Interested Article - Кая, Лев Исаакович

Лев Исаакович Кая ( 8 июня 1912 , Симферополь 30 сентября 1988 , Симферополь ) — советский инженер- химик , историк-любитель, крымский краевед , посвятивший изучению материалов Крымского государственного областного архива более 30 лет. Автор нескольких статей по истории караимов и крымчаков .

Биография

Родился 8 июня 1912 года в Симферополе. Крымчак. Его отцом был известный крымчакский просветитель и этнограф Исаак Самуилович Кая (1887—1956) . Мать — Ольга Юдовна Хондо, родилась в 1898 году в семье симферопольского купца 2-й гильдии Юды Моисеевича Хондо, по профессии педагог, начавшая свою трудовую деятельность в качестве учительницы в Карасубазарской крымчакской Талмуд-Торе , скоропостижно скончалась в 1940 году, погребена в Керчи. Л. И. Кая был старшим сыном в семье. Младшая сестра — Клара Исааковна Кая (1916—1975), скончалась и похоронена в Одессе. Младший брат — Яков Исаакович Кая (1917—1942), пропал без вести на фронте. Племянница — Наталия Леонидовна Коробач, дочь К. И. Кая, поддерживавшая тесные отношения с Львом Исааковичем вплоть до его кончины в 1988 году, в настоящее время проживает в г. Ашдоде, Израиль. Жена — Анна Фёдоровна Панкова, скончалась в январе 1988 года в Симферополе. Двоюродный брат и близкий друг — Яков Иосифович Бакши (1915—1998), собиратель и хранитель памяти о И. С. Кая, экономист по профессии, до последних дней жизни проживал в г. Гянджа, Азербайджан.

Кая получил традиционное начальное образование в крымчакской Талмуд-Торе в Карасубазаре (ныне г. Белогорск), заведующим которой вплоть до закрытия в 1921 году являлся его отец И. С. Кая. Закончил среднюю школу в Симферополе, позднее поступил в Казанский индустриальный техникум. Продолжил обучение в Ленинградском химико-технологическом институте . После получения диплома был направлен на работу в город Грозный . С 1940 года и вплоть до ареста в 1942 году занимал должность главного инженера карбидного завода.

Арестован 16 мая 1942 в Грозном. Позднее, 1 марта 1944 года по обвинению в контрреволюционном саботаже и связи с немецкой разведкой (ст. 58-14 УК РСФСР) приговорен к 10 годам лишения свободы с заключением в ИТЛ (о приговоре узнал уже в лагере). Основную часть срока отбывал в ИТК Узбекистана, в 1948 переведён в Горлаг в Норильске. Освобождён в 1951 году, полностью реабилитирован спустя шесть лет — в 1957 году. Впоследствии вернулся на родину (в 1953 году переезжает на постоянное жительство в Симферополь). В 1960-х — 1970-х годах работал начальником кислородной станции.

После смерти отца, выдающегося крымчакского просветителя И. С. Кая (скончался 30 марта 1956 года, похоронен на 3-м еврейском кладбище г. Одесса), Лев Исаакович обнаруживает большой архив этнографических материалов, лингвистических трудов и исследований по крымчакской тематике. По наблюдению Н. Л. Коробач, знакомство и изучение архива отца определили занятия краеведа на последующие 30 лет.

Скончался 30 сентября 1988 года в Симферополе . Похоронен на городском кладбище « Абдал ».

Краеведческая деятельность

С середины 1960-х активно занимался изучением материалов Крымского областного государственного архива . В сферу исследований краеведа входила история, культура, язык и этнография старожильческих иудейских общин Крыма: караимов и раббанитов-крымчаков. Научный интерес Л. И. Кая распространялся также на историю литовских, польских и западноукраинских караимских общин. Л. И. Кая вручную переписал и частично обработал значительный объём архивных документов, представляющих собою большую научную ценность . Переписал практически все русскоязычные дела из фонда Таврического и Одесского караимского духовного правления (Ф. № 241), хранившиеся в Крымском областном государственном архиве (КОГА). Отдельный интерес представляют также перепечатанные им на пишущей машинке редкие публикации по истории и этнографии караимов, перевод на русский книги С. Б. Шишмана, а также коллекция самодеятельных работ караимских и крымчакских авторов. Среди них — труды С. И. Кушуль , З. И. Синани, В. М. Ачкинази, Б. Я. Кокеная и некоторых других.

Лев Исаакович тесно сотрудничал и вёл обширную переписку с учёными: В. Черниным , М. Эзером (Макушкиным), М. Полинской, И. Котлером, М. Куповецким, А. Хазановым, К. Б. Старковой, В. И. Филоненко , В. В. Лебедевым, Р. Каплановым , А. Н. Торпусманом , Е. Я. Сатановским , М. А. Членовым , Л. Н. Черенковым и другими специалистами по гебраистике , филологии и тюркологии в СССР середины 1970-х — конца 1980-х годов. Из переписки Льва Исааковича с учёными можно многое узнать не только о биографии и трудах исследователя, но и почерпнуть важную информацию о состоянии крымчакской и караимских общин того периода: Кая рассказывает о ведущих персоналиях общинной жизни того времени. Кроме того, там же он сообщает о своих исследованиях: письма во многом дополняют труды Кая, так как именно в них краевед с горечью говорит о проникновении мифологемы о тюркском происхождении в крымчакскую среду. Помимо этого, исследователь погружается и в более ранние периоды истории своего народа, излагая ценные сведения, приводя при этом ссылки на источники, которые он так и не включил в свои работы.

Крест над памятником русским воинам, погибшим при штурме Евпатории 17 февраля 1855 года, восстановлен по ходатайству Кая

В очерках, написанных Л. И. Кая в последние годы жизни, автор вступает в острую полемику с караимскими общественными деятелями, учёными прошлого и настоящего, специализирующимися по этой тематике, которые, по его мнению, умышленно, отказываясь от их иудейского прошлого, фальсифицировали этническую историю караимов, выдумывая разного рода мифологемы об этногенезе и языке собственного народа. Явление фальсификации и искажения истории, по мнению Л. И. Кая, было вызвано у караимов желанием дистанцироваться от тяжёлой участи еврейского народа, подвергавшегося религиозной дискриминации в Российской империи, понёсшего огромные потери в Холокосте и претерпевшем разного рода гонения по причине «пятого пункта» в послевоенный советский период.

Мастерски владея материалом и обладая энциклопедическими знаниями, Л. И. Кая последовательно выступал против фальсификации истории, основываясь на собственных архивных находках. По стилистике изложения труды краеведа близки к публицистике: сказывалось отсутствие системного исторического образования, а также познаний в методологии написания научных работ и анализе источников. Статьи нуждаются в подробных комментариях специалистов: историк-любитель Кая, призывая оппонентов к дискуссии, не скрывал при этом личного, часто негативного, отношения к тому или иному автору или караимскому общественному деятелю.

Тем не менее, несмотря на их несколько любительский и эмоциональный характер, статьи Л. И. Кая имели в своё время — и имеют сейчас — большое академическое значение. В 1980-е годы они стали ласточками надвигающихся процессов перестройки и гласности, которые затронули, в том числе, и научный мир. Его статьи распространялись тогда как своеобразный полулегальный самиздат и читались, пожалуй, десятками самых разных людей. Недаром одна из его статей была опубликована в известном самиздатовском журнале того времени — Еврейском историческом альманахе. Сам Кая, конечно, мечтал о публикации своих работ в официальной советской прессе и научных изданиях, но даже в годы перестройки его труды были слишком резки и неудобны. Единственной прижизненной публикацией Л. И. Кая в советских органах печати стала короткая заметка об истории Чуфут-Кале , опубликованная в 1979 году на языке идиш.

В 1981 году благодаря требованиям Л. И. Кая был восстановлен крест над памятником русским воинам , павшим при штурме Евпатории во время Крымской войны . В 1983 году, также по настойчивому требованию Кая, был демонтирован безмогильный памятник Б. Я. Кокенаю на караимском кладбище близ Чуфут-Кале (возвращён на место в 1989 году караимским обществом) .

Наследие

Часть научного архива Л. И. Кая ныне хранится в отдельном фонде Р-4967 «Кая Лев Исаакович — краевед» Государственного архива Республики Крым в Симферополе (213 дел за 1892—1988 годы) . Вторая часть архива (личный фонд Л. И. Кая) находится в Межрегиональной общественной организации «Федерация еврейских организаций и общин — Ваад (Совет)» в Москве.

Несколько работ исследователя опубликованы в наши дни в Крыму и Израиле . Осенью 2022 года был издан сборник статей и документов «Меж веков, эпох и судеб. Крымчаки и караимы Крымского полуострова в XVIII—XX веках» (редакторы-составители М. Я. Гурджи и М. Б. Кизилов), в который включены все ранее неизданные труды краеведа.

Критика

Д. А. Прохоров и О. Б. Белый так оценивают труды Л. И. Кая, объединённые темой «Очерки по истории караимов в России»:

К сожалению, наряду с использованием документального материала архива, работы Л. И. Кая отличались полемическим характером и некоторой тенденциозностью; исследователь имел склонность только на основании неоднозначных фактов политической истории караимов XIX—XX вв. однозначно решать многие вопросы этногенеза и этнической истории этого народа .

Библиография

  • «Караимские имена и фамилии (каталог)» (Симферополь, 1968).
  • «Материалы о крымчаках КОГА» (Симферополь, 1969).
  • «История одного памятника» (Симферополь, 1979).
  • «О так называемом караимском языке» (Симферополь, 1981).
  • «Оплошность (признание) газзана Фенерли» (Симферополь, 1987).
  • «Деревня Раатлыкой. Первое сельскохозяйственное поселение крымчаков в Крыму» (Симферополь, 1987).
  • «Баловни судьбы. Очерки истории караимов России» (Симферополь, 1988).
  • «Цу гешихте фун Чуфут-Кале»// Советиш геймланд . 1979. № 11. С. 65-66.

Примечания

  1. Гурджи М. Я. Гражданин, ученый, человек / /Кърымчахлар, выпуск 2-3, Симферополь, 2007. С.32-37.
  2. Гурджи М. Я. Незабытые имена: Лев Исаакович Кая (1912—1988) // «И жить, и памятью вернуться…». Крымчаки: история, этнография, культура / Сост. М. Гурджи. Иерусалим, 2021. С. 197—202.
  3. О. Б. Белый. Научный архив Л. И. Кая… // История и археология Юго-Западного Крыма (Симферополь. 1993. С. 239—246). При жизни были опубликованы только две работы исследователя: Кая Л. И. Оплошность караимского раввина Фенерли: эпизод из времен судебного дела Бейлиса // Еврейский исторический альманах / Сост. А. Разгон. М., 1987. С. 37-45. Кая Л. И. Цу гешихте фун Чуфут-Кале // Советиш Геймланд. 1979. № 11. С. 65-66.
  4. Ельяшевич В. А. (3 августа 2015). Дата обращения: 9 июля 2022. 8 августа 2022 года.
  5. Тирияки В. : [ 17 октября 2017 ] // Известия Духовного управления караимских религиозных организаций Украины. — 2012. — № 5 (14) (ноябрь). — С. 3—4.
  6. . Архивы Республики Крым . Дата обращения: 9 июля 2022.
  7. См. Кая Л. И. Крымчакские имена // «И жить, и памятью вернуться…». Крымчаки: история, этнография, культура / Сост. М. Гурджи. Иерусалим, 2021. С. 149—155. Кая Л. И. Деревня Раатлыкой. Первое сельскохозяйственное поселение крымчаков в Крыму. Альманах «Кърымчахлар». Сборник статей и документов о крымчаках (XVI—XXI вв.). Ред. М. Кизилов и Н. Сумина. Выпуск 1. Симферополь. 2020 С.13-19.
  8. Прохоров Д. А., Белый О. Б. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. — 2008. — Вып. XIV. — С. 515. — ISSN .

Литература

  • Гурджи М. Я. Гражданин, учёный, человек // Альманах «Кърымчахлар» , Вып. 2-3 , Симферополь, 2007.С.32-37.
  • от 26 января 2022 на Wayback Machine
  • Меж веков, эпох и судеб. Крымчаки и караимы Крымского полуострова в XVIII - XX веках / Редакторы-составители М.Гурджи и М.Кизилов. Иерусалим-Симферополь, 2022.
  • Гурджи М. Я. Незабытые имена: Лев Исаакович Кая (1912—1988) // «И жить, и памятью вернуться…». Крымчаки: история, этнография, культура / Сост. М. Гурджи. Иерусалим, 2021. С. 197—202.
  • от 12 мая 2021 на Wayback Machine
  • от 12 мая 2021 на Wayback Machine
  • Торпусман А. Вспоминая Рашида // Рашид Мурадович Капланов. Труды, Интервью, Воспоминания. Москва, 2010. С. 300—302.
  • Гуркович В. Н. Этнограф по призванию (Л. И. Кая) // Альманах «Кърымчахлар». Вып. 2-3. Симферополь, 2007. С. 51-59.
Источник —

Same as Кая, Лев Исаакович