Interested Article - Кашпирский монастырь

Кашпирский монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви , действовавший в конце XVII — первой трети XVIII века в городке Кашпир (Сызрань) . Был создан в 1685 году в Сызрани как Вознесенский монастырь, спустя два года перенесён в Кашпир, где стал архиерейским домом Казанской епархии. В 1712 году переформирован под названием Благовещенский монастырь. В 1764 году был упразднён в ходе секуляризационной реформы Екатерины II. К настоящему времени сохранилось здание монастырского храма, ведутся работы по воссозданию монастыря на прежнем месте.

Основание

В 1683 году царским указом на Волге была основана крепость Сызрань, в гарнизон которой были переведены солдаты и сержанты из Симбирска , Казани , Тетюш , Чебоксар .

В 1684 году старец Кирилл и солдаты «новорождённой крепости Сызран » обратились с прошением об открытии в крепости монастыря для горожан и солдат, пожелавших принять монашество : «…Многие из солдат „стары и дряхлы“, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…»

2 (12) мая 1685 года (иногда встречается дата 22 декабря 1684 года ) была подписана грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей , адресованная Симбирскому стольнику и воеводе М. А. Головину и дьяку А. Яцкому, о строительстве на стрелке, образуемой реками Сызран и Крымза , мужского монастыря во имя Вознесения Господня , Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила . Для строительства был отведён участок земли 200 на 200 саженей . На содержание обители в 1867 году ей было отведено около 3500 десятин земли по реке Сызран и окрестности .

Однако ещё 1 апреля 1687 года по просьбе старца Кирилла царским указом монастырь был переведён в основанный незадолго до этого в восьми верстах ниже по течению Волги городок Кашпир , и он стал именоваться Кашпирским Вознесенским. Отведённый монастырю земельный участок также отошёл к Кашпирскому монастырю. На прежнем месте, в Сызрани, была построена часовня , там осталось жить несколько членов братии во главе со старцем Филаретом .

Несколько лет спустя оставшиеся монахи и сызранские горожане вновь обратились с прошением об открытии монастыря в Сызрани и о возвращении от Кашпирского монастыря Сызранскому пожалованной тому земли. В 1691 году патриарх Адриан разрешил воссоздание монастыря . В 1693 году окончилось разбирательство между двумя монастырями, кому владеть жалованной землей : часть земли отошла Сызранскому монастырю, остальное разделили города Сызрань и Кашпир .

В 1692 году Кашпирский Вознесенский монастырь был обращен в архиерейский дом Казанской епархии . В 1704 году монастырь получил от властей новый земельный участок, что стало исключительным случаем в правительственной политике в отношении монастырей для начала XVIII века .

Основной хозяйственной деятельностью монастыря было сельское хозяйство . Монастырю были выделены крепостные крестьяне . Недалеко от монастыря в слободке размещалось десять крестьянских дворов, жители которых выращивали хлеб, косили сено, заготавливали дрова для монастыря, отбывая барщину , являвшуюся основной формой организации феодальной ренты в монастыре, как и в большинстве иных монастырей региона в конце XVII века . Для управления крестьянами в монастыре в архиерейском доме проживал в 1697 году посольский старец Серапион, крестьяне имели выборного старосту «Власку Матвеева», через которого и получали распоряжения. Несмотря на причисление обители в домовые монастыри казанского митрополита, казанские власти в управление монастырём практически не вмешивались, никаких сведений об указаниях строителям монастыря или посылке приказчиков историкам неизвестно .

Дальнейшая история монастыря исследователям не известна, однако уже в 1712 году монастырь был воссоздан под новым именем .

Воссоздание

Кашпирский воевода Семён Константинович Дмитриев в 1711 году построил на берегу Волги деревянную Благовещенскую церковь. Спустя год, в 1712 году при церкви был создан мужской монастырь с таким же названием Кашпирский Благовещенский монастырь .

В 1730 году под руководством Дмитриева же в монастыре взамен обветшавшего деревянного храма был построен каменный храм во имя Благовещения пресвятой Богородицы с приделами во честь Богоявления и во имя святого Иоанна Богослова . По имени придела иногда монастырь именовался Богоявленским , а по имени строителя — Симеоновским . Впоследствии Дмитриев тоже принял монашеский постриг, скончался в монастыре и был похоронен на монастырском кладбище .

В монастыре была настоятельская и четыре деревянные братские кельи, территория была засажена вишнями и яблонями . Монастырь окружала каменная ограда в 154 метра длиной. Над святыми воротами находилась каменная колокольня с четырьмя колоколами. При монастыре имелся скотный двор с лошадью и парой коров и хлебный амбар .

Для пропитания монашествующих Дмитриев пожертвовал монастырю несколько своих крепостных вместе с землей, поселившихся в прилегающей к монастырю с северо-запада слободке

Сохранились имена нескольких настоятелей: иеромонах Ипполит (1758 год), иеромонах Амвросий (1761—1764 год) .

В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был упразднён, монахи были расселены по соседним монастырям. Практически все монастырские постройки разрушились к концу XVIII века. Благовещенский храм же использовался как приходской для сёл Монастырское (при советской власти переименованное в Рудницкое) и Семёновское .

Примерно в середине XVIII века в Кашпире был обретен образ в честь усекновения главы Иоанна Предтечи , почитавшийся как чудотворный. Икона находилась в Благовещенском храме. Позднее образ был утрачен .

12 (24) сентября 1871 года храм посещал император Александр II с наследником престола великим князем Александром Александровичем , в храме служилась обедня .

При советской власти

При заполнении Саратовского водохранилища оказались уничтожены оба села, к приходу которых относился некогда храм. Церковь оказалась в отдалении 8 км от ближайшего населённого пункта . Храм долгое время находился в запустении, от него сохранились частично стены и свод крыш, часть поздних росписей .

Современность

В 2004 году было проведено обустройство бывшего монастырского кладбища .

В 2006 году началось восстановление монастыря, министерством культуры и молодёжной политики Самарской области было выдано реставрационное задание на разработку научно-проектной документации и проведение ремонтно-реставрационных работ, Поволжское управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия выдало разрешение на производство работ по сохранению объектов культурного наследия . В 2007 году велись подготовительные работы: расчистка мусора , согласование документации, началось строительство нового деревянного храма, окончившееся в 2008 году. Также было заложено ещё несколько зданий на прилегающей территории .

19 июня 2008 года состоялось освящение куполов, крестов и изготовленных по специальному заказу в Воронеже колоколов. Саратовские художники под руководством иконописца Игоря Шимакина установили в новом храме иконостас . К настоящему времени продолжается строительство и ведётся отделка колокольни, монашеских келий, трапезной , на первом этаже которой предполагается продуктовый склад, гостиницы на 5 номеров, архиерейского дома и бани .

Предполагается также строительство теплицы , овощехранилища, омшаника и купели . Также должны появиться монастырская ограда, кладбище, электричество и причал на берегу Волги .

Примечания

  1. . Вознесенский мужской монастырь города Сызрань. Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июня 2015 года.
  2. Татьяна Афанасьева. . Самарская и Сызранская епархия РПЦ . Дата обращения: 14 июля 2015. Архивировано из 14 июля 2015 года.
  3. , с. 36.
  4. Якунин В.Н. История Самарской епархии. — Тольятти , 2011. — С. 37. — 625 с. — 1500 экз. ISBN 978-5-9581-0235-8 .
  5. , с. 37.
  6. Госархив г. Сызрани, ф.51, оп. 1, д. 9
  7. , с. 40.
  8. , с. 41.
  9. , с. 50—51.
  10. , с. 42.
  11. Дубман Э. Л. // Хозяйственное освоение Среднего Поволжья в XVII веке: по материалам церковно-монастырских владений. — Куйбышев: Самарский государственный университет , 1991. — 90 с.
  12. Дубман Э. Л. // Хозяйственное освоение Среднего Поволжья в XVII веке: по материалам церковно-монастырских владений. — Куйбышев: Самарский государственный университет , 1991. — 90 с.
  13. . ООО «Лидер-Тюнинг». Дата обращения: 21 августа 2015. Архивировано из 21 ноября 2015 года.
  14. Дубман Э. Л. // Хозяйственное освоение Среднего Поволжья в XVII веке: по материалам церковно-монастырских владений. — Куйбышев: Самарский государственный университет , 1991. — 90 с.
  15. Дубман Э. Л. // Хозяйственное освоение Среднего Поволжья в XVII веке: по материалам церковно-монастырских владений. — Куйбышев: Самарский государственный университет , 1991. — 90 с.
  16. Александр Молчанов. . Александр Молчанов. Дата обращения: 19 августа 2015. 13 июля 2015 года.
  17. . Радио «Вера» (20 июля 2014). Дата обращения: 21 августа 2015. 1 октября 2015 года.
  18. , с. 1.
  19. . Сызрань. Туристический портал . Управление по молодёжной политике и туризму Администрации г. Сызрань (9 августа 2013). Дата обращения: 21 августа 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  20. Сергей Зацаринный. // Кто есть кто в Сызрани: справочно-энциклопедическое издание / Ред.-сост. Е. Мочалова. — Самара: Навигатор, 2001. — 328 с. — ISBN 5-901103-05-X .

Литература

  • Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.): Справочник / Сост. B. C. Блок, К. А. Катренко. — Самара : Самарский Дом печати, 2002. — С. 36—40. — 216 с. — 1000 экз.
  • Яхонтов А. К. . — Симбирск : типо-лит. А.Т. Токарева, 1901—1902. — С. 37—75. — 96 с.
  • Невоструев К. И. Описание Кашпирского Благовещенского Симонова монастыря. — М. : Тип. Грачева и комп., 1868. — 6 с.


Источник —

Same as Кашпирский монастырь