Interested Article - Ха-Поэль ха-Цаир

Ха-Поэ́ль ха-Цаи́р ( ивр. הפועל הצעיר ‎, Молодой Рабочий ) — сионистское рабочее движение, позже — партия, действовавшая в Палестине с 1905 по 1929 год на принципах социалистического сионизма . В 1930 году объединилась с « Ахдут ха-Авода » в партию МАПАЙ .

Создание и идеология

Шломо Цемах, один из основателей «Ха-Поэль ха-Цаир»

У истоков движения «Ха-Поэль ха-Цаир» стояли деятели Второй алии , в числе которых был . Первая ячейка организации была создана в Петах-Тикве . Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал , бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии печатного органа партии МАПАЙ ). Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы сионизма необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими ( Киббуш ха-авода , англ. כיבוש העבודה , в буквальном переводе Завоевание труда ), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно Краткой еврейской энциклопедии , «Ха-Поэль ха-Цаир» стал первой рабочей партией в Палестине .

Идейно движение «Ха-Поэль ха-Цаир» было оппонентом другой сионистской организации, « Поалей Цион », бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре , в частности, критикуя её выраженную социалистическую программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ха-Поэль ха-Цаир», была непригодна для Палестины того времени. Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную Хаимом Арлозоровым на основе теорий Густава Ландауэра и Мартина Бубера (последний сам принимал участие в деятельности «Ха-Поэль ха-Цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды «Еврейского легиона» в годы Первой мировой войны , мало кто из членов второй организации пошёл воевать . В «Ха-Поэль ха-Цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на идиш и его популяризацию в странах рассеяния и поддерживали возрождение иврита , что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ха-Поэль ха-Цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион» . На практике, однако, обе организации активно сотрудничали .

Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянный приток еврейских иммигрантов из диаспоры .

Поселенческая деятельность

Принцип на практике подразумевал отказ от наёмного арабского труда в уже созданных еврейских поселениях в Палестине (так называемых «мошавот») и создание новых сельскохозяйственных поселений, базирующихся на еврейском труде. Яростным защитником этой идеи, носившей название «завоевание почвы», в «Ха-Поэль ха-Цаир» был Йосеф Виткин . Движение «Ха-Поэль ха-Цаир» принимало активное участие в создании на территории Палестины кибуцев и мошавов , не отдавая предпочтения одной форме коллективного хозяйствования перед другой. В итоге члены организации были среди основателей как первого кибуца Дгания , так и первого мошава Нахалаль . Они принимали участие и в организации самообороны вновь создаваемых поселений, однако не входили в группу « Ха-Шомер », в которой состояли в основном члены «Поалей Цион» .

Политика и общественная деятельность

Начиная с VIII Всемирного сионистского конгресса в 1907 году «Ха-Поэль ха-Цаир» принимал регулярное участие в работе этого руководящего органа сионистского движения. В 1921 году лидер движения Йосеф Шпринцак стал членом исполкома Всемирной сионистской организации и, как указывает Электронная еврейская энциклопедия, первым представителем рабочих партий Палестины в его составе .

В странах рассеяния «Ха-Поэль ха-Цаир» сотрудничал с организациями « Гордония » (названа в честь одного из духовных лидеров «Ха-Поэль ха-Цаир» Аарона Давида Гордона ) и . Апогеем работы в диаспоре стало создание в 1920 году Всемирной организации «Ха-Поэль ха-Цаир» .

Наряду с одноимённой газетой, движение «Ха-Поэль ха-Цаир» выпускало с 1919 по 1921 год ежемесячник « » литературно-публицистического содержания (редактор Яков Фихман ). Под эгидой движения также действовало издательство «Ха-Поэль ха-Цаир», выпускавшее научные брошюры на иврите .

После создания Объединённых профсоюзов Палестины (Гистадрут) , в котором «Ха-Поэль ха-Цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию « Ахдут ха-Авода », которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на партийном съезде 1929 года большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут ха-Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название МАПАЙ ( ивр. מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל ‎, Мифлегет поалей Эрец-Исраэль , дословно — Рабочая партия Земли Израиля ) .

Примечания

  1. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Halpern, Reinharz, p. 158.
  3. Halpern, Reinharz, p. 177.
  4. Halpern, Reinharz, p. 159.
  5. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Ссылки

  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Ben Halpern, Jehuda Reinharz. The Young Workers. // . — NY: Oxford University Press, 1998. — P. 145—171. — 293 p. — ISBN 0-19-509209-0 .
Источник —

Same as Ха-Поэль ха-Цаир