Interested Article - Хазарский протекторат над Херсоном

Хаза́рский протектора́т — эпизод в истории византийского Херсона , когда в начале VIII века город в течение нескольких лет находился в составе Хазарского каганата . Протекторат был установлен по просьбе самих горожан и местных властей, которые опасались репрессий, после того как в Константинополе в 705 году произошёл дворцовый переворот и к власти вернулся император Юстиниан II , крайне враждебно настроенный к жителям Крыма .

В городе при сохранении местного самоуправления появился назначенный хазарским каганом наместник . Из источников не ясно, в какой именно момент и как это произошло. Известно только, что задействованные хазарами военные силы были незначительными и византийско-хазарские отношения первое время оставались мирными. В 710 711 годах Юстиниан отправил против Херсона три карательные экспедиции, первая из которых вернула императору контроль над городом и взяла в плен хазарского чиновника. Две другие, как сообщают византийские хронисты, были отправлены, чтобы полностью разрушить Херсон, Боспор и остальные крымские города. Их жители, узнав о грозящей опасности, тоже обратились к хазарам за защитой. Военные действия были остановлены подошедшей хазарской армией, после чего хазары вмешались в византийскую политику и сыграли определяющую роль в утверждении нового императора.

Предыстория

Византийская империя к 717 году . Вверху справа территория Херсона, Сугдеи и климатов Готии
«Базилика 1935 года» в Херсонесе

В начале средних веков Херсон (так с IV века н. э. стал называться Херсонес ) был отдалённым провинциальным городом Византийской империи. Утратив значительную часть прежнего античного процветания, он, тем не менее, продолжал оставаться крупным городским центром и главным византийским форпостом в Крыму. Мощные крепостные стены и удачное приморское расположение уберегли его от нашествий варваров. За всё время Великого переселения народов , когда в Крым последовательно вторгались сменявшие друг друга племена готов , гуннов , тюркютов , оногуров , хазар , а после них венгров и печенегов , Херсон ни разу не был завоёван, хотя, порой, его обитатели, по выражению одного из источников, «чувствовали себя скорее жителями тюрьмы, чем города, из которого не смели выходить» . Впрочем, периоды острой конфронтации являлись исключением, а в норме отношения херсонитов с варварской периферией были мирными, поскольку соседствующие с городом кочевники всегда нуждались в местной ремесленной продукции и византийских предметах роскоши, а городские жители — в сельскохозяйственных товарах . В Юго-Западном Крыму и на Керченском полуострове существовали и другие области с христианским византинизированным населением: портовые города Боспор и Сугдея , в горах — архонства или клима́ты Готии . У них были политические и церковные связи, как с Херсоном, так и с общеимперской администрацией, но непосредственная власть варваров здесь всегда ощущалась намного сильнее, гораздо большей была и доля пришлого населения.

С хазарами Византийская империя впервые тесно соприкоснулась во время своей войны против Сасанидского Ирана , в 626—630 годах. Хазары тогда оказали византийцам ценную военную помощь , общими усилиями сокрушив Иран и завоевав Закавказье. После того как в середине VII века Хазарский каганат окончательно обособился от Западно-Тюркского каганата и стал самостоятельным государством, хазарско-византийское сближение стало ещё более насущным, поскольку теперь вместо Ирана их новым общим врагом стал только что возникший Арабский халифат (с 661 года с центром в Сирии и столицей в Дамаске ). Хазары не имели общих границ с владениями Византии, пока в 660-е годы они не разбили булгар и утвердились в степях Приазовья и Северного Причерноморья, после чего им открылся путь для экспансии в Крым. Произошедшие события являются первыми и самыми ранними в письменных источниках достоверными известиями о присутствии хазар на полуострове .

Солид императора Юстиниана II

В 695 году в Византии был свергнут правивший уже 10 лет император Юстиниан II. Придя к власти в 16-летнем возрасте, он проявил себя как энергичный, но при этом крайне властный, вспыльчивый и жестокий человек, «беспощадный к действительным и мнимым врагам» . Крайнюю степень раздражения у населения вызвали введённые им новые налоги, которыми были обложены не только рядовые жители, но и вся знать, а также беззаконные методы, которыми эти налоги взыскивались.

Юстиниан между тем старался о построении дворцов и построил так называемую столовую Юстинианову и стены около дворца. <…> При сем в должность генерала-счетчика определил он какого-то аббата Феодота, который прежде жил в отшельничестве в теснинах Фракийских. Этот бедовый и слишком жестокий человек, требуя отчетов, налогов и взысканий, вешал на веревках и соломою подкуривал многих правителей государственных, людей знаменитых, не только должностных, но и частных жителей градских, и все это без вины, понапрасну, и без всякого предлога. Сверх того градоначальник по царскому повелению заключал в темницы весьма многих и заставлял томиться их там целые годы. Все это увеличило в народе ненависть к царю.

Поводом к восстанию стал слух о том, что Юстиниан собирается устроить в Константинополе ночное избиение народа и покарать патриарха . Переворот возглавил военачальник Леонтий , которого Юстиниан на три года посадил в тюрьму из-за проигранной битвы при Себастополисе . Леонтий:

Вошедши, отворил темницы, освободил многих заключенных благороднейших людей, от шести и до восьми лет томившихся в оковах, большею частью воинов, и вооруживши их вышел на площадь, восклицая: все христиане к святой Софии; и пославши по всем частям города, приказал восклицать те же слова.

Заручившись поддержкой патриарха, Леонтий арестовал Юстиниана. Утром следующего он вывел свергнутого императора на ипподром перед толпой, но, несмотря на призывы к расправе, великодушно пощадил. Юстиниану отрезали язык и нос (за что он получил прозвище Ринотмет — «безносый») и отправили в ссылку в Херсон.

Сам Леонтий, ставленник городской аристократии , продержался на императорском троне недолго. Его короткое правление было заполнено лихорадочной борьбой против внешних врагов. Спустя два года ( 697 ) арабы захватили византийскую Африку и «из собственного войска поставили там начальников» . Отправленная на следующий год против арабов морская экспедиция сначала действовала удачно, но в итоге принуждена была отступить и, боясь наказания, подняла мятеж. Войска двинулись на столицу и провозгласили новым императором военачальника Апсимара . Апсимар тоже отрезал Леонтию нос и заточил в тюрьму, а сам стал править под именем Тиверия III.

Заговор против Юстиниана

События начались около 704 года . Узнав о свержении Леонтия, Юстиниан начал открыто заявлять о своём намерении вернуться к власти, часто выступая с речами перед народом. Жителям Херсона такая перспектива пришлась не по нраву. Опасаясь гнева имперских властей, они сообщили о происходящем в Константинополь и собрались либо убить Юстиниана, либо связанным отослать в столицу. Юстиниан бежал из города и укрылся в горной крепости Дорос (предположительно, совр. Мангуп ) в Готии. Находясь там, он стал искать встречи с каганом Хазарии Ибузиром Гляваном . Встреча состоялась. Каган с почётом принял экс-императора, «став ему другом» , и отдал за него замуж свою сестру. Хазарское имя принцессы неизвестно, при крещении её нарекли Феодорой — в честь знаменитой супруги императорского тёзки — Юстиниана I .

Цистерна Базилика в Константинополе, современный вид
Солид с портретом Юстиниана II и его сына Тиверия

С разрешения кагана Юстиниан переправился через Керченский пролив и поселился в Фанагории . Здесь при нём постоянно находились двое высокопоставленных чиновников: личный представитель кагана Папац (возможно, был наместником Фанагории) и правитель Боспора Валгиц . Когда Тиверию стало известно о случившемся, он отправил к Ибузиру Глявану собственное посольство или даже серию посольств . Обещая щедрую плату, он уговаривал кагана выдать Юстиниана или, в крайнем случае, просто прислать его голову. Каган, вероятно, склонился к тому, что просьба имеет смысл. Он отправил к Юстиниану стражу под предлогом охраны от заговоров, а на самом деле для фактического ареста. И велел Папацу и Валгицу быть готовыми убить экс-императора по первому приказу. Однако через слугу кагана о заговоре стало известно Феодоре, и она рассказала обо всём мужу. Из нарисованной источниками картины истинное отношение кагана к императору выглядит не ясным. Феофан и Никифор (единственные основные информаторы о событиях) представляют дело так, что Юстиниана действительно собирались убить. Но по некоторым дальнейшим деталям в их рассказе можно предполагать, что отношения двух правителей остались дружественными, а из другого источника известно, что каган уже после триумфального воцарения Юстиниана посещал Константинополь и получил щедрую πάκτα — дань . Не исключено, такую точку зрения высказал С. Б. Сорочан , что каган только формально стремился выполнить данное Тиверию обещание, а сам, специально устроив побег, ждал дальнейшего развития событий . Как бы то ни было, вовремя предупреждённый Юстиниан, предпринял энергичные меры для своего спасения. Он пригласил Папаца для беседы с глазу на глаз и задушил его струной. Затем таким же образом убил Валгица. После этого он отослал жену к её брату в Хазарию, что можно в равной степени трактовать и как жест оскорблённого, и как заботу о её безопасности, а сам тайно бежал из Фанагории. На рыбацкой лодке он добрался до гавани Символа (Балаклава) неподалёку от Херсона. Там он тайно связался с небольшой группой сторонников, которые у него имелись в городе, и вместе с ними поплыл на корабле к устью Дуная . Оттуда он обратился за союзом и помощью к правителю Дунайской Болгарии — хану Тервелу , пообещав ему много благ и руку своей дочери. Тервел с готовностью откликнулся на предложение и во главе своей армии вместе с Юстинианом отправился к Константинополю. Простояв под городскими стенами три дня, Юстиниан ночью в сопровождении небольшого отряда вошёл в город по подземному водопроводу и на этом всё закончилось. Обоих своих предшественников, Тиверия и Леонтия, Юстиниан казнил, сперва проволочив их по ипподрому и потоптав ногами. Булгар же, которые разбили палатки прямо у Влахернского дворца , он, как и обещал, щедро наградил. Тервел был наделён титулом цезаря — следующим после императорского по значимости, что стало первым в истории Византии случаем, когда такой должности удостоился иностранец. Юстиниан подарил ему императорские одежды, усадил рядом с собой на трон и приказал народу воздать такие же почести, как себе. Правда, второе из обещаний, данных Тервелу, вероятно, осталось невыполненным. О его женитьбе на дочери Юстиниана не упоминает ни один источник .

Совершив необходимые казни всех своих врагов, Юстиниан отправил большой военный флот в Хазарию, чтобы вернуть свою жену. Флот по дороге попал в бурю и частично потонул. Возможно, Юстиниан сомневался, что каган отдаст сестру добровольно, но тот никаких препятствий чинить не стал и вежливо сказал императору:

«О неразумный, неужели тебе было недостаточно двух или трёх кораблей, чтобы забрать свою жену и не погубить [при этом] столько людей? Или ты считаешь, что и её возьмешь в сражении? Знай, у тебя родился сын, пошли [за ними] и возьми их».

В 706 году Феодора и её сын, названный Тиверием , были благополучно доставлены в Константинополь. Юстиниан присвоил им титулы августы и августа и официально короновал своими соправителями. Вероятно, тогда же или несколько позже столицу посетил и сам каган. Его чествование происходило в златоглавой Базилике , позади Милия (предположительно, это Цистерна Базилика ). Там же были воздвигнуты статуи Юстиниана и Феодоры, причём Юстиниан изображался коленопреклонённым .

Появление хазар в Херсоне

Руины Херсонеса, современный вид
«Башня Зенона». Вид из перибола

В какой-то момент времени между бегством Юстиниана и прибытием в город первой византийской экспедиции в 710 или 711 году (о её дате см. ниже) в Херсоне появилась хазарская администрация. В источниках нет никаких подробностей относительно времени и конкретных обстоятельств. Ясно только, что её ещё не было в то время, когда Юстиниан жил в городе, иначе ему не пришлось бы специально искать с хазарами контактов . Ничего не сообщается и о наличии в городе какой-либо хазарской армии . Феофан и Никифор просто констатируют, что наряду с (букв. «первенствующими», так называли членов городского Совета из наиболее знатных и богатых горожан) и (букв. «первым гражданином», главой города, избиравшимся из состава протевонов) в число властей входил тудун , находившийся здесь «от лица кагана» .

...А Тудуна — архонта Херсона, бывшего там от лица хагана, и Зоила, первого гражданина по роду и племени, также и сорок других знатных мужей, протевонов Херсона...

Оба автора называют его « архонтом » — это широкий термин, который в византийских источниках применялся в качестве стандартного для варварских вождей любого ранга, как государей и наместников, так и просто для представителей знати. В Тюркских каганатах «тудунами» назывались представители кагана, направлявшиеся в подчинённые иноэтничные области. Их функции заключались в надзоре за местными правителями и сбором налогов . Титул, как считается, был заимствован тюрками из китайского «tu`t`ung» — «начальник гражданской администрации» . Дополнительная характеристика, которую дал Феофан, поясняя статус тудуна — «от лица» ( греч. έκ προσώπου / «эк просопу») в точности соответствует смыслу должности и, возможно, как полагают многие исследователи, является буквальным переводом . Точно такое же выражение Феофан употребляет по отношению к хазарскому представителю в Фанагории, который, таким образом, тоже мог быть тудуном. Конкретно для Хазарии тудуны засвидетельствованы источниками ещё дважды: они упоминаются в хазарском войске во время пребывания хазар в Кавказской Албании в 628 году (как знатные вельможи, посланные правителем с определённым поручением) и в эпиграфической надписи на обломке каменной плиты из Бахчисарайского музея. В этой надписи, которая, как предполагается, происходит из Горного Крыма и относится к VIII—IX вв, сообщается о строительстве храма в правление некоего кагана (имя почти не читается из-за повреждения) и тудуна (его имя может быть прочитано как Из или Изу) .

Важный аспект, который никак не освящается имеющимися источниками, касается того, где в этот период в Хазарии находилась ставка кагана и, соответственно, где с ним встречался Юстиниан. Ясно только, что это было не в Крыму (и не в Фанагории). Позднейший центр Хазарии (в IX—X вв.) находился в низовьях Волги . До того, в те периоды, когда хазары вели войны с арабами в Закавказье в середине VII и 1-й трети VIII века, в восточных источниках в качестве района, где находился их правитель, не очень отчётливо, но вероятно выступает Дагестан. Однако период конца VII века и первых лет VIII века, в который происходили события с Юстинианом, в этом отношении является лакуной — одним из периодов, когда в восточных источниках о хазарах нет известий. В связи с этим не исключено, как гипотетически полагает ряд исследователей, что каганская ставка в этот момент переместилась дальше от Кавказа и ближе к Крыму .

Первая экспедиция Юстиниана

Спустя пять лет после своего воцарения Юстиниан, который, по выражению Павла Диакона , «после того как вновь захватил власть, часто вытирал рукой текущие сопли и почти столь же часто приказывал убить кого-нибудь» , вспомнил о Херсоне. Как пишет Никифор:

Юстиниан, удерживая в памяти донос херсонитов на него Апсимару, собрал множество различных кораблей, посадил на них своих мужей числом до ста тысяч, обученных из стратиотских каталогов , а кроме того из крестьян, ремесленников, из совета синклита и димов города; во главе этого флота он поставил некоего патрикия Стефана, по прозвищу Асмикт [т.е. «свирепый»], и послал его с приказом истребить мечом весь народ в Херсоне, Босфоре и других архонтствах, а своего дорифора Илью, отправляющегося вместе со Стефаном, поставить архонтом Херсона, а также оставить там изгнанником Вардана, родом армянина.

Относительно даты существует неясность. У Феофана рассказ обо всех трёх экспедициях помещён под 711/712 годом и отмечено, что первая экспедиция завершилась в октябре. Как и в предыдущем случае твёрдо известна лишь дата финального события — гибель Юстиниана 11 декабря 711 года . Плавание между Константинополем и Херсоном в одну сторону занимало 10—11 дней , поэтому не исключено, что все события действительно могли развиваться очень быстро и уложиться в один год. Более вероятным, однако, в литературе признаётся вариант, что первая экспедиция имела место в предыдущем, то есть 710 году .

Армянин Вардан , которого упоминает Никифор, был одним из сановников, который при Апсимаре Тиверии домогался императорской власти, за что был арестован и находился в заключении на острове Кефалония . Зачем Юстиниан решил изменить ему место ссылки, в источниках не говорится.

Единственным мотивом, который двигал Юстинианом, Феофан и Никифор называют безрассудную месть. Вполне возможно и даже вероятно, что величина войска и поголовный масштаб репрессий ими преувеличен. Как отмечают современные историки, первый поход против Херсона при всей его жестокости был частью общей государственной политики, которую последовательно проводил Юстиниан и которая была направлена на замену самостоятельных муниципальных властей присылаемыми из центра чиновниками . Такая же экспедиция одновременно с Херсоном была направлена в Равенну . Впрочем, хронисты и её объясняли мотивами мести (уроженцы Равенны участвовали в свержении Юстиниана ), а тамошнюю знать ожидали такие же изуверские способы расправы .

Экспедиция заняла город без сопротивления. Хазарский тудун, протополит Зоил и ещё 40 протевонов вместе с семьями были арестованы и в цепях отосланы в Константинополь. Семерых других протевонов сожгли, привязанными на деревянных вертелах. Ещё двадцать первенствующих из других крымских городов были привязаны к лодке, которую наполнили камнями и затопили в море. Отосланные в столицу херсонские чиновники, вероятно, должны были служить заложниками . Зачем туда был отослан хазарский представитель, можно только догадываться, но для самого Юстиниана этого шаг впоследствии стал роковым.

Как утверждают хронисты, Стефан Асмикт не точно исполнил приказ императора: он убил только взрослых жителей Херсона, пощадив детей. Когда Юстиниану стало об этом известно, он пришёл в ярость и отправил Стефану приказ немедленно вернуться в Константинополь, несмотря на то, что уже было начало октября — опасное время для навигации. Возвращаясь, флот попал в бурю, разбрасавшую тела его пассажиров от « Амастриды до Гераклеи » и 73 тысячи из отправленных 100 тысяч человек погибли .

Вторая экспедиция Юстиниана

Колокол в Херсонесе
Западные ворота. Вид со стороны некрополя

Ничуть не смутившись случившимся, Юстиниан приказал немедленно снаряжать новый флот, заявляя, что «распашет и сровняет с землёй всё вплоть до стен» . Тогда, как пишет Никифор:

Архонты же тех областей, проведав о такой молве, как могли укрепились, а [кроме того] направили послов к хазарам, чтобы они прислали войско для их охраны и спасли тех из них, кто остался в живых .

Горожане решили объявить новым императором изгнанника Вардана. Только что назначенный архонтом Илья тоже перешёл на сторону восставших. В Константинополе у него осталась семья. Как пишут хронисты, Юстиниан, когда узнал об измене, собственноручно казнил его детей прямо на глазах матери, а её «заставил выйти замуж за своего повара» .

Если верно предположение о завершении первой экспедиции в конце предыдущего года, то вторая экспедиция и связанные с ней события должны были начаться весной, во 2-й половине марта — апреле, с открытием навигационного сезона .

Юстиниан решил вернуть обратно в Херсон тудуна и Зоила, и направить послов, которые должны были бы «оправдаться перед каганом» . О том, насколько серьёзное значение он придавал данной миссии, говорит тот факт, что послами были отправлены министр финансов ( логофет геникон ) Георгий и глава столицы ( эпарх Константинополя) Иоанн. Военный отряд на этот раз был небольшим, насчитывая всего 300 стратиотов из малоазийской фемы Фракисий под командованием турмарха Христофора. Однако к тому времени, когда экспедиция достигла Херсона, восстание в городе было свершившимся делом. Поблизости уже находилось и хазарское войско, более значительное, чем прибывший отряд. Жители впустили в город только Георгия и Иоанна и тут же их убили. Остальных солдат вместе с тудуном и Зоилом они передали хазарам, и те отправились с ними к кагану.

Не известно, как бы могли развиваться события, в случае успешного путешествия, но к несчастью для византийцев тудун во время дороги умер. Хазары, у которых по языческому обычаю похороны знатных лиц полагалось сопровождать человеческими жертвоприношениями, устроили тризну и на ней перебили весь греческий отряд.

Третья экспедиция Юстиниана

Римский папа Константин , в тот момент находившийся с визитом в Константинополе , во время своей встречи с императором предостерегал Юстиниана от посылки войск против мятежников, но остался неуслышанным .

Взбешённый Юстиниан снарядил новый большой флот, на этот раз не только с людьми, но и с осадной техникой. Вручив командование патрикию Мавру Вессу, он приказал полностью разрушить Херсон, а жителей безжалостно уничтожить, и о ходе операции постоянно отправлять ему донесения. Прибыв на место, Мавр начал обстрел, успев разрушить две крепостные башни — Кентенарисий и Сиагр, расположенные со стороны моря. Но в этот момент к городу подошла хазарская армия. Дальнейшее хронисты описывают одной короткой фразой:

Но тут пришли хазары, и наступило перемирие

Феофан

Но когда [на ромеев] внезапно напало войско хазар, город был спасён

Никифор

После этого события, а может быть и ещё до него, Вардан покинул Херсон и бежал к хазарскому кагану. Патрикий Мавр, не зная как ему в таких условиях продолжать осаду и боясь вернуться в Константинополь, решил присоединиться к херсонитам. Все присягнули Вардану, провозгласив его новым императором под именем Филиппика. К кагану было отправлено посольство, просившее вернуть беглеца. Каган потребовал от византийской армии дать клятву в безопасности Вардану, а в качестве её обеспечения уплатить выкуп из расчёта по 1 номисме (золотой монете) с каждого воина. Нужная сумма у горожан Херсона нашлась, и Вардан был отпущен. Вместе с флотом патрикия Мавра он отправился в Константинополь.

Юстиниан, тем временем, не получая известий от флота, сам вышел из города и оказался на малоазийском побережье Босфора в тот момент, когда на его глазах корабли подплыли к беззащитной столице. Вардан свободно вошёл в город. Первым делом он приказал убить малолетнего августа Тиверия. Мальчик был найден в церкви Влахернской Богоматери, где его спрятала бабушка, императрица Анастасия, тщетно умолявшая убийц пощадить невиновного ребёнка. Тиверия вывели на улицу и зарезали. Судьба Феодоры неизвестна.

Войска, получив от нового императора гарантии безопасности, покинули Юстиниана. Илья, бывший архонт Херсона, явился к императору и отрубил ему голову. Голова по приказу Вардана была отправлена в Равенну, где её насадили на копьё и пронесли по улицам к большой радости местного населения .

Итоги и последующие события

Вардан Филиппик, который, по словам Феофана, «по разговорам его» «почитался учёным и умным, а по делам, так жил неприлично царю и недостойно, в глазах всех казался ничтожным» , был свергнут военными в 713 году . Новым императором был объявлен его секретарь Артемий ( Анастасий II ), тоже свергнутый спустя два года. Очередным и тоже несамостоятельным императором стал Феодосий III . Период смут закончился с приходом к власти Льва III Исавра (717—741). Основанная им династия правила Византией более 80 лет, мятежи против её представителей случались, но не было ни одного удачного.

Отношения Византии и Хазарии ещё более сблизились. Война с сирийскими Омейядами угрожала столицам обоих государств. Арабо-византийские сражения в Малой Азии и арабо-хазарские в Закавказье шли одновременно, не позволяя арабам сосредоточить все силы на одном участке . Для Византии самой критической точкой противостояния стала 13-месячная осада Константинополя в 717 718 годах . От падения империю спасли необычайно суровая зима, военная помощь булгар, снова оказанная ханом Тервелем, и экспедиция хазар в Закавказье. Самым впечатляющим хазарским достижением стало наступление 730 года , достигнувшее Диярбакыра и предместий Мосула . На фоне этого успеха в 732 году византийско-хазарский союз достиг своей вершины. Лев III женил своего сына Константина (будущего императора Константина V ) на дочери кагана Вирхора принцессе Чичак , в крещении названной Ириной. Их сын, Лев IV по прозвищу Хазар, впоследствии стал византийским императором (775—780). Среди прочего он продолжил традицию и своих сводных братьев, которые участвовали против него в заговоре, сослал в Херсон .

Херсон вернулся в состав Византии. После произошедших событий в нём была учреждена должность архонта — верховного чиновника, подотчётного центральной власти. Архонтами (иногда их могло быть несколько) назначались местные жители, однако они имели статус государственных чиновников: были включены в официальные списки византийских должностей и пользовались печатью византийского образца. За VIII — 1-ю пол. IX веков сохранилось более 80 таких печатей . В 841 году Херсон вместе с остальными крымскими территориями был преобразован в фему — стандартную административную единицу империи . Об отношениях Херсона и Хазарии источники в основном упоминают в контексте миссионерских дел с христианскими общинами на территории каганата. Хазары подходили к городу ещё дважды, в период вражды с Византией: в 820 и 939 годах . В обоих случаях это были неудачные осады.

Оценки в источниках

Феофан Исповедник

Происходившие события известны по двум основным источникам, которые отражают точку зрения центральных византийских кругов и враждебно настроены к Юстиниану II. Это «Хронография» Феофана Исповедника (810—814 гг.) и «Бревиарий» («Краткая история») константинопольского патриарха Никифора (770—780-е гг.). Обе хроники пересказывают общий источник и дают очень близкое описание, дополняя друг друга в отдельных деталях. Бо́льшее количество деталей, связанных с хазарами, сохранил Феофан . Для Феофана характерна и более образная манера изложения, доходящая иногда до «оттенка неосознанной пародии» . Авторы демонстрируют нейтральное отношение к каганату: на всём протяжении повествования хазары ни разу не определены как враги и их действия не называются захватническими . Ещё одним ценным источником является анонимное византийское произведение « » ( греч. Παραστάσεις σύντομοι χρονικαί) (датируется в пределах от начала VIII до IX века) . Это сборник историй и анекдотов о различных достопримечательностях Константинополя. В 37-й новелле, рассказывающей о златоглавой Базилике, приводится имя хазарского кагана (который только в связи с вмешательством в византийскую политику и остался в истории), а также упоминается, что он и правитель Болгарии Тервел бывали в Константинополе и получили большую награду. Сходный вариант рассказа о Базилике, не упоминающий хазарского кагана, но более подробно описывающий награду, полученную Тервелем, сохранился ещё в нескольких более поздних византийских источниках, в том числе в знаменитом словаре Су́да X века .

Источников, отражающих херсонскую и хазарскую версию событий, нет. О том, как сами хазары воспринимали произошедший эпизод, до некоторой степени можно судить по письму , написанному в середине X века хазарским правителем Иосифом , в котором он, перечисляя свои крымские владения (к тому времени уже давно сугубо номинальные), называет 11 городов — практически все крупные поселения полуострова, но не претендует на Херсон .

Источники из более удалённых от места событий регионов, рисуют картину с различного рода неточностями. Так Павел Диакон , автор « », ничего не знал о хазарах и Херсоне, в его представлении Юстиниан находился в ссылке где-то в Причерноморье («в Понте»), а организатором повторного свержения был один Вардан Филиппик . По контрасту армянский автор Гевонд , не понаслышке знакомый с военной мощью хазар, наоборот, преувеличил их роль, изобразив Тервела полководцем хазарского кагана . Из историков Халифата наиболее подробное и, в целом, точное описание оставил ал-Мас’уди . Среди прочего он дал отсутствующее у византийских авторов разъяснение, что Истинианус ал-ахрам («безносый») сохранил способность говорить, несмотря на то, что ему перерезали уздечку под языком. По ал-Мас’уди, Юстиниан был сослан «на какой-то полуостров», затем бежал, оказался у царя хазар, женился там, рассчитывал на хазарскую помощь, но не получил её, и вернулся к власти с помощью «царя бурджан Тарфале» . В сирийских источниках — у Феофила Эдесского и Агапия Манбиджского сохранился более полный текст письма, которое каган написал Юстиниану после неудачной экспедиции за Феодорой. Он совпадает с греческим по смыслу и язвительности. Саму экспедицию эти же источники описывают немного иначе. Если верить им, отправленный Юстинианом флот, числом в 50 кораблей, вёз для кагана подарки, коней и оружие . Все восточные источники считали Феодору не сестрой, а дочерью кагана. Такие сведения, вероятно, имелись и в источниках, которыми пользовался Никифор, поскольку в одном месте своего сочинения он, говоря о Феодоре, называет кагана её отцом .

Оценки в историографии

В историографии в связи с херсонскими событиями дебатируется несколько вопросов. Самый общий из них касается территориальной принадлежности Крыма в VIII веке. Согласно традиционной точке зрения, за исключением Херсона практически весь остальной Крым входил в состав Хазарского каганата и после урегулирования херсонского инцидента владения обеих стран вернулись к статус-кво . , один из современных исследователей, разделяющих данный взгляд, формулирует его так:

Сообщения Феофана и Никифора о событиях, последовавших за ссылкой в Херсон в 695 г. лишённого трона Юстиниана, дают основания говорить о захвате хазарами почти всего Крыма. <…> Хазары признавали принадлежность Херсона империи, но установили свой протекторат над остальным Крымом и не желали мириться с присутствием крупных византийских войск даже в Херсоне.

Аналогичную оценку дают А. Ю. Виноградов и :

Государственная принадлежность любой территории и любого населения, прежде всего, определяется конечным адресатом налогов, верховным сюзереном, которым для Сугдеи и Боспора VIII в. однозначно являлся хазарский каган, осуществлявший налогообложение через посредничество локальных наместников-тудунов. Ни единого, даже косвенного факта подчинения Боспора и Сугдеи в это время византийскому императору или византийским государственным чиновникам в нашем распоряжении пока нет .

Ряд современных исследователей придерживаются иной точки зрения, считая, что тезис о господстве хазар в значительной степени является мифом и Крым всегда оставался частью Византийской империи. С. Б. Сорочан предложил рассматривать византийско-хазарские отношения в Крыму как кондоминат — совместное владение с особым статусом, аналогичным тому, который был у Кипра (в тот период разделённого пополам между Византией и Халифатом) и некоторых других пограничных византийских владений. Основные черты кондомината заключались в присутствии на одной территории властей двух государств, равном разделе ими доходов от торговли и налогов и демилитаризованной зоне — запрете держать крупные военные силы . С этим выводом согласились В. Е. Науменко , высказавший в его пользу ряд дополнительных аргументов на примере Боспора, и затем ряд других историков , с оговоркой, вслед за самим автором, что прямых сведений о существовании византийско-хазарских соглашений в отношении Крыма в источниках нет .

Таким образом, анализ имеющихся в нашем распоряжении источников по истории Таврики конца VII — середины VIII вв. показывает, что для указанного периода времени нет оснований говорить об установлении хазарского господства или даже «протектората» на полуострове в это время. Наиболее важные приморские центры (Херсон, Боспор, Сугдея) продолжают сохранять провизантийскую политическую, идеологическую и торгово-экономическую ориентацию, а горные области Крымской Готии — традиционный «союзный» статус по отношению к империи. <…> Военно-политический союз Византии и хазар поддерживался в Северном Причерноморье не только обычными инъекциями имперского золота и богатых даров кочевнической знати, иногда династийными браками, но и введением при Юстиниане II в Херсоне и на Боспоре режима кондоминатного управления, который заключался в демилитаризированности и совместных доходах от торгово-таможенных операций в пределах округов .

Наконец Ю. М. Могаричев предлагает ещё более скептическую трактовку, в рамках которой о достоверном присутствии хазарской администрации в крымских городах вообще нельзя говорить. По мнению исследователя, «единственный хазарский чиновник, который в это время фиксируется в Крыму — это херсонский тудун» .

Херсон, Боспор и Климаты несомненно выступают в истории с Юстинианом II, как местности подчиненные Византии. Ссылка Юстиниана в Херсон, участие «херсонитов, босфориан и остальных климатов» в заговоре против него, желание последнего истребить весь народ «в Херсоне, Босфоре и других архонствах», провозглашение императором Вардана Филиппика «херсонитами и жителями других крепостей» указывает, что как местным населением, так и византийскими авторами эти местности однозначно воспринимались, как ромейские, а не хазарские или со статусом двойного подчинения. <…> Вся политика каганата, по отношению к Крыму сводилась, в основном, к возможности получения дани. Если же хазары, не по своей воле, оказывались втянутыми во внутривизантийские конфликты на территории полуострова, то и здесь претензии хазар были, в большей степени, материальными, а не территориальными или политическими .

Сторонники каждой из точек зрения по-разному трактуют статус трёх упоминаемых в связи с хазарами чиновников (Папаца, Валгица и Тудуна).

Папац — единственный, кто в источниках прямо назван хазарином , однако Феофан и Никифор дают ему разную характеристику. По Феофану это представитель «от лица кагана» в Фанагории, по Никифору — доверенное лицо кагана при Юстиниане, то есть, возможно, присланный из Хазарии сановник, который прежде в Фанагории не находился .

О хазарской принадлежности Валгица ни Феофан, ни Никифор прямо не говорят. Он назван «архонтом Боспора» и мог быть местным зависимым правителем. С. Б. Сорочан и В. Е. Науменко считают, что он подчинялся Византии . Ю. М. Могаричев считает его хазарским наместником не в самом городе Боспоре (современной Керчи), а на Тамани, поскольку название «Боспор» могло применяться как к городу, так и к области по обоим берегам Керченского пролива и во время происходивших событий Валгиц находился в Фанагории. Гипотеза строится на том, что у Никифора Боспор именуется «скифским» и это может быть калькой традиционного названия « Боспор Киммерийский », обозначавшего Керченский пролив . В пользу хазарской принадлежности Валгица существует дополнительный аргумент. Его имя сопоставляется с хазарским титулом, который в сходной форме — «бул-ш-ци» известен в этом же регионе для X века (в частности, такой титул носил хазарский наместник Таматархи и полководец Песах , осаждавший Херсон в 939 году). Что означал этот титул, остаётся неясным. Предложены различные варианты его этимологии из тюркских языков: «начальник города», «правитель» или «хранитель печати» .

Трактовка Тудуна как хазарского наместника тоже иногда оспаривается в историографии, однако в настоящее время эта точка зрения не имеет сторонников. Византийскими авторами слово «Тудун» воспринималось как личное имя. О подчинённости чиновника хазарскому кагану прямо говорит Феофан, но у Никифора эта подробность опущена. В греческом написании слова встречаются разночтения. В одной из двух рукописей сочинения Никифора (т. н. ватиканский список) и иногда у Феофана оно имеет форму «Тондун» (греч. το ν δουνον , вместо основного το υ δουνον ). И. А. Баранов предложил считать данную форму первичной и дал трактовку Тондуну как тюрку, который находился в Херсоне на византийской службе в должности архонта .

Большой разброс мнений наблюдается вокруг вопроса об общем влиянии, оказанном хазарами на внутривизантийскую политику. Для трудов хазароведов традиционна апологическая оценка. Как написал британский историк , автор первого обобщающего труда по хазарcкой истории:

В ходе этих событий мы видим, что хазарский хакан играл значительную — если не доминирующую — роль в Крыму. Покинув Юстиниана, он, вероятнее всего, сделал его падение неизбежным. Филиппик Вардан едва ли мог преуспеть без поддержки хакана. Не будет преувеличением сказать, что в этот момент хакан мог дать нового правителя Греческой империи. <…> Через несколько лет после этого они [хазары] уже были готовы предпринять наступление на ислам .

Его советский коллега М. И. Артамонов высказался в чуть более осторожных, но схожих выражениях:

Во всех этих событиях роль хазар была, по-видимому, более значительной, чем это указано хронистами. Подчинение Херсона хазарам произошло без нажима со стороны последних и было результатом доброй воли самих херсонцев, продиктованной опасениями мести со стороны Юстиниана. Заговор Вардана, нашедший благоприятную почву для развития среди возмущённых жестокой расправой херсонцев, мог созреть только при содействии хазар .

Оба автора считали, что истинной причиной экспедиций Юстиниана была попытка отвоевать Крым у хазар .

Напротив, в трудах византинистов обычно подчёркивается, что инициатива свержения Юстиниана исходила от местного византийского населения, а роль хазар сводилась к наёмничеству. По мнению И. С. Чичурова :

Д. Данлоп видит в свержении Юстиниана II и провозглашении императором Вардана свидетельство господства хазар в Крыму и их влияния на развитие событий внутри империи, что, очевидно, следует считать преувеличением: византийских императоров свергают, по свидетельству Феофана, и провозглашают ромеи — херсониты, жители других крымских крепостей и присланные Юстинианом II воины. Для столь высокой оценки хазарского вмешательства нет, как нам кажется, веских оснований .

См. также

Комментарии

  1. С патриархом Каллиником у Юстинина перед этим случился конфликт, из-за того что увлечённый улучшением городской среды император задумал построить фонтан и трибуну на месте Митрополичьей церкви и потребовал от патриарха благословить это решение молитвой. На что патриарх ответил, что знает молитвы лишь на основание храма, а не на его разрушение. Но император всё равно заставил его произнести молитву. Церковь была снесена и построена в другом месте.
  2. Это приблизительная дата, принимаемая в литературе. Юстиниан вошёл в столицу осенью 705 года, и в источниках говорится, что это было «на следующий год» после его побега к булгарам. Но сколько всего времени Юстиниан провёл в бегах, в источниках не указывается. Те исследователи, которые склонны к строгим и осторожным формулировкам, предпочитают говорить о моменте «после 698 года» .
  3. Первоисточник сведений: «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатваци .
  4. Принципиальная возможность такой гипотезы основывается на сообщении в одном византийском источнике относительно резиденции кагана Вирхора (непосредственного или близкого преемника Ибузира Глявана) в 740-е-750-е гг., в качестве каковой названа Керчь .
  5. Об этом сообщает Агнелл Равеннский и приводит слова, сказанные императором: «Этот народ — мои враги, ибо они коварно отрезали мне нос и уши» .
  6. Экспедиция против Равенны и реакция на неё местных жителей описаны в итальянских источниках и совпадают с херсонскими событиями вплоть до многих деталей. Весной 710 года к городу приплыл византийский флот, руководимый стратигом Сицилии патрикием Феодором. Знатные горожане были приглашены на пир, устроенный в палатках прямо на берегу. На следующий день ничего не подозревающих гостей по двое приглашали подняться на борт кораблей. Там их хватали, связывали и с кляпом во рту бросали в трюм. Как только все гости были схвачены, корабли снялись с якоря и отплыли в Константинополь. На берегу, между тем, остался военный отряд, который напал на город и учинил в нём резню. Потрясённые горожане не оказали никакого сопротивления. Разграбив дома и церковное имущество, экспедиция погрузилась на вернувшиеся корабли и уплыла обратно в столицу. Почти все пленники в Константинополе были казнены. В живых оставили только равеннского архиепископа Феликса, которого ослепили и сослали куда-то в Понт (возможно, даже в Херсон). Ответом жителей Равенны стало восстание. Они избрали себе правителя (дукса) Георгия — сына одного из захваченных нобилей. На городской площади Георгий произнёс речь, призывая спасти город от «змеи, приплывшей сюда морем из Византии, яд которой мы все уже испробовали». К восставшим примкнули соседние городки. Все взрослые мужчины были организованы в militia и bandi (всего 11 отрядов ополчения, созданных по образцу, принятому в византийской армии). Власти раздали населению оружие, разослали отряды для охраны соседних крепостей и организовали патрулирование побережья. Византийский экзарх Равенны, Иоанн Ризокоп , в этот момент находился с делами в Неаполе. Когда в октябре он прибыл в Равенну, то был убит восставшими. После свержения Юстиниана архиепископа Феликса вернули в город, а Равеннской церкви возвратили всё захваченное имущество, прибавив к нему щедрые дары. После этого восстание прекратилось, и равеннцы согласились принять нового экзарха .
  7. «Индийца родом и безобразным с виду» .
  8. Это был третий в истории визит Папы в «Новый Рим». Следующий состоялся в 1967 году . Константин прибыл по инициативе Юстиниана, чтобы обсудить решения Трулльского собора , в котором представители Западной церкви не участвовали. В столице он находился с весны по октябрь 711 года. Его торжественная встреча с императором проходила в Никомедии и завершилась преодолением всех разногласий.
  9. Затем её отослали в Рим. Там к Юстиниану было хорошее отношение, и новость о расправе над ним была встречена с печалью.
  10. Впрочем, это практически не изменило общую стратегическую картину. В начале 731 года, как это традиционно происходило в арабо-хазарских войнах , свежая арабская армия совершила рейд в обратном направлении, и теперь уже хазары были вынуждены обороняться от неё в глубине своей территории. Через несколько лет хазары были принуждены закончить войну на невыгодных для себя условиях, окончательно отказавшись от Закавказья.
  11. Приблизительные даты. Первоисточники: Житие Иоанна Психаита и Кембриджский документ .
  12. Никифор называет его «единоплеменником кагана» и «хазарином».

Примечания

  1. , с. 227.
  2. , с. 156, 159.
  3. , с. 94.
  4. .
  5. , с. 269—270.
  6. ↑ , с. 271.
  7. , с. 149.
  8. ↑ , с. 47.
  9. ↑ , с. 163.
  10. ↑ , с. 63.
  11. ↑ .
  12. , с. 65.
  13. , с. 10.
  14. , с. 9.
  15. ↑ , с. 290—291.
  16. , с. 45.
  17. ↑ , с. 64.
  18. , с. 39—40.
  19. , с. 144.
  20. ↑ , с. 61.
  21. , с. 153.
  22. , с. 41—45.
  23. , с. 185, 195.
  24. , с. 67.
  25. , с. 63.
  26. ↑ .
  27. , с. 164.
  28. , с. 134.
  29. , с. 56.
  30. , с. 150.
  31. , с. 161.
  32. , с. 83, 162—165.
  33. , с. 151.
  34. ↑ , с. 165.
  35. , с. 55.
  36. (неопр.) . Дата обращения: 23 февраля 2017. 10 июня 2017 года.
  37. , с. 65.
  38. , с. 55.
  39. , с. 103.
  40. , с. 98.
  41. , с. 116—117.
  42. Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь : изд–во «Дар», 1999. – С. 171–222.
  43. Хапаев В. В. Государственное управление и местное самоуправление в византийском Херсоне во второй половине ix–x веке // Этносоциум и межнациональная культура. Альманах «Крым». – 2015. – № 3. – С. 30.
  44. Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона // Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Вып. I. – Симферополь : Таврия, 1997. – С. 312–323.
  45. , с. 106, 537.
  46. , с. 374.
  47. , с. 296.
  48. , с. 249.
  49. , с. 396—400.
  50. , с. 8—10.
  51. , с. 8.
  52. , с. 10.
  53. , с. 220.
  54. , с. 219.
  55. , с. 217.
  56. , с. 127—129.
  57. , с. 201.
  58. , с. 194, 196.
  59. , с. 39.
  60. ↑ , с. 48.
  61. , с. 188, 200, 206—207.
  62. , с. 110.
  63. ↑ , с. 248.
  64. , с. 246.
  65. , с. 50.
  66. , с. 100.
  67. , с. 247.
  68. , с. 99.
  69. , с. 181.
  70. , с. 46.
  71. , с. 148—149.
  72. , с. 144.
  73. , с. 199.
  74. , с. 142.
  75. , с. 198.
  76. , с. 134.

Литература

Источники

  • . — М. , 1884.
  • . — М. , 1980.
  • . — М. , 1980.
  • Theodor Preger. . — München, 1898.
  • . — 2004.

Исследования

  • Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. — Симферополь, 1999.
  • Артамонов М. И. История хазар. — Л. , 1962.
  • Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья (салтово-маяцкая культура). — К. , 1990.
  • // Византийский временник. — 1959. — Вып. 16 (41) .
  • Бородин О. Р. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. — СПб. , 2001.
  • Виноградов А. Ю. , Институт тудуна и хазары в юго-западном Крыму VIII — начала IX в. в контексте новых данных эпиграфики // Сугдейский сборник. — Киев—Судак, 2005. — Вып. 2 .
  • История хазар-иудеев = The History of the Jewish Khazars / пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М. , 2016 (1954).
  • Каждан А. П. История византийской литературы (650—850 гг.). — СПб. , 2002.
  • Калинина Т. М. Сведения ал-Масуди и других восточных писателей о пребывании Юстиниана II у хазар и болгар // Калинина Т. М. Проблемы истории Хазарии (по данным восточных источников). — М. , 2015.
  • Калинина Т. М. // Хазарский альманах. — Москва, 2016. — Вып. 14 .
  • Кулаковский Ю. А. История Византии: (602—717). — Киев, 1915. — Т. 3.
  • Могаричев Ю. М. // Хазары. Khazars. — Иерусалим—М., 2005.
  • Науменко В. Е. Таврика в контексте византийско-хазарских отношений: опыт первых контактов // Хазарский альманах. — Киев-Харьков, 2004. — Вып. 3 .
  • Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М. , 1990.
  • Романчук А. И. . — Тюмень, 2008.
  • // Византийский временник. — М. , 2012. — Вып. 71(96) .
  • Сорочан С. Б. // Україна в Центрально-східній Європі. — 2007. — Вып. 7 .
  • Сорочан С. Б. // Хазарский альманах. — Киев-Харьков, 2013. — Вып. 11 .
  • Сюзюмов М. Я. // История Византии. Том 2 / под ред. С. Д. Сказкина. — М. , 1967.
  • // Античная древность и средние века. — Екатеринбург, 2014. — Вып. 42 .
  • Vachkova V. // Palaebulgarica. — 2008. — Вып. 4 . 2 октября 2013 года.

Same as Хазарский протекторат над Херсоном