Interested Article - Вежливый отказ

«Вежливый отказ» — советская и российская рок-группа.

История

Московская группа «Вежливый отказ» была образована в октябре 1985 года. Зимой того же года состоялся первый концерт коллектива в ДК Института атомной энергии им. Курчатова .

Определение хотя бы приблизительных стилистических рамок коллектива всегда было головной болью для музыкальных критиков. С самого начала для «Вежливого отказа» были характерны эклектика и полистиличность, отнюдь не свойственные подавляющему большинству групп того времени. Излюбленным лирическим героем группы является чудаковатый эстет, волею судеб оказавшийся посреди театра боевых действий. На выступлении в передаче « Музыкальный ринг » в январе 1989 г. лидер «ВО» Роман Суслов определяет своё творческое кредо как « профанация тоталитарного героизма».

В первоначальный состав группы входили пианист и автор песен Пётр Плавинский, гитарист-балалаечник и композитор Роман Суслов, вокалист Дмитрий Шумилов , бас-гитарист Михаил Верещагин, барабанщик Михаил Митин, поэты и шоумены Аркадий Семенов и Гор Оганисян . Дебютный альбом «Вежливого отказа» «Опера-86» увидел свет в 1986 году. Половину пластинки составили песни на стихи Петра Плавинского, а вторую часть написали известный поэт Аркадий Семенов и Роман Суслов. В том же 1986 г. группу покинул Пётр Плавинский, известный ныне как знаток русского изобразительного искусства XX века, успешный галерист и специалист по нонконформизму.

Премьера новой программы «отказников» «Пыль на ботинках» состоялась в декабре 1986 года на дне рождения Рок-лаборатории. «Под бой барабанов Аркадий Семенов трубит свои стихи. На сцене — Гор Оганисян ( Гор Чахал — известнейший современный художник). Музыка — жёсткая и агрессивная. Прямо на концерте к группе присоединяется саксофонист Владимир Давыдов», — вспоминает об этом событии Роман Суслов.

Альбом «Пыль на ботинках» выходит в 1987 г., и его признают лучшим московским релизом года. Группа участвует в фестивале « Рок-панорама-87 », телемостах и передаче «Музыкальный ринг». Во всех этих мероприятиях «ВО» предстает уже в несколько модифицированном виде: Роман Суслов становится вокалистом, Дмитрий Шумилов — пианистом.

В 1989 году фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск «Вежливого отказа», известный среди меломанов под неофициальным названием «Белая пластинка». Специально для этого издания песни с первых альбомов коллектива были переписаны заново в более качественном звуке. В студийных сессиях поучаствовали известный скрипач Сергей Рыженко и трубач Андрей Соловьев . Тираж пластинки составил 125 000 экземпляров. Оформлением обложки занимался художник и музыкант-концептуалист Свен Гундлах (состоявший в объединениях художников-концептуалистов « Мухоморы » и «Среднерусская возвышенность»). Партии баса и клавиш в альбоме записал Дмитрий Шумилов . Именно во время работы над этой пластинкой в группе появился новый пианист Максим Трефан (ex- Николай Коперник , приглашённый клавишник групп Альянс , Коррозия Металла ), записывавшийся также с группами Оберманекен , Матросская тишина и Сплин , написавший аннотацию на обложке.

C 1989 г. «Вежливый отказ» начинает активно гастролировать в Европе. На выступлениях Вежливого отказа этой поры обкатывается программа «Этнические опыты» (1991 г.), фиксирующая переход Романа Суслова от осмысленных текстов к звукоподражательной «музыке фонем». К этому же времени у Суслова, помимо музыки, появляется другое серьёзное занятие. Купив двух лошадей, Роман переезжает в деревню — и со временем становится основателем конезавода , одного из первых частных в России, а впоследствии — на короткий период — председателем колхоза в Тульской области.

По возвращении из европейских гастролей группа записывает альбом «И-и раз!…», примечательный тем, что музыканты умудряются записать его буквально за три дня 1992 года. Стахановские темпы работы отнюдь не сказались на качестве продукта: альбому присущи матерое инструментальное искусство и эстетическая цельность. С этой программой группа участвует в Берлинском фестивале авангардной музыки, а сам альбом «И-и раз!…» широко расходится по всей России на виниле, CD и фирменных аудиокассетах. Премьера пластинки проходит в ДК на Волхонке напротив ГМИИ им. Пушкина при полном аншлаге.

В 1995-м, после появления первой после почти трехлетнего перерыва новой песни («Припадок»), премьера которой состоялась в клубе «Косой капонир» в Киеве , выходит антология «Вежливый отказ 1985—1995», посвященная десятилетию группы. На ней впервые записываются концертные хиты восьмидесятых, написанные на тексты Гора Оганисяна и Аркадия Семенова : «Кантата гиревых дел мастера», «Встречное движение», «Портрет».

Вскоре группа начинает работу над новым материалом. В составе коллектива появляется молодой саксофонист Павел Тонковид (выпускник Академии им. Гнесиных ), а трубач Андрей Соловьев (участник авангардных проектов, радио-ведущий, философ) становится постоянным участником группы. И осенью 1997 года в свет выходит альбом «Коса на камень», который является плодом коллективного творчества всех участников группы. Альбом получился более авангардным и разноплановым, нежели предыдущие работы команды. Кроме того, в нём заметно возросла роль духовых инструментов. Группа активно концертирует в музыкальных клубах Москвы. Выступает организатором акции «Блин Москва-Берлин» в саду «Аквариум» на козырьке театра им. Моссовета , а также инициатором совместной акции «Герои нашего времени» в Москве совместно с группами « Не ждали » и « Воплі Відоплясова ». Проходят камерные концерты «Вежливого отказа» в московских музеях Владимира Маяковского и Александра Скрябина , на которых публике представляются новые пьесы, составившие основу следующего альбома группы — «Герань» .

Работа над «Геранью» идет непросто. Роман Суслов все больше и больше отвлекается на свои коннозаводческие дела в деревне. Группа продолжает концертировать, альбом практически полностью готов, но концерты проходят все реже и реже. В 1999 г. из-за травмы руки, полученной в серьёзной автомобильной аварии, группу покидает Максим Трефан .

Запись «Герани» проводится двумя сессиями — в 2000 и в 2001 гг. Для записи фортепианных партий во время второй сессии по совету Антона Батагова (пианист, композитор-минималист) приглашается известный московский композитор Павел Карманов , который вскоре становится активным участником группы. Пластинка с записью первой сессии ходит по рукам в Москве и становится коллекционной редкостью. Осенью 2000 г. «Вежливый отказ» принимает участие в World Music Festival, где дает два концерта, и выступает в клубе Elbow Room в Нью-Йорке .

Наконец, в октябре 2002 г. «Герань» выходит на CD. Жанр этой работы можно условно определить как авант-прогрессив рок с элементами свободных джазовых импровизаций. Пять текстов для этого альбома написал замечательный поэт и филолог Григорий Дашевский , получивший известность благодаря своим переводам Трумена Капоте , Роберта Пенна Уоррена , Реймонда Карвера , Иосифа Бродского , Владимира Набокова , Олдоса Хаксли , Френсис Йейтс , Рене Жирара . Группа достигает пика своей формы, однако по окончании концерта в Культурном Центре «Дом» 12 декабря 2002 г. Роман Суслов неожиданно объявляет о прекращении музыкальной деятельности и закрытии проекта «Вежливый отказ». Группа устраивает прощальные концерты в Москве , Петербурге , Владимире и Киеве и прекращает свою деятельность до 2006 года.

Каждое появление группы на сцене становится событием в культурной жизни. По итогам одного из таких концертов — выступления во МХАТ им. Горького 24 марта 2006 г. в честь 25-летия группы — был выпущен четверной (2CD + 2 DVD) live-альбом «Кончерто». Концерт во МХАТе оказался примечателен ещё и тем, что при подготовке к нему к группе присоединился скрипач Сергей Рыженко , а также тем, что в нём приняли участие бывшие участники группы: Пётр Плавинский, некогда придумавший название «Вежливый отказ», и Максим Трефан — пианист «ВО» с 1989 по 2000 гг.

В составе группы в настоящее время: барабанщик Михаил Митин, трубач Андрей Соловьев , пианист Павел Карманов и басист Дмитрий Шумилов , скрипач Сергей Рыженко , имеющий постоянные антрепризы в московских клубах, и, наконец, Роман Суслов, гитарист, автор музыки и главный идеолог «кружка музыкальных изысканий».

В разное время «Отказ» играл на одной сцене с такими исполнителями, как UB40 , , , , Fred Frith ( ), , Peter Hammill , и .

29 мая 2009 года «Вежливый отказ» принял участие в очень необычном концерте. Вместе с Первым симфоническим ансамблем без дирижёра Персимфанс , недавно воссозданным пианистом Петром Айду на базе музыкальной лаборатории «Школы драматического искусства», группа представила совместный проект «Nichtzusammen» в ЦДХ . Подарком зрителям стали поэтическое вступление поэта и одного из основателей группы Аркадия Семенова , а также исполнение Романом Сусловым совместно с пианистом Петром Айду вокального цикла «Четыре газетных объявления», созданного в 20-х годах прошлого века композитором-конструктивистом Александром Мосоловым . Кроме того, Персимфанс принял участие в исполнении двух песен «Отказа» — «Марш» и «Тикирика». Программу выступления самого Персимфанса на этом концерта составили два произведения Игоря Стравинского — Регтайм для 11 инструментов и камерный концерт «Dumbarton oaks». Также стоит отметить программу Петра Айду — «Колокола и колокольчики», в которой «ВО» регулярно принимает участие.

В апреле 2010 «Вежливый отказ» завершил работу над своим первым за 7 лет номерным альбомом, получившим неожиданное название «Гуси-Лебеди». В пластинку вошли такие уже обкатанные на концертах песни, как «Бурятская морская», «Лед Зепеллин», «Мурка», а также совершенно новая, сочинённая во время работы в студии, инструментальная пьеса «Этюд». Презентация альбома, изданного лейблом Zenith (Союз), состоялась 9 апреля 2010 в московском клубе «Икра» , на которой публике также была представлена другая композиция, не вошедшая в альбом «Гуси-Лебеди» — «Лухта».

Позднее — в мае и июне 2010 года — публике был представлен камерный состав группы, состоящий из трио Суслов-Карманов-Шумилов и одного из пары солистов группы — Андрея Соловьева и Сергея Рыженко. На концертах камерного состава на первый план выходит детальная структура каждой композиции и каждой инструментальной партии в ней (причем не только из новой программы, но и из предыдущих работ). Однако при этом группа не проигрывает ни в динамике, ни в сложности и чёткости музыкального построения. Теперь «электрические» концерты полного секстета «Вежливого отказа» чередуются с квартирниками и акустическими выступлениями камерного состава на малых площадках.

В 2011 году «Вежливый отказ» продолжил выступления в клубах и на концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга и Перми. 12 марта в Москве были показаны следующие две пьесы — «Увертюра» и «История» — из «военного цикла», работу над которым Роман Суслов начал летом 2008 года. А в декабре на фестивале, посвященном 10-летию лейбла «ГЕОМЕТРИЯ» , был представлен первый релиз из бэк-каталога группы. В него помимо ремастированного альбома «Коса на камень» вошли редкие видеоматериалы: полная запись концерта, состоявшегося в клубе Tabula Rasa, запись выступления группы на Васильевском спуске в рамках концерта в поддержку Бориса Ельцина , состоявшегося в годовщину смерти Майлза Дэвиса , и другие материалы.

В 2012 году «Вежливый отказ» возобновил работу над военным циклом, получившем рабочее название «Военные куплеты» . 10 марта на фестивале Владимира Мартынова были представлены пьесы «А вдруг!» и « Роммель и мороженое» (последняя пьеса позднее переименована в «Гудерьян и мороженое»). К этому моменту в состав «Куплетов» вошли «Мы победим!», «Увертюра», «А вдруг!», « Гудерьян и мороженое», «Тикирека» (также включенная в состав альбома «Гуси-Лебеди») и «История». Работа над этим циклом продолжается. 19 мая эта программа будет представлена на концерте «Вежливого отказа», посвященного 200-летию Пожара Москвы 1812 года . Вот что пишет по этому поводу московский журналист Григорий Дурново (автор редакционных статей к переизданию альбомов «Вежливого отказа») — «..если повнимательнее присмотреться к творчеству „Отказа“, то можно разглядеть отголоски войны в разных программах — это и „Вальс“ с эпиграфом из песни „Тучи над городом встали“ (альбом „И-и раз!..“ 1992 года), и, может быть, даже древняя „Мы все обречены на пораженье“ („Опера“ 1986-го). И вот теперь война выходит на первый план — без пропаганды и натурализма, терзающая душу, страшная и непонятная.». Тогда же — 19 мая — состоится официальная презентация следующего релиза из бэк-каталога группы — «Этнические опыты» (1990—1994), выпущенного лейблом «ГЕОМЕТРИЯ» 30 марта. В ближайшее время увидит свет альбом «Герань» из этой же серии.

На протяжении существования группы ей, на разных этапах и разными способами, сочувствовали и помогали художники Свен Гундлах , Андрей Павловский , Константин Звездочетов . С «Вежливым отказом» постоянно сотрудничает Дмитрий Гутов . С группой работали и работают звукорежиссёры Андрей Пастернак, Антон Марчук, Андрей Ветр, Софья Кругликова, Сергей Большаков.

28 февраля 2022 скончался барабанщик Михаил Митин. .

Состав группы

В прошлые годы в состав группы входили:

а также:

  • Михаил Верещагин — бас-гитара;
  • Владимир Давыдов — саксофон;
  • Сергей Савин — гитара.

Дискография

Примечания

  1. Логотип YouTube
  2. Рецензия в журнале FUZZ № 10(157), 2006 год
  3. . 28 ноября 2012 года.
  4. . 28 ноября 2012 года.
  5. . 28 ноября 2012 года.
  6. . Дата обращения: 11 апреля 2022. 2 марта 2022 года.

Литература

Ссылки

  • . 28 ноября 2012 года.
Источник —

Same as Вежливый отказ