Дордже
- 1 year ago
- 0
- 0
Ролпе Дордже ( тиб. རོལ་པའི་རྡོ་རྗེ་ , Вайли rol pa'i rdo rje ; 1340—1383) — Кармапа IV, глава школы карма-кагью тибетского буддизма.
Согласно легенде, мать Четвёртого Кармапы во время беременности слышала звуки мантры « Ом мани падме хум », а как только ребёнок родился, он сразу же произнес эту мантру . Ещё в подростковом возрасте, Кармапа получил формальную передачу линий Кагью и Ньингма от уже пожилого в то время великого ньингмапинского гуру, , духовного преемника Третьего Кармапы (Рангджунг Дордже) . В возрасте 19 лет Ролпе Дордже принял приглашение Тогон-Тэмура вернуться в Китай . Там он давал поучения в течение 3 лет и основал множество храмов и монастырей.
По возвращении в Тибет , в регионе Цонгка, Ролпе Дордже дал обеты мирянина маленькому мальчику и предсказал, что тот сыграет очень важную роль в тибетском буддизме. Это был Цонкапа , будущий основатель школы гелуг , которая знаменита своими учителями — Далай-ламами .
Со смертью императора Тогон-Тэмура монгольской династии Юань в Китае закончилась, ей на смену пришла династия Мин . Новый император пригласил Ролпе Дордже, однако последний отклонил приглашение и послал вместо себя другого ламу .
Ролпе Дордже был знаменит своими песнями и стихотворениями. Он очень любил индийскую поэзию. Однажды его ученица Пуньядхари увидела во сне огромную тханку (танка) , изображающую Будду Шакьямуни : лицо Будды было на ней шириной в 20 локтей. Услышав об этом сне, Кармапа придумал способ сделать так, чтобы он сбылся. Ролпе Дордже объехал верхом большой участок земли, рисуя контур этого изображения прямо на почве копытами коня. И пропорции тела Будды, нарисованные таким необычным способом, были идеальны. Затем рисунок перенесли на огромный кусок шелка. По обе стороны от центральной фигуры Будды Шакьямуни на тханке изображались двое Бодхисаттв : Манджушри и Майтрейя . Над этим шедевром тринадцать месяцев трудились пятьсот человек .
Кармапа много путешествовал, проявлял всестороннюю активность в Дхарме и занимался благотворительностью. Для себя Ролпе Дордже установил в своём путешествующем лагере такой же строгий распорядок, как и в монастыре. С момента пробуждения и до девяти часов утра он выполнял свои духовные практики. Затем до полудня давал наставления по Дхарме. В полдень приступал к простираниям и медитации при ходьбе. Послеобеденное время он посвящал медитации на Бодхисаттву Любящие Глаза , а вечером изучал или писал тексты .
Среди ближайших учеников Кармапа Ролпе Дордже были Шамар Каче Вангпо, Другунг Чокьи Даргпа и Лозанг Драгпа Цонкапа .
Монастырь Шадзонг Ритро около поселения Такцер, где родился Далай-лама XIV , был основан Четвёртым Кармапой в 14-м веке.