Interested Article - Сплетни
- 2020-05-12
- 1
Спле́тни — слухи , непроверенные сведения, новости и персональные данные , первоначально передаваемые устным путём .
История
В средние века для сплетниц существовало наказание под названием « узда для ругани », когда на голову женщины надевалось металлическое устройство, удерживающее язык в неподвижном состоянии, чтобы она не могла говорить .
Современность
Одним из главных источников быстрого распространения сплетен служат социальные медиа , посредством которых сплетни могут быть перенесены всего за несколько минут из одного уголка мира в другой.
Специалист по управлению персоналом Мэри Горманди Уайт выделяет следующие признаки сплетен на работе:
- Непринуждённо беседующие замолкают («Разговор прерывается, как только вы заходите в помещение»)
- Начинаются высматривания кого-то
- Сотрудники разговаривают на неуместные темы
Маркетинговая компания в ходе исследования выяснила установила, что женщины сплетничают всего лишь около 50 минут в день, в то время у мужчин — 76 минут . В свою Deutsche Welle опубликовала, со ссылкой немецкую компанию Statista , специализирующуюся на потребительских и рыночных данных, и журнал Reader’s Digest , опрос, согласно которому 18 процентов респондентов признались, что сплетничают один раз в неделю, в то время как 11 процентов занимаются этим ежедневно. При этом в качестве основного предмета сплетен для 16 процентов опрошенных выступают соседи и коллеги, для 15 процентов респондентов — родственники, для 14 процентов — друзья и лишь 11 процентов опрошенных — начальство. В среде американских белых воротничков у офисных сплетников первое место заняли миллениалы (81 процент), а второе — бебибумеры (58 процентов). В то время как 30 процентов опрошенных признались, что разносили сплетни по заданию начальства, решившего таким образом узнать о текущих настроениях сотрудников .
Научные исследования
Происхождение и развитие сплетен исследуется эволюционной психологией . Сплетни являются важным средством, с помощью которого люди могут отслеживать репутацию в сообществе и таким образом поддерживать широкое распространение .
Британский антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар рассматривает сплетни как основу для выстраивания в больших сообществах .
В свою очередь эволюционный биолог А. Б. Марков высказывал идею, что главным стимулом для развития речи у людей была необходимость в сплетнях для распространения сведений о «неблагонадежных» членах группы, что способствует её сплочению .
Американский социальный психолог , профессор психологии в одной из своих работ заявляет, что сплетни распространяются якобы со следующими целями :
- укрепить нравственность и ответственность или наказать за их отсутствие
- выявить пассивно-агрессивное поведение , изоляцию и вред другим
- проявление « »
- выстраивание и поддержание чувства общности — общие интересы, информация и ценности
- начало ухаживания , что помогает человеку найти свою пару путём консультирования других
- обеспечение механизма взаимного обмена информацией
Ассоциированный профессор департамента психологии Калифорнийского университета в Риверсайде Меган Роббинс, проводившая совместно со своим коллегой Александром Караном исследование сплетен, поделив их на позитивные, негативные и нейтральные, выяснила, что женщины действительно сплетничают больше мужчин, но, вопреки расхожему мнению, без злословий и вполне нейтрально. Наиболее злые сплетни свойственны для молодёжи. У экстравертов гораздо сильнее выражено желание посплетничать. Кроме того, уровень сплетен не зависит от уровня дохода и социального статуса человека, поэтому бедные и богатые сплетничают одинаково. Также для сплетников первостепенным является тип личности, а не пол, уровень доход или образования. Исследователи выяснили, что основным предметом сплетен (в соотношении 3292 примера сплетен против 369) выступают общие знакомые, а не кто-либо из знаменитостей .
Британский социолог, профессор- эмерит Ланкастерского университета , в свою очередь, отмечал :
Я представил описание исследования роли сплетен в управлении жизнью молодых людей в панджабской общине Лондона . Сплетни — это действенное средство для утверждения и поддержания исходного предположения о том, какая жизнь царит в общине.
Оригинальный текст (англ.)I described a study of the role of gossip in controlling the lives of young people in a London Punjabi community. Gossip is effectively a device for the assertion and maintenance of the background assumptions about the way that a community lives its life
Профессор математики, статистики и информатики Иллинойсского университета в Чикаго оценила в разработанной ею модели, что достаточно 25 человек в качестве первоисточника сплетни, при условии, что член сообщества услышал о ней от двух других (например, отличающихся от него своими политическими взглядами), а затем сам сообщил о ней ещё 20 людям, то, в конечном итоге, сплетня способна овладеть умами от 5 до 10 тысяч человек .
Этика
В Книге Притчей Соломоновых говорится: «Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева» ( Библия , Книга Притчи 18:8). Наушником является переносчик сплетен, а сплетни сравниваются с лакомством, в том смысле, что любители их получают удовольствие, слушая и смакуя сплетни. Сплетни - человеческий порок, когда не проверив информацию, люди передают слухи, выдавая их за факты.
Папа римский Франциск сравнил сплетни с терроризмом , посчитав, что сплетники «бросают бомбы своими языками», которые затем уничтожают человеческие репутации, и заявил, что «сплетничать — значит убивать» .
См. также
Примечания
- ↑ от 16 сентября 2022 на Wayback Machine // Огонёк . — № 39 от 07.10.2019. — С. 4
- Grunert J. "When Gossip Strikes" // OfficePro , January/February 2010, pp. 16-18, at 17
-
↑
[in английский]
(2008–10).
.
Scientific American
.
из оригинала
27 июля 2013
. Дата обращения:
11 августа 2016
.
{{ cite news }}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка ) - Sommerfeld R. D., Krambeck H. J., Semmann D., Proceedings of the National Academy of Sciences . — 2007. — № 104 (44) . — P. 17435-17440. — . 11 декабря 2015 года. //
- Dunbar R. I. // . — 2004. — № 8 . — P. 100—110. 23 июля 2011 года. от 28 июля 2013 на Wayback Machine
- Марков А. Б. от 29 декабря 2020 на Wayback Machine Расширенная версия доклада на IV Международной конференции «Биология: от молекулы до биосферы» (15.12.2009)
- Robbins M. L., Karan A. Who gossips and how in everyday life. Social Psychological and Personality Science. // doi : . — 2019. — Vol. 11. — № 2
- (2004). Sociology: A Short Introduction. Short Introductions. Cambridge: Polity Press. pp. 122–152.
Литература
- Атрибутивная концепция слухов и сплетен // Устойчивое развитие и безопасность России: политические и социально-экономические аспекты: сб. науч. тр.. — Воронеж: ВГТУ , , 2004. — С. 33–40 .
- Сплетни и слухи: психологическая природа различий // Вопросы развития профессионального самопознания студентов-психологов: сб. науч. статей. — Воронеж: МОУ , 2005. — С. 109–118 .
- Атрибутивная концепция слухов, сплетен, городских легенд // Экономика России: от стабилизации к развитию: материалы всеросс. науч.-практ. конф. – Ч. 2. — Воронеж: ВФ , ВГАУ , ВГАСУ , ВГТУ , 2005. — С. 394–397 .
- Сплетня как средство социализации // Вопросы психологии . — 2007. — № 3 . — С. 106—115 .
- Психология сплетни. — Воронеж: Научная книга, 2008. — 136 с.
- Слухи, сплетни, городские легенды: психологическая природа различий // Вопросы психологии . — 2009. — № 4 . — С. 71—79 .
- Сплетничание как социально-психологический феномен // Психологический журнал . — 2009. — Т. 30 , № 1 . — С. 64—72 .
- // Социологические исследования . — 2009. — № 1 . — С. 119—127 .
- Сплетничание как выражение искажений атрибуции // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сб. науч. тр. каф. философии МПГУ. — М. : Экон-Информ, 2010. — Вып. XLIII . — С. 55–60 .
- , Коваль Н. А., Мильруд Р. П. Сплетничание как выражение искажений атрибуции // . — 2012. — № 3 . — С. 267—275 .
- Психология слухов и сплетен. — СПб. : Речь, 2012. — 240 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9268-1282-1 .
Ссылки
- 2020-05-12
- 1