователи относят каменоломни Сильсилий ко второму ному, а границу между номами проводят южнее Сильсилия . На юге нома граница несколько раз менялась, но известно, что район до первых порогов был под контролем Та-сети.
14 мая 1964 года в связи с постройкой Асуанской плотины , большая часть Нижней Нубии была затоплена водохранилищем Насер длиной более 500 км. Население из зоны затопления было переселено, а некоторые памятники, включая несколько многотонных древнеегипетских храмов, перемещены на незатопленные территории. Некоторые из этих храмов превращены в музеи под открытым небом (например Филы , Нубийский музей в Асуане ).
Выше первых порогов начинался большой исторический регион Нубия (у древних греков назывался Эфиопией), тесно связанный культурно и политически с древнеегипетской цивилизацией. В этом регионе в разные периоды времени существовали различные царства — Куш , Аксум и другие. Ближайшей пограничной территорией с Та-сети была историческая область Нижняя Нубия, население которой поначалу представляло единый этнокультурный субстрат с египтянами. Один из местных этносов XXVIII - XXII века до н. э. с неизвестным именем учёные условно называют народом группы «А» , сменившая его позже другая культура обозначается народами группы «С» .
В античную эпоху первой областью в Нубии, пограничной с Та-сети (тогда уже именуемый Омбосским номом), являлся Додекасхэн с островным городом и противолежащим на берегу городом . В этой области жили племена блеммиев , в римское время постоянно вторгавшихся в Египет до тех пор, пока Диоклетиан не пообещал выплачивать им дань. Также упоминаются египетская народность, проживающая на южной границе Египта — эвонимиты .
Рельеф
Западный нильский берег нома более горист, существование здесь использовавшихся в строительстве горных пород способствовало строительству каменоломен и горнодобывающих карьеров. ( см. раздел ). На севере нома располагались месторождения песчаника — местность Хенну ( транслит. егип. ẖnw, ẖny ; греко-рим. Сильсилий ), а около Сиены находились горы Джу-Дешер ( транслит. егип. ḏw-dšr , то есть «красные горы») — месторождения красного гранита .
На самом Ниле было (и сейчас существует) множество мелких островов, на которых египтяне сооружали городские и культовые постройки (крупные острова возле первых порогов — Элефантина , Филы , , и другие). ( см. раздел ). На гранитных скалах островов и побережья сохранились многочисленные рисунки и надписи, оставленные торговцами, путешественниками или высеченные по приказу правителей и чиновников разных эпох. Только лишь на острове Сехель их насчитывается более трёхсот .
Водные ресурсы, климат, животный мир
Единственная водная артерия Египта — Нил, с древнейших времён и до наших дней уменьшает свой бассейн из-за постепенного опустынивания региона . Ещё во времена Птолемеев в Та-сети существовало несколько рукавов-притоков Нила — один по левому берегу (посредине между Контр Сиеной и Контр Омбосом) и два по правому (около города Омбоса и ещё один севернее), превратившиеся сейчас в вади . Античные авторы сообщали, что в Та-сети в районе острова Элефантина бывает самый большой разлив Нила в Египте, и вода может подниматься на двадцать восемь локтей (около 13 метров) .
В более древние эпохи климат долины Нила был значительно мягче и менее сухой. Пустыни ранее были степями, наскальные рисунки демонстрируют богатейшую фауну — жирафов, слонов, гиппопотамов, газелей, диких коз .
Города, культовые центры и некрополи
На южной оконечности одного из нильских островов — Абу (позже греко-римская Элефантина ), находилась одноимённая столица нома в Династический период . Сначала она была основана египтянами как крепость в эпоху I — II династий ( XXX - XXVIII века до н. э. ) и служила товарным складом и контрольным пунктом области первых порогов, однако, обнаруженные археологами остатки древних жилищ доисторических эпох подтверждают, что люди селились на её месте и ранее этого периода. Напротив этого острова, на восточном берегу, находилась Сиена , впоследствии, в римское время , эти два поселения были связаны каменным мостом и фактически представляли собой один город .
Столицей при Птолемеях в Эллинистический период стал расположенный севернее Элефантины город Омбос (греко-римское название египетского города Небит (Небут)). Эта местность также была заселена с глубокой древности — известны археологические находки эпохи верхнего палеолита (50—10 тысяч лет до н. э.) . Сегодня руины города в основном погребены под песком, но главные религиозные сооружения раскопаны и частично восстановлены (территория современного Ком-Омбо , восточный берег Нила в 50 км севернее Асуана ) .
Памятники
Постройки династического периода :
Постройки римского периода :
Важнейшие археологические находки:
|
Название
варианты иероглифического написания :
др.-греч.
Ἐλεφαντίνη
значение-перевод:
|
Описание
поселение на острове
у 1-го порога Нила с эпохи палеолита ; в династический период столица нома Та-сети;
триада Элефантины: священное животное:
поселение на восточ-
ном берегу Нила с эпохи палеолита ; в эллинистический период столица нома Та-сети; |
Современность
по
ЭСБЕ
:
транскрибирование
арабского названия острова — Джезирээс Сагер («остров цветов»), более употребляемое название — Джезирэ-Ассуан;
даны координаты раскопанных главных культовых сооружений на мысу в черте города
Ком-Омбо
;
|
Ряд построек позднего
эллинистического
и
римского
периодов.
Строения:
Наскальные изображения:
Каменоломни династического периода :
Сейчас в Асуане находиться Нубийский музей , некоторые экспонаты его собрания:
Некрополь города Абу :
Наскальные изображения:
|
варианты иероглифического написания :
др.-греч.
Φιλαῖ
древнеегипетское значение-перевод:
Сенем
, Сенмет (егип.)
Абатон , Филы 2 (греч.) варианты иероглифического написания :
транслит.
егип.
jȝt-wˁbt / pr-wˁb
др.-греч.
Φιλαῖ, Ἄβατoν, Ἄbᾰtoς
древнеегипетское значение-перевод:
Сетет
, Сетжет (егип.)
Сатис (греч.) варианты иероглифического написания :
древнеегипетское значение-перевод:
вариант иероглифического написания : лат. Silsilis
древнеегипетское значение-перевод:
Контр Омбос
(рим.)
лат. Contra Ombos
Контр Сиена
(рим.)
лат. Contra Syene
Коноссо
Konosso |
до затопления — 380 м в длину и 120 м в ширину;
культовый центр
на острове у 1-го порога Нила ; здесь находилась святыня древнеегипетской религии — Абатон (одна из гробниц Осириса ); в связи с этим остров считался запретным для смертных (не жрецов);
культовый центр
на острове у 1-го порога Нила ;
с
XVI
-
XIV вв. до н. э.
каменоломни, поселение, гробницы и святилища в основном на восточном берегу;
с
XXIV
-
XVIII вв. до н. э.
некрополь Абу (гробницы номархов Та-сети) на скалистом западном берегу Нила;
отсюда начиналась дорога в
Сиену
, защищенная многокилометровой кирпичной стеной (стена существовала в период
Среднего царства
);
|
затопленный о-в назывался арабами Анас-эль-Вогуд (
араб.
أنس الوجود
), по имени героя одной из сказок «1001 ночи»;
большая часть затоплена
водохранилищем Насер
;
|
1
существовал город с таким названием в V верхнеегипетском номе;
² Филами античные авторы называли два небольших острова у первых порогов, собственно Филы — меньший из островов (
см.
Филы
), а Филы-Абатон — больший;
История
Образование нома Та-сети произошло, вероятно, в силу прагматических причин и датируется позже — вв. до н. э. XXIII - XXII вв. до н. э. , то есть не ранее первого переходного периода . Вся история нома тесно связана с торговыми контактами, военными конфликтами и взаимопроникновением культур двух исторических регионов — Древнего Египта и Нубии .
Период Раннего царства
(ок. 3032/2982 — 2707/2657 гг. до н. э.) (ок. 3000 — ок. 2778 гг. до н. э.)
- XXX век до н. э. — к этому времени относится первое определённое свидетельство походов фараонов в Нубию. На одной из скал на юге от древнего Бухена в Нубии сохранилось изображение связанного пленного, а рядом с ним — имя фараона Атотис (Хор Джера, I династия, правил 2999/2949 — 2952/2902 гг. до н. э.) .
- XXX - XXVIII века до н. э. — египтяне основывают на южной окраине своего государства, где возникнит будущий ном Та-сети, форпосты — небольшие крепости-склады для контроля границы и торговых путей.
Период Старого царства
(ок. 2707/2657 — 2170/2120 гг. до н. э.) (2778—2220 гг. до н. э. )
- Через земли у первых порогов (будущий ном Та-сети) эпизодически проходят армии фараонов, совершающие набеги и экспедиции в Нубию, нацеленные на захват сырья и рабов для развивающегося Египетского государства.
- нач. XXVII века до н. э. — поход армии фараона Джосера . Возвращаясь, Джосер пригонял тысячи черных рабов и огромные стада скота.
- ок. 2595 г. до н. э. — военная экспедиция в Нубию фараона Снофру , который привёл в Египет добычу: 4000 мужчин, 3000 женщин и 200000 быков и баранов.
- XXIII век до н. э. — управляющий Верхним Египтом Хуфхор (Хирхуф) совершил четыре крупных военных и торговых экспедиции продолжительностью 7-8 месяцев каждая в малоизвестные районы Нубии. Вероятно, он прошёл от острова Элефантина на юго-запад около 1500 км .
- кон. периода — в Верхнем Египте возвышается V ном , и область будущего нома Та-сети подчиняется правителям его столицы — Гебту (позже греко-римский Коптос). Так, в указе Неферкахора , кроме прочих титулов, правитель города Гебту называется повелителем земель от Та-сети (здесь Нубия) до нома Систра .
- кон. периода — в Нубии распространяется влияние Египта, через область первых порогов начинают следовать помимо торговых караванов определённые чиновники, которым вменялась в обязанность доставка из Нубии дани, отслеживание состояния здешних водных и сухопутных путей, надзор за укреплениями, разведка новых источников сырья и организация его добычи .
Период Среднего царства
(2119—1794/93 гг. до н. э.) (2160—1785 гг. до н. э.)
- Оживление товарооборота и военно-политическая значимость области приводит к созданию здесь администрации, базирующейся в крепости-складе Абу (греч. Элефантина).
- Захватническая политика Египта вызвала ряд войн с нубийцами, итогом которых становится покорение Нубии и на её территории складывается египетская военная администрация. Некоторая часть нубийской знати начинает поддерживать египтян, дети их вождей получали воспитание и образование в Египте. Происходит планомерная колонизация Нубии Египтом .
Период Нового царства
(1550—1070/1069 гг. до н. э.) (1580—1085 гг. до н. э.)
- Главой административного аппарата в Нубии стал наместник Нубии с титулом « Царский сын Куша » , территория Та-сети попадает в его подчинение.
- XVI — XIII века до н. э. — вероятно со времён XVIII династии вокруг города Небит (позже Омбос) выделилась в рамках первого нома самостоятельная провинция.
Поздний период
( 664 — 336 / 335 гг. до н. э. )
- VII — VI вв. до н. э. — с приходом к власти саисской династии возвращение центра администрации области в Абу (Элефантину).
- 653 — 621 гг. до н. э. произошёл массовый исход «асмах» , стоящих пограничным гарнизоном в Абу (Элефантине). Причиной послужило то, что при фараоне Псамметихе I в течение трёх лет гарнизон не сменялся, что вызвало его недовольство и переселение в Куш , под власть кушитского царя .
Религия
Богами южной части Та-сети, в первую очередь его столицы Абу (Элефантины), с древнейших времён были бараноголовый Хнум — бог- демиург , владыка порогов, его супруга Сатис (Сатет), являвшаяся обожествлением разливов Нила, и их дочь — Анукет (Анукис). Вместе они составляли так называемую Элефантинскую триаду. На островах у порогов находились различные культовые центры: на острове Сехель — богини Сатис, на Биге — Абатон (одна из могил Осириса ). Остров Пи-и-лак (Филы) с незапамятных времён был центром Исиды , а также Хатхор , которая, согласно мифу, возвращаясь в Египет в облике львицы Тефнут , отдыхала здесь .
На севере нома, в городе Небит (Омбосе), процветали культы Хора , Себека и Хатхор . Также почитались Амон , Птах , Хнум , Осирис , Исида , Нефтида , Мин , Тот и менее значительные божества. В период Позднего царства ( VII — IV века до н. э. ) вокруг двух главных богов — Хора и Себека, возникли две божественные триады. Первая — Хор («Старший»), богиня («Добрая сестра») и бог («Владыка двух стран»). Вторая — Себек (бог с головой крокодила), Хатхор (его мать) и Хонсу (его сын) .
Помимо египетского пантеона богов в регионе существовали культы пришлых этнических групп — так, еврейское поселение на Элефантине имело собственный храм, где чтили не только Яхве , но и прочих богов, включая ханаанскую Анат . Связь региона с соседней Нубией отразилась в почитании нубийских богов и Мандулиса . Для нубийцев, также как и египтяне почитавших Исиду и Хатхор, центрами паломничества долгое время оставались острова у первых порогов. Племена и блеммиев поклонялись Исиде на острове Филы, вплоть до III — V веков .
При Юстиниане ( VI век ) в связи с христианизацией области храмы были закрыты или переоборудованы для христианского богослужения.
Хозяйствование
Само географическое положение Та-сети располагало к развитию здесь транзитной торговли — через ном проходили сухопутные и водные пути из Центральной Африки и Нубии в Египет . В столице Абу (Элефантине), а позже и в других городах, формировался рынок слоновой кости , эбенового дерева , золота и редких минералов. Помимо этих товаров с эпохи Старого царства шёл транзит в Египет драгоценных и полудрагоценных камней, диорита , шкур животных, благовоний и стратегического для того времени ресурса — меди .
От Элефантины начиналась так называемая «Слоновая дорога», проходящая через оазисы (ныне колодцы) Дункуль и Селима до восточных склонов плато Дарфур в современном Судане . По ней торговые пути пролегали по левую сторону от Нила, а для преодоления первого порога товары провозили по правому берегу Нила. Здесь в эпоху Среднего царства ( XXII — XVIII века до н. э. ) от местности напротив острова Филы до Сиены была проведена дорога, защищённая многокилометровой кирпичной стеной и имеющая охрану для торговых караванов . Часть торговцев, возможно, перемещалась по Нилу. Античные авторы, описывая местное судоходство, ограничивали его Элефантиной, в связи с естественной преградой — первыми нильскими порогами. Плиний Старший упоминает о сборке на острове Элефантина нубийцами специальных складных кораблей, которые для преодоления порогов разбирали и переносили на плечах, доказывая таким образом, что судоходство на малых судах было возможно и выше по реке .
Помимо торговли в регионе была развита добыча строительного материала, который в больших объёмах поставлялся вниз по Нилу. Известны прославившиеся своим песчаником каменоломни Хенну ( Сильсилий ) на севере нома. В горах Джу-Дешер около Сиены велась добыча красного гранита , разработка карьеров здесь началась со времён Старого царства и продолжалась с различной интенсивностью вплоть до византийских времён. Красный гранит использовался для изготовления монолитных саркофагов, обелисков и огромных статуй, также сиенский гранит применяли в отделке пирамид.
Из крупных строительных проектов в номе, известно об углублении русла Нила, по приказу фараона Сенусерта III . Эти работы были необходимы в связи с тем, что несколько месяцев в году Нил становился труднопроходимым, и чтобы удобнее было добираться до Абу (Элефантины), его углубили.
В эллинистическое время столица нома Элефантина, точнее её пригород Сиена, славились своим виноделием .
Администрация
До образования нома Та-сети и учреждения здесь института номархов область подчинялась «начальнику Верхнего Египта». Со времён V династии (2504/2454—2347/2297 гг. до н. э.) это были чиновники, занимавшие другие важные должности в высшем аппарате власти или находящиеся на должности номарха какого-либо нома (так, «начальником Верхнего Египта» был, например, номарх XII верхнеегипетского нома, современник Пепи I ). Некоторые из них были посланцами фараона в соседней Нубии — им вменялось в обязанность доставка дани, отслеживание состояния водных и сухопутных путей, надзор за укреплениями, разведка новых источников сырья и организация его добычи. В их титулатуре прослеживаются формулы, говорящие иногда о совмещении полномочий «начальника Верхнего Египта» и контролирующего северонубийские земли: «хранители сказанного тайно, принесенного от врат Элефантины», «начальника врат южной Элефантины» .
С конца VI династии (2347/2297—2216/2166 гг. до н. э.) на эту должность часто назначались правители Элефантины, в которой сосредотачивается центр администрации.
Примечания
Сноски
- Поскольку фонетика египетского языка изучена плохо, транскрибирование египетских слов возможно лишь в теории, которая с течением времени развивается и обновляется, что приводит к разным вариантам огласовки большинства слов.
- «Классической» нумерацией номов принята нумерация по данным из «белого святилища» Сенусерта I (для номов Верхнего Египта ), и по данным птолемеевских храмов в Дендере и Эдфу (для номов Нижнего Египта ).
- Додекасхен ( др.-греч. Δωδεκάσχοινος ) — название произошло от протяжённости этой области в длину в 12 египетских σχοτνοι .
- Тахомпсо ( др.-греч. Ταχομψώ ) — город на острове реки Нил, населялся наполовину египтянами, наполовину эфиопами, по берегам вокруг обитали эфиопы-кочевники (блеммии).
- Эвонимиты ( др.-греч. Eὐωνυμῖται ) — народность, которую упоминает Луций Корнелий Александр Полигистор в труде «О делах египетских» Книга I.
- Используемое иногда название VII верхнеегипетского нома носящего имя богини Бат , которую изображали в виде систра с человеческой головой.
- Египтяне из сословия воинов. Возможно это были «каласирии» — потомки вторгшихся и осевших (или добровольно поселённых) в восточной части дельты Нила племён ливийцев, позже переселившиеся на юг (егип. «схм» — по левую руку). Также каласириями называли пехотные подразделения в египетской армии.
- Эти данные попали в руки учёных благодаря найденным в конце XIX века Элефантинским папирусам , из которых удалось узнать о поселении евреев, существовавшем на Элефантине с VI века до н. э. Храм этой общины не сохранился, так как был впоследствии разрушен египтянами.
Источники
- ↑ Montet P. . — Paris: Libraire C.Klinclsieck, 1961. — С. 13. — 239 с. — (Géographie de l'Égypte Anciennе). 14 мая 2019 года.
- ↑ Море А. Нил и египетская цивилизация. — С. 69.
- ↑ Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. — Т. 1. Глава:Древние Египтяне.
- ↑ Бругш Г. Цивилизации. Всё о Египте. — С. 22.
- Бругш Г. Цивилизации. Всё о Египте. — С. 572.
- Блэк Д. Атлас всемирной истории. — С. 159.
- ↑ Белова Г. А. / Главная редакция восточной литературы. — Москва: Наука, 1988. 11 августа 2011 года. . Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 11 августа 2011 года.
- Ф. Любкер. Египет, эгипт // Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер . — 1914.
- Геродот. Книга II Евтерпа. — С. 29.
- . — М. : «Советская энциклопедия», 1973—1982. — С. .
- Gasse A., Rondot V. Les Inscriptions de Sehel. — Le Caire: MIFAO, 2007. — 126 с.
- Воронцов Н. Н. . Русский переплёт (1999). Дата обращения: 16 сентября 2010. 26 ноября 2009 года.
- . Египтологический изборник. Дата обращения: 16 сентября 2010. 30 апреля 2012 года.
- Плутарха. Об Исиде и Осирисе. — С. 43.
- ↑ . Египтологический изборник. Дата обращения: 16 сентября 2010. 1 февраля 2011 года.
- ↑ . Египтологический изборник. Дата обращения: 16 сентября 2010. 1 февраля 2011 года.
- Vignard E. BIFAO XXII. — P. E. L. Smith, American Antropologist, 1966.
- ↑ Ю. фон Бекерат. Chronologie des pharaonischen Aegypten: Die Zeitbestimmung der aegyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. Verlag Philipp von Zabern. — Mainz am Rhein, 1997. — С. 187—192.
- ↑ Бикерман Э. Ближний Восток и античность // Хронология древнего мира. — М. : Наука, 1975. — С. 176—179.
- Перепелкин Ю.Я. Древний Египет // История Древнего Востока. — М. , 1988.
- Павлова О. И. гл. IV // Амон Фиванский. Ранняя история культа (V—XVII династии). — С. 35.
- Бауэр Г. М. (1976). Дата обращения: 16 сентября 2010. (недоступная ссылка)
- Геродот. Книга II Евтерпа. — С. 30—39.
- Швец Н.Н. Словарь египетской мифологии. — М. : ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 251 с. — ISBN 978-5-95244-3466 -0.
- Gutbub A. Textes fontamentaux de la theologie de Kom Ombo // BdE 47. — 1973.
- Jaritz H. The Investigation of the Ancient Wall Extending from Assuan to Philae. — MDAIK 49, 1993. — С. 107—132.
- Плиний Старший. Книга V. Глава 10 // Естественная История. — С. 59.
- Бадж У. Египет: Классический путеводитель.
Литература
- Белова Г. А. / Главная редакция восточной литературы. — Москва: Наука, 1988. от 11 августа 2011 на Wayback Machine
- Butler S. Africa Septentrionalis // Atlas of Ancient & Classical Geography. — Саффолк / Великобритания: Richard Clay & Sons, Limited, 1908.
- Montet P. . — Paris: Libraire C.Klinclsieck, 1961. — 239 с. — (Géographie de l'Égypte Anciennе).
- Nathalie Favry. . — Paris: Presses de l'Université de Paris-Sorbonne (PUPS), 2004. — 431 с. — ISBN 2-84050-276-3 .
Ссылки
- .
- 2021-04-04
- 2