Interested Article - Государственный камерный оркестр джазовой музыки

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема — один из первых биг-бендов , зародившийся в эпоху свинга . Основан в 1934 г. в городе Харбине детьми работников Китайско-Восточной железной дороги . Бессменным руководителем оркестра в течение 70 лет был Олег Леонидович Лундстрем .

История

Рождение оркестра напрямую связано с магазином продажи грампластинок в Харбине. Олег Лундстрем был там частым покупателем. Им была приобретена пластинка Дюка Эллингтона , прослушивание которой сподвигло его на создание джазового оркестра .

В 1934 году девять молодых музыкантов принимают решение о создании своего джаз-оркестра. Путём голосования руководителем был избран 18-летний Олег Лундстрем. Оркестр составили: барабаны, один тромбон , два альт-саксофона , две трубы, один тенор-саксофон , на котором играл брат Олега — Игорь Лундстрем, фортепиано — Олег Лундстрем, банджо и контрабас в одном лице. Это был первый состав оркестра Олега Лундстрема .

В 1935 году оркестр начинает играть на балах, танцевальных вечерах, а также выступает на местном радио, где его представляют под названием «Зелёный крокодил» .

В 1936 году в связи с изменением политической обстановки, а именно продажи КВЖД Японии, отток русских эмигрантов из Харбина увеличился. Оркестр не стал исключением и переехал в город Шанхай . Международный портовый город позволил развиваться коллективу в профессиональной деятельности. Первым их выступлением и местом работы был отель «Янцзы» ( англ. Yangtze ), в последующем один из популярных болл-рум ( танцевальный зал ) «Мажестик Плаза» ( англ. Majesty Plaza ), позднее элитный болл-рум «Парамаунт» ( англ. Paramount ). Все эти выступления подняли Лундстрема и его оркестр на вершину популярности. С 1937 по 1940 год оркестр выезжал на летний сезон в курортный город Циндао ( англ. Qingdao ).

Лундстрем начинает работу над аранжировкой русских песен в джазовой обработке. Такие музыкальные произведения, как «Песня о капитане» И. О. Дунаевского , «Чужие города» А. Н. Вертинского , «Катюша» М. И. Блантера и многие другие, приносят ему ещё большой успех на огромном конкурентом рынке биг-бендов. Таких коллективов в городе было более сорока, включая известный оркестр, в котором играл Бак Клейтон . Но, как бы там ни было, пресса Шанхая называла Лундестрема «королём джаза Дальнего Востока».

В 1941 году, во время Великой Отечественной войны , участники оркестра в полном составе подают заявления в консульство СССР в Шанхае с просьбой отправить их на фронт добровольцами, но все до единого получают отказ. Это было вызвано тем, что к тому времени начиналась государственная борьба с космополитизмом . Советская власть рассматривала джаз как идеологически чуждое музыкальное направление и как форму «разлагающего влияния» на советских людей со стороны Запада.

В 1947 году коллективу Лундстрема в полном составе было разрешено вернуться в СССР, при этом были предложены несколько городов для проживания. Их выбор пал на город Казань , так как в нём находилась консерватория, ныне — Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова . Для оркестра этот переезд сложился не так, как хотелось бы. Их распределили в оперные театры и оркестры кинотеатров, так как к тому времени оказалось, что джаз «народу не нужен».

Все участники оркестра в 1948 году поступают учиться в консерваторию. Лундстрем делает обработки татарских песен в инструментальном и вокальном исполнении. С этого момента оркестр даёт разовые выступления, а после начинает составлять программы концертов. В этом ему помогает художественный руководитель Татарской государственной филармонии , композитор А. С. Ключарёв , который смог увидеть потенциал джазового оркестра.

К 1955 году весь коллектив оркестра окончил обучение в консерватории. Первый их шаг к завоёвыванию сердец публики — это запись на местном радио, а в последующем запись грампластинки, которая состояла из серии пьес татарских композиторов в джазовой обработке Лундстрема. В этом же году Ключарёв помогает оркестру выйти на большую сцену Казанского драматического театра , где тот даёт серию концертов. Это был триумф для оркестра, в результате чего на него обратили внимание московские концертные организации. Начались переговоры о проведении постоянной концертной деятельности.

1 октября 1956 по приказу Министерства культуры РСФСР был создан концертно-эстрадный оркестр под руководством Олега Лундстрема в системе Всероссийского гастрольно-концертного объединения . С этого времени для оркестра началась гастрольная жизнь . Было проведено более десяти тысяч концертов на территории бывшего СССР и за рубежом. В 1998 году оркестр Олега Лундстрема впервые выступил в Большом зале Московской консерватории .

В настоящее время художественным руководителем и главным дирижёром оркестра является Народный артист России Борис Михайлович Фрумкин .

Участники оркестра Олега Лундстрема

Солисты оркестра (вокал)

Вокальная группа «Москва-Транзит»

  • Нина Шапильская
  • Дмитрий Арбузов
  • Михаил Ганеев
  • Сергей Василевский
  • Ада Едигарян
  • Марина Тущевская
  • Лада Колосова
  • Наталья Зотова
  • Арминэ Саркисян
  • Александр Андреев
  • Ирина Кравченко
  • Сергей Птушко
  • Игорь Постников
  • Светлана Прушинская
  • Елена Цой

Музыканты-инструменталисты оркестра Олега Лундстрема

Танцоры оркестра

  • Владимир Хворостов (1957—1990) — солист-танцор
  • Эммануил Аризолович Мигиров (1957—1990) — солист-танцор

Примечания

  1. Раззаков Ф. И.
  2. Медведеф Ф. Н .
  3. . Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано из 7 ноября 2017 года.
  4. . Дата обращения: 2 ноября 2017. Архивировано из 18 января 2018 года.
  5. от 20 февраля 2018 на Wayback Machine (jazzpeople.ru)
  6. Компакт-диск фирмы « Мелодия ». Валентина Дворянинова — Насмотрись зорька в реченьку (2006) MEL CD 60 01 138
  7. Компакт-диск фирмы « Мелодия ». от 26 декабря 2008 на Wayback Machine
  8. . — «1 октября 1934 года мы выступили на Розовом балу в ХСМЛ (Христианский Союз Молодых Людей) с небывалым успехом. Тогда же появились стихи:
    Олег и Игорь, славный малый, шалун, велотрюкач удалый,
    Лат, Мин, Витюха с Вовой-братом, Алеша, Уманец с Онаном...
    Взрослели, в Сунгари купались. Луисом, Дюком увлекались...
    ак средь учебы и проказ студенты создали свой Джаз!
    Набор инструментов был стандартным для начала 1930-х годов: три саксофона (А.Онопюк [Онан, Онап], Вл. Серебряков [Вова-брат], И.Лундстрем [Малый]), две трубы (Вит. Серебряков [Витюха], А.Котяков [Алеша]), тромбон (А.Миненков [Мин]) и ритм-группа (А.Гравис [Лат] — контрабас, банджо, И.Уманец — ударные и О.Лундстрем [Большой] — рояль). Всего 9 человек.» Дата обращения: 7 ноября 2012. Архивировано из 2 июня 2013 года.
  9. Карэн Казаков. . Агентство Новостей Подмосковья (27 апреля 2007). — Статья из «Люберецкой газеты» . Дата обращения: 22 июля 2018. Архивировано из 24 октября 2007 года.
  10. . Архивировано из 22 августа 2014 года.

Литература

  • Медведев Ф. Н. / Медведев Ф. Н.. — БХВ Петербург, 2012. — С. 313—321. — 448 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-9775-0759-2 .
  • Раззаков Ф. И. . — Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-699-44026-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Государственный камерный оркестр джазовой музыки