Interested Article - Семплер

Fairlight — первый полноценный семплер, управляемый с клавиатуры фортепианного типа (Австралия, 1979)
Автономный семплер («мозги») Akai S1000 (модель 1990 года)
Драм-семплер секвенсером ) Akai MPC 2000 (модель 1997 года)

Се́мплер , сэ́мплер ( англ. sampler ) — электронный музыкальный инструмент , а также прибор для воспроизведения, записи и обработки семплированных звуков.

Краткая характеристика

В отличие от синтезаторов , в семплере вместо генераторов звуковых волн используется записанный в память семпл — оцифрованный звук акустического или (реже) электронного музыкального инструмента. В обычном случае исполнитель управляет семплером с клавиатуры фортепианного типа. Семплер как автономное устройство (на жаргоне музыкантов — «мозги») также может выступать в качестве модификатора звучания любых электромузыкальных инструментов (например, электрогитары ).

Звуки, имеющие небольшую продолжительность (как в большинстве ударных инструментов), наиболее пригодны для семплирования и эффективны (естественны) для последующего воспроизведения в реальном времени. Звуки, имеющие значительную протяжённость (скрипка, фортепиано, труба и др.), со сложной структурой огибающих, с учётом присутствующих в них формант и негармонических призвуков, значительно более сложны для семплирования. Чтобы придать таким звукам «естественный» облик, в семплерах (особенно недорогих) используются закольцовывание (loop) семпла, многочисленные фильтры и «маскирующие» звуковые эффекты (чаще других, реверберация и хорус ) — эти средства модификации и обработки оригинала сближают семплер с обычным синтезатором.

История

Первый цифровой семплер был разработан в Лондоне в 1969 году компанией , он назывался MUSYS. Его авторы — Питер Грогоно (программирование), Дэвид Кокерелл (аппаратная часть и интерфейс) и Пётр Зиновьев (системный дизайн и алгоритмизация). Система запускалась на двух мини-компьютерах , которые имели всего по 12 Кб памяти, сохраняли информацию на жёстком диске объёмом в 32 Кб и на ленточном магнитофоне .

В 1979 году в Австралии был выпущен первый коммерческий семплер — («Фэрлайт»), который стоил 20 тыс. долларов. Через два года в США появился E-mu Emulator , обладающий сходными возможностями. Более дешёвый, чем «Фэрлайт», «Эмулятор» получил широкое распространение среди музыкантов. В 1982 году опция семплирования была с успехом реализована в американском синтезаторе , который (несмотря на дороговизну) в 1980-х гг. также стал чрезвычайно распространённым среди музыкантов.

В 1985 году японская фирма Akai выпустила первый массовый семплер . Он был 12-битным, 6-голосным прибором, поддерживающим частоту дискретизации 32 килогерца, объём памяти составлял 128 Кб. В 1986 году ему на смену пришёл , который обладал ещё бо́льшими возможностями.

Через два года вышел , который был 16-битным семплером с частотой дискретизации до 44 100 Гц , памятью в 2 Мб (расширялась до 32 Мб модулями SIMM ), полифонией в 16 голосов, широкими по тем временам возможностями внутренней обработки семплов. Его знаменитый «time-stretch» стал визитной карточкой раннего джангла и хардкора , а наличие SCSI -интерфейса позволяло подключать жёсткие диски и CD-приводы . Для семплеров Akai была создана обширная библиотека звуков. Формат семплерного диска AKAI S1000 долго оставался популярным , и только появление программных семплеров (прикладных компьютерных программ) пошатнуло его позиции.

Популярные семплеры

E-mu Emulator — первый клавишный семплер с секвенсером , то есть первая семплерная рабочая станция.

Среди программных семплеров можно назвать кроссплатформенный свободный .

См. также

Литература

Ссылки

  • — большой архив спецификаций на ЭМИ
  • — крупнейший каталог ресурсов на тему музыкального производства
  • — крупнейший ресурс по ЭМИ

Примечания

  1. Русский орфографический словарь / Российская академия наук . Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под. ред. В. В. Лопатина , О. Е. Ивановой. — Изд. 4-е, испр. и доп.. — М. : АСТ-Пресс Книга , 2012. — С. 677. — (Фундаментальные словари русского языка). — ISBN 978-5-462-01272-3 .
  2. , с. 518.
  3. S1000 использовали The Prodigy , Apollo 440 , Chemical Brothers , Fatboy Slim , LTJ Bukem , Mr. Oizo , Crystal Method , Pet Shop Boys , Gary Numan , The Future Sound of London , Jean-Michel Jarre , Vangelis , Mouse on Mars и много других известных музыкантов и продюсеров.
Источник —

Same as Семплер