Interested Article - Система кинематографа

Систе́ма кинемато́графа , Кинематографи́ческая систе́ма — совокупность технических характеристик, заложенных в оборудование для производства и демонстрации кинофильма , определяющие тип применяемого носителя, соотношение сторон изображения на экране и его фотографическое качество, а также тип и характеристики совмещённой фонограммы . Часто эта же совокупность технических параметров называется «кинематографическим форматом».

Расположение кадра в различных форматах на 35-мм киноплёнке. Сверху вниз: классический , кашетированный , «Синемаскоп», « Супер-35 » и « Технископ »

Принципы классификации

Классификация всех существующих кинематографических систем отталкивается прежде всего от применяемого типа носителя, главным образом киноплёнки . Для форматов, использующих киноплёнку, главной характеристикой является её ширина . По этому параметру различаются узкоплёночные форматы (чаще всего — любительские), киносистемы, использующие стандартную перфорированную киноплёнку шириной 35-мм и системы, использующие киноплёнку шириной 70-мм. Все остальные размеры киноплёнки широкого распространения в профессиональном кинематографе не получили. Вторая после ширины киноплёнки характеристика, определяющая формат — соотношение сторон изображения, получаемого на экране. В конечном счёте, киносистема определяется как совокупность типа используемой киноплёнки, размера и расположения кадриков на ней, шага кадра и типа фонограммы. Некоторые системы жёстко регламентируют наличие цветного или чёрно-белого изображения.

Кроме того, форматы делятся на производственные , предназначенные только для изготовления рабочего негатива или контратипа , и прокатные , пригодные как для создания рабочих материалов, так и для изготовления прокатных совмещённых фильмокопий .

Профессиональные киносистемы

В профессиональном кинематографе наибольшее распространение получила 35-мм киноплёнка , которая используется для съёмки фильмов классического формата , широкоэкранного и кашетированного . Распространение цифровой технологии Digital Intermediate и резкий рост фотографического качества киноплёнок в последние десятилетия привели к популярности 16-мм киноплёнки , использующейся для съёмки оригинального негатива, рассчитанного на цифровое увеличение до прокатных 35-мм. Кроме того в высокобюджетном кинематографе получила распространение киноплёнка шириной 70-мм из-за своих непревзойдённых технических характеристик и большой информационной ёмкости. На такой киноплёнке основано производство широкоформатных фильмов и фильмов в формате IMAX . Все форматы, использующие киноплёнку 70-мм можно отнести к форматам с широким экраном , то есть с соотношением сторон экрана, большим, чем классическое 1,37:1. «Широкоэкранный бум» в Западной Европе и Америке , породивший большинство форматов с широким экраном, привёл также к созданию ряда систем кинематографа, использующих три и более плёнок для изготовления фильма. Такие форматы кинематографа можно назвать « панорамными » и « кругорамными ». Широкого распространения эти киносистемы не получили вследствие своей дороговизны и несовместимости с большинством кинотеатров. Советская классификация относила такие форматы к «киноаттракционам».

Любительские и узкоспециализированные форматы

Узкоплёночные форматы в настоящее время практически не используются в связи с их полным вытеснением видеокамерами . 16-мм киноплёнка до конца 1980-х использовалась на телевидении для съёмки телерепортажей. После того, как получили распространение компактные (особенно кассетные ) форматы видеозаписи и портативные видеокамеры, киноплёнка была вытеснена с телевидения, за исключением производства некоторых телефильмов . В настоящее время для съёмки телесериалов часто применяется киноплёнка формата « Супер-16 », использующая для изображения также пространство, оставляемое в традиционном 16-мм формате под фонограмму . 8-мм киноплёнка формата «8 Супер» ограниченно используется в малобюджетном кинематографе .

Кинематографические системы 3D

Стереокинофильмы могут сниматься как при помощи киносъёмочных аппаратов традиционных «плоских» форматов, скомбинированных попарно, так и при помощи специально спроектированных камер форматов, специально предназначенных для 3D кинематографа. При сдвоенной конструкции разные части стереопары располагаются на разных киноплёнках стандартных киносистем. К форматам, предусматривающим расположение на одной плёнке всей стереопары, относятся отечественный « Стерео-70 » и европейский Hi-Fi Stereo-70 . Размеры и расположение кадров в этих форматах отличаются от традиционных «плоских». Также существует ряд прокатных форматов фильмокопий, рассчитанных на показ трёхмерного изображения, наибольшее распространение из которых получил формат на 35-мм киноплёнке с расположением кадров стереопары друг над другом.

Перевод формата

При изготовлении прокатных фильмокопий часто применялась оптическая печать, позволявшая переводить фильм из одной киносистемы в другую . Например, часто фильмы, выходившие в прокат в широком формате на плёнке 70-мм, печатались с широкоэкранного исходного негатива ( контратипа ), снятого на 35-мм киноплёнке анаморфотной оптикой, и даже с кашетированного негатива УФК или « Супер-35 ». Многие фильмы печатались оптическим способом на 16-мм киноплёнке для проката в сельских кинопередвижках , и на 8-мм фильмокопиях для просмотра на любительских кинопроекторах . Поэтому определяющим формат фильма фактором является формат исходного материала, который в конечном счёте определяет техническое качество фильма. Производственные форматы, в которых может быть изготовлен оригинальный негатив фильма, печатаются только оптическим способом . В этом случае перевод формата неизбежен.

При распространении кинофильмов на оптических видеодисках важнейшей характеристикой кинематографической системы является соотношение сторон кадра исходного негатива, поскольку от этого зависит необходимость согласования с видеоэкраном и его способ. Видеокопии, предназначенные для просмотра на телевизоре стандартной чёткости , наилучшим образом согласуются с классическим и немым форматами. Все остальные киносистемы с широкоэкранными соотношениями сторон требуют пансканирования или леттербоксинга . Напротив, видеодиски, выполненные в стандартах телевидения высокой чёткости , наилучшим образом согласуются с кашетированными форматами. Кадр классического формата на диске Blu-Ray требует согласования по технологии Pillarbox , предусматривающей чёрные полосы по бокам экрана. Широкоэкранные форматы чаще всего согласуются при помощи леттербоксинга.

Фильмы различных кинематографических систем

Приведённые ниже списки сгруппированы по принципу формата негатива фильма, определяющего фактора технических характеристик изображения. Списки эти неполны, поскольку охват всех вышедших в мировой прокат кинокартин невозможен. Наибольший интерес могут представлять списки фильмов, снятых в малораспространённых и устаревших форматах. 16-мм киноплёнка не приведена потому, что в профессиональном кинематографе до последнего времени она не использовалась. Фильмокопии, изготовленные на такой киноплёнке, печатались с негативов обычного или других форматов, снятых на 35-мм киноплёнке. Последние десятилетия для производства телесериалов широко используется формат «Супер-16», однако, список таких фильмов был бы настолько велик, что ни одна статья не способна его вместить.

Фильмы, снятые в различных системах на плёнку 65-мм и 70-мм

Большинство иностранных широкоформатных киносистем предусматривают съёмку на негативную плёнку шириной 65 мм с последующей печатью на 70-мм позитив, единый для всех широких форматов. Исключение составляет только советская система НИКФИ и некоторые варианты западных, использующие 70-мм негатив.

Широкоформатные фильмы превосходят по техническому качеству изображения все остальные. Однако фильмокопии, предназначенные для широкого проката, могли печататься оптическим способом в различных 35-мм широкоэкранных форматах, а также в классическом и узкоплёночных с обрезкой части изображения. Такие копии уступали по техническому качеству отпечатанным в оригинальном формате, но годились для широкой сети кинопроката, не оснащённой широкоформатной проекцией. Широкоформатные фильмокопии снабжаются шестиканальной магнитной фонограммой на дорожках, нанесённых на киноплёнку. В настоящее время, с распространением в кино цифровой звукозаписи , такие фильмы дополнительно снабжаются цифровой фонограммой на отдельном оптическом диске , который синхронизируется с изображением по временному коду .

Первые кинофильмы, снятые в широком формате

Попытки внедрить в кинопроизводство широкую плёнку связаны, главным образом, со стремлением разместить на фильмокопии высококачественную оптическую фонограмму. Великая депрессия и появление классического формата, успешно разместившего звуковую дорожку, отложили развитие широкоформатного кинематографа до середины века. Первые фильмы, снятые на широкую киноплёнку, демонстрировались в единичных кинотеатрах, поскольку большинство кинопрокатчиков избегали дорогостоящего переоборудования своих киноустановок. В списке после года выхода фильма указана использованная широкоформатная киносистема.

Todd-AO

Первый массовый формат, ставший прототипом для большинства широкоформатных киносистем . Большая часть фильмокопий печаталась в этом же формате, однако часть тиражей выходила на 35-мм киноплёнке с анаморфированием, в том числе в формате «Тодд-АО Синестейдж». Не следует путать широкоформатный « Todd-AO » с его анаморфированной разновидностью «Тодд-АО 35», которая является клоном формата «Синемаскоп» на 35-мм киноплёнке. Фильмы в нижеприведённом списке сняты только в широкоформатном «Тодд-АО» с соотношением сторон 2,2:1.

Super Panavision 70 и Panavision System 65

Формат, полностью аналогичный «Тодд-АО» . Отличие состоит только в названии применяемых киносъёмочных объективов, выпускавшихся компанией Panavision . В начале 1990-х годов с выходом на рынок новой линейки киносъёмочной аппаратуры, этот формат стал называться «Панавижн Систем 65» ( англ. Panavision System 65 ). В этом виде он используется до сегодняшнего дня. Фильмокопии печатаются преимущественно в оригинальном формате с соотношением сторон 2,2:1. Для обычных кинотеатров, не оснащённых широкоформатными кинопроекторами печатаются широкоэкранные фильмокопии на 35-мм киноплёнке.

Superpanorama

Западноевропейский формат, также известный под названием «MCS 70». Аналогичен форматам «Тодд-АО» и «Супер Панавижн 70» и обладает тем же соотношением сторон 2,2:1. Фильмокопии могли печататься как в оригинальном формате на плёнке 70-мм, так и широкоэкранные на плёнке 35-мм.

Hi-Fi Stereo-70

Западноевропейский стереоформат, аналогичный советскому «Стерео-70», но использующий анаморфотные объективы и кадр 2,35:1. Широкого распространения не получил.

  • «Смерть за твоей спиной» ( With Death of your Back ФРГ, 1967)
  • «Знак оборотня» ( Frankenstein’s Bloody Terror Испания, 1968)
  • «Любовь в трёх измерениях» ( Liebe in drei Dimensionen ФРГ, 1973)

Ultra Panavision 70/MGM Camera 65

Широкоформатная система с анаморфированием имела самое большое соотношение сторон экрана: 2,75:1 . В некоторых случаях использовалась для съёмки отдельных сцен панорамных фильмов «Синерама». Большая часть фильмокопий выходила на 35-мм киноплёнке с анаморфированием и обрезкой до соотношения 2,35:1 с пансканированием .

Широкоформатная система НИКФИ (Sovscope70)

Отечественная широкоформатная киносистема НИКФИ разработана на основе системы «Тодд-АО» и обладает соотношением сторон кадра 2,2:1 и шестиканальной магнитной фонограммой . Основная часть фильмокопий печаталась в оригинальном формате для специализированных широкоформатных кинотеатров. Часть тиражей выходила на киноплёнке 35-мм с анаморфированием и одноканальной оптической фонограммой для обычных кинотеатров.

Стерео-70

Советские и российские 3D фильмы, снятые на негатив 70-мм по системе « Стерео-70 » (соотношение сторон кадра негатива 2×1.37:1, соотношение сторон на экране 1.37:1), 6-канальная магнитная фонограмма. Часть фильмокопий печатались в формате «Стерео-35А» на 35-мм киноплёнке с анаморфированием и оптической фонограммой. Кроме того, соотношение сторон кадра, совпадающее с «классическим», позволяло печатать с негатива «Стерео-70» плоские фильмокопии обычного формата и узкоплёночные.

DEFA-70

Восточногерманский вариант советской широкоформатной системы НИКФИ. Большая часть фильмокопий печаталась в оригинальном формате с соотношением сторон 2,2:1. Всего отснято 7 полнометражных и несколько документальных фильмов этого формата .

Arri 765

Собственный формат компании Arri , выпускающей киносъёмочные аппараты, в том числе широкоформатные. Соотношение сторон кадра стандартное: 2,2:1.

Панорамная система Super Cinerama

IMAX

Киноплёночный вариант этого формата обеспечивает наивысшее качество изображения на экране, однако это возможно только в том случае, если съёмка производится на негатив того же формата . Соотношение сторон кадра такой киноплёнки составляет 1,34:1. Громоздкость и шумность киносъёмочных аппаратов IMAX не позволяет снимать фильмы целиком в оригинальном формате. Поэтому, современные кинокартины, выходящие в этом формате на киноплёнке и цифровых носителях, снимаются камерами меньшего формата, главным образом, «Супер-35».

Фильмы, снятые на киноплёнку шириной 55-мм

Единственный формат, существовавший на такой киноплёнке — « Синемаскоп-55 » — так и остался экспериментальным . Оригинальное соотношение сторон изображения составляло 2,55:1. Фильмокопии печатались на 35-мм киноплёнке в широкоэкранных форматах с обрезкой до соотношения 2,35:1, поскольку разработанный формат позитива, отличавшийся от негатива, так и не был использован ни разу.

CinemaScope 55

  • «Карусель» ( Carousel , США 1956)
  • «Король и Я» ( The King and I , 1956)
  • «Великолепный вояж» ( De Luxe Tour , 1957)

Фильмы, снятые в различных форматах на плёнку 35-мм

Это самый распространённый формат киноплёнки, кинопроекторы для которого найдутся в любом кинотеатре мира. Фильмокопии на такой киноплёнке могут изготавливаться в том числе и с широкоформатных негативов при помощи оптической печати, и даже с негатива «Супер-16». Звуковые фильмы на 35-мм киноплёнке с 1920-х годов снабжались аналоговой оптической фонограммой переменной ширины или плотности . Современные фильмокопии также обладают аналоговой фотографической фонограммой Dolby SR, но кроме неё дополнительно печатаются цифровые фонограммы SDDS и Dolby Digital , а также временной код для синхронизации фонограммы DTS на отдельном компакт-диске .

Формат немого кинематографа

Самый первый массовый кинематографический формат на киноплёнке 35-мм, изобретённый ещё Эдисоном . Этот формат не предусматривал наличия оптической фонограммы на фильмокопии, и поэтому изображение занимало всю ширину между перфорациями, имея размер 18×24 мм . Соотношение сторон кадра немого фильма составляло 1,33:1. Считается, что современный формат «Супер-35» полностью повторяет размеры и расположение кадра немого формата. Прокатные фильмокопии немых фильмов печатались в том же формате контактным способом. При оптической печати немой кадр почти полностью вписывается в классический, но в современном кинематографе немые съёмки используются только в качестве архивных кадров или киноцитат и могут быть напечатаны оптическим способом в любом формате с потерей частей изображения.

Классический формат

Каким бы длинным ни был список фильмов классического формата , он всё равно будет неполным, поскольку подавляющее большинство кинопроизведений за всю историю звукового кинематографа сняты в этом формате. В 1932 году Американской Академией киноискусства было узаконено соотношение сторон кадра классического формата 1,37:1 , ставшее стандартом не только для художественного кино, но и для хроникально-документального , научно-популярного , мультипликации и большинства видов исследовательских съёмок. До начала 1950-х весь профессиональный кинематограф пользовался исключительно классическим форматом, кроме кинохроники, часть которой снималась на плёнку 16-мм.

Кашетированные

Широкоэкранные фильмы, снятые сферическим ( аксиально-симметричным ) объективом на кадр уменьшенной по сравнению с классическим высоты с соотношением сторон 1,66:1 или 1,85:1 . Первое значение было принято в Европе и СССР , тогда как второе с более широким экраном — в США и Северной Америке . Некоторые фильмы, снятые со скрытым кашетированием , для проката в разных странах печатались с различным соотношением сторон, а на видеорелизах VHS и DVD могли выпускаться с соотношением сторон экрана 4:3, используя весь кадр негатива. В отечественный прокат могли выходить как в кашетированном варианте для обычных кинотеатров, так и в широкоформатном варианте на плёнке 70-мм с 6-канальным стереозвуком. Список фильмов, снятых в кашетированных форматах, будь он полным, лишь немногим уступил бы длиной списку классических фильмов, поскольку до сих пор большинство кинокартин снимается по такой технологии, заметно потеснившей все остальные широкоэкранные системы. В международной классификации такой кадр называется словом Flat , то есть «плоский», что буквально означает отсутствие анаморфирования. Кашетированные фильмы наилучшим образом вписываются в стандарт телевидения высокой чёткости с соотношением сторон 16:9, заполняя весь экран.

CinemaScope

Первая широкоэкранная система с анаморфированием на 35-мм киноплёнке называлась « Синемаскоп » и обеспечивала изображение с соотношением сторон от 2,55:1 до 2,35:1 . Количество её клонов, придуманных киностудиями, чтобы не платить отчисления правообладателю системы — студии « 20th Century Fox » — исчисляются десятками. Оригинальный «Синемаскоп» использовался до 1967 года, а после этого уступил место системе «Панавижн» с аналогичными характеристиками. По замыслу создателей системы, она предусматривала изготовление только цветных фильмов, однако с 1956 по 1959 годы выпущено несколько чёрно-белых фильмов, в спецификации которых указана система «Регалскоп» ( англ. Regalscope ), являющаяся чёрно-белой версией «Синемаскоп» .

Panavision

Фильмы, снятые на 35-мм киноплёнке в анаморфированном формате «Панавижн» с соотношением сторон 2,35:1. От системы «Синемаскоп» этот формат отличает только бренд использованных объективов Panavision . В отечественный прокат выходили как в полностью совместимом широкоэкранном, так и в широкоформатном (с увеличением) вариантах. На видеорелизах могли выпускаться в обрезанном виде по технике Pan & scan , особенно на VHS . Более поздние выпуски на DVD отображали широкоэкранный кадр полностью по технологии Letterbox .

Широкоэкранные (SovScope)

Фильмы советского периода, снятые по широкоэкранной системе SovScope с соотношением сторон 2,35:1 . Формат допускал изготовление как цветных, так и чёрно-белых фильмов, в отличие от жёстко регламентированных западных аналогов. Часть тиражей фильмокопий печаталась в оригинальном формате, а часть (за исключением чёрно-белых картин) перепечатывалась с увеличением на широкоформатную киноплёнку 70-мм. Такие фильмокопии предназначались для специализированных широкоформатных кинотеатров и снабжались шестиканальной магнитной фонограммой.

С распадом СССР и прекращением производства отечественной киноаппаратуры, советский стандарт «Широкий экран» перестал существовать и на его место пришёл западный прототип — «Панавижн-35» и другие варианты системы «Синемаскоп», совпадающие по своим техническим параметрам. Отечественное объединение ЛОМО и компания «Оптика-Элит» выпускают киносъёмочную оптику, позволяющую снимать в иностранных анаморфированных системах, главным образом, «Панавижн» и «J-D-C Scope», совпадающих с отечественной широкоэкранной. Кинотеатры, оснащённые ещё советскими кинопроекторами, демонстрируют широкоэкранные фильмокопии таких фильмов с тем же успехом, как когда-то отпечатанные в формате SovScope.

Универсальный формат кадра (УФК)

Фильмы советского периода, снятые в отечественном производственном формате УФК с соотношением сторон кадра негатива 1,56:1 . Этот формат непригоден для печати совмещённых фильмокопий , поэтому фильмы, снятые по системе УФК не имеют «собственного» соотношения сторон и могли печататься в разных прокатных форматах . Основные тиражи печатались контактным способом в обычном формате с соотношением сторон 1,37:1 и потерей части изображения слева . Многие фильмы вышли в прокат, отпечатанные оптическим способом на широкоформатных копиях с соотношением сторон 2,2:1, и на широкоэкранных 2,35:1 . В последнем случае изображение обрезалось сверху и снизу. Также возможна оптическая печать кашетированных фильмокопий с близким соотношением сторон 1,66:1, принятым в СССР. По телевидению такие фильмы демонстрировались во весь экран 4:3. Возможность выбора формата печати позволяла выпускать один и тот же фильм в разных вариантах с разным соотношением сторон кадра фильмокопий, рассчитанных на прокат как в столичных кинотеатрах, так и на кинопередвижках , не оснащённых широкоэкранной проекцией. На видеорелизах такие фильмы могут выпускаться с соотношением сторон, соответствующим использованному видеостандарту: 4:3 или 16:9.

Технископ

Широкоэкранный кашетированный формат, с шагом кадра в 2 перфорации, рассчитанный на последующее вертикальное оптическое анаморфирование при печати до стандартного широкоэкранного формата фильмокопии . Соотношение сторон кадра такого негатива 2,33:1, обрезаемого при оптической печати фильмокопий до стандартного 2,35:1. В отечественном кинопроизводстве формат не использовался. На сегодняшний день известно более 1200 фильмов, снятых в этом формате, поэтому приведённый список неполный.

Суперскоп

Кинематографическая система, основанная на съёмке широкоэкранного изображения сферической оптикой на «немой кадр» с последующей печатью части изображения в анаморфированном формате . Первый вариант системы предусматривал соотношение сторон экрана 2:1, тогда как второй — «Суперскоп-235» — привычное синемаскопическое изображение 2,35:1 . Впоследствии эта технология трансформировалась в более универсальную « Супер-35 ».

Супер-35

Современная широкоэкранная технология « Супер-35 », предусматривающая использование сферической оптики для съёмки фильмов с соотношением сторон экрана 2,39:1. Часто этот формат путают с отечественным УФК, что неверно, поскольку размеры кадра негатива этих форматов отличаются. Большинство современных широкоэкранных фильмов стандарта Scope снимаются по такой технологии, однако негатив пригоден для изготовления фильмов с любым соотношением сторон . Фильмы, снятые по системе «Супер-35» могут быть отпечатаны в широкоэкранном, широкоформатном и кашетированном вариантах, а также в формате IMAX после цифровой обработки по технологии IMAX DMR. Также с негатива «Супер-35» могут изготавливаться цифровые фильмы с любым соотношением сторон.

Виставижн

Формат « Виставижн » разработан в качестве производственного для изготовления кашетированных фильмов . В оригинальном формате с продольным расположением кадра 1,96:1 на 35-мм киноплёнке печатались единичные фильмокопии, главным образом, для премьерных кинопоказов и кинофестивалей. Основная часть прокатных копий печаталась оптическим способом в кашетированных форматах с разным соотношением сторон кадра: 1,48:1, 1,66:1 или 1,85:1 . Оригинальное соотношение сторон негатива считается равным 1,52:1. В настоящее время используется для съёмки отдельных комбинированных сцен и оцифровки с высоким разрешением .

Technirama/SuperTechnirama70

Фильмы, снятые на киноплёнку 35-мм с продольным расположением большого кадра, но отпечатанные на киноплёнке 70-мм. Размер и расположение кадра негатива аналогично «Виставижн», но в отличие от этой системы, «Технирама» использует при съёмке анаморфирование, увеличивая соотношение сторон экрана до 2,55:1 .

Киносистемы, основанные на нескольких киноплёнках

Кроме форматов, использующих одну киноплёнку, существуют системы, основанные на использовании трёх и более киноплёнок для создания изображения с большим горизонтальным углом обзора. К таким системам относятся панорамные и кругорамные . Последние дают круговой обзор в 360° и существуют до настоящего времени в качестве киноаттракционов в тематических парках и на выставках.

Панорамная система Cinerama

Система панорамного кинематографа, использовавшая для съёмки и проекции три киноплёнки с шагом кадра 6 перфораций . Суммарная площадь кадра трёх киноплёнок превосходила любой широкоформатный фильм на 70-мм киноплёнках, уступая только формату IMAX, который и пришёл на замену «Синераме». Соотношение сторон экрана считается равным 2,6:1, что очень неудобно для изготовления видеорелизов. Копий на оптических видеодисках , которые полностью воспроизводят кадр фильмов «Синерамы», очень немного, поскольку их большая часть предусматривает пансканирование . Существует специальная разновидность леттербоксинга , разработанная специально для синерамных фильмов — Smilebox . При этом верхняя и нижняя границы кадра имеют криволинейную форму и расширяются к краям. Несмотря на все ухищрения, полноценный просмотр фильмов «Синерамы» возможен только на сильно изогнутых экранах полукруглой формы. На телеэкране изображение выглядит искажённым, как панорамный фотоснимок в цилиндрической проекции.

Панорамная система «Кинопанорама»

Советская трёхплёночная система, аналогичная «Синераме», но существенно усовершенствованная . Соотношение сторон экрана осталось таким же, как и у западного прототипа — 2,6:1. В СССР было несколько кинотеатров в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах, работавших по такой системе и демонстрировавший фильмы с трёх плёнок . Для остальных кинотеатров фильмы перепечатывались в широкоформатных и широкоэкранных вариантах на одной киноплёнке. Видеорелизы фильмов « Кинопанорамы » изготавливались с одноплёночных фильмокопий, воспроизводящих часть полноценного кадра.

Circarama

Американская кругорамная киносистема « Циркарама », основанная на использовании одиннадцати 16-мм обращаемых киноплёнок.

  • «Путешествие по Западу» ( Tour of the West , 1955)
  • «Америка прекрасна» ( America the beauty , 1958)

Кругорамная система «Круговая кинопанорама»

Киносистема, которая по советской классификации относилась к категории «киноаттракционов» . О соотношении сторон экрана в данном случае говорить невозможно, так же, как и о полноценном воспроизведении таких фильмов современными видеотехнологиями.

Circle Vision 360

Дальнейшее развитие «Циркарамы», предусматривающее съёмку на девять 35-мм киноплёнок.

Iwerks 360

Кругорамная киносистема, основанная на девяти 35-мм киноплёнках классического формата. Используется в настоящее время только для короткометражных фильмов, демонстрируемых в тематических парках.

  • «Открытки» ( Postcards , 1993)
  • «Приключения динозавра» ( Dinosaur adventure , 1993)
  • «Виртуальный отпуск» ( Virtual vacations , 1995)
  • «Берлинская симфония» ( Berlin Symphony , 2000)

См. также

Примечания

  1. За исключением форматов IMAX и Iwerks, кадр которых близок к классическому
  2. Исключение составляет отечественная система «УФК», допускавшая контактную печать в обычном формате с незначительной потерей изображения слева
  3. Одновременно снят в двух форматах: классическом и широком
  4. Фильм одновременно снимался двумя киносъёмочными аппаратами на 35-мм и 70-мм киноплёнки
  5. Фильм одновременно снимался двумя аппаратами с частотой 30 и 24 кадров в секунду
  6. Фильм отпечатан в формате «Дименшн-150» для демонстрации на изогнутых экранах типа «Синерама»
  7. Часть съёмок выполнена в анаморфированном формате «Панавижн»
  8. При съёмках фильма также использованы другие форматы: «Виста-Вижн» для комбинированных кадров и «Арри 765»
  9. В некоторых источниках указан советский формат SovScope 70
  10. Список составлен на основании данных IMDb
  11. . Дата обращения: 23 ноября 2014. Архивировано из 5 марта 2016 года.

Источники

  1. , pp. 7—67.
  2. . Kodak . Дата обращения: 30 июля 2012. 11 августа 2012 года.
  3. (англ.) . Movie-project Consultant. Дата обращения: 22 января 2015. 22 января 2015 года.
  4. (англ.) . Sleep Alwayas. Дата обращения: 24 января 2015. 14 февраля 2015 года.
  5. , с. 37.
  6. , с. 402.
  7. Thomas Hauerslev. (англ.) . All 70-mm film lists . in70mm (31 июля 2012). Дата обращения: 18 августа 2012. 19 августа 2012 года.
  8. (англ.) . The American WideScreen museum. Дата обращения: 1 августа 2012. 19 августа 2012 года.
  9. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  10. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  11. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  12. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  13. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  14. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  15. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  16. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  17. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  18. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 19 августа 2012 года.
  19. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 1 августа 2012. 12 августа 2012 года.
  20. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  21. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  22. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  23. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  24. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  25. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  26. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  27. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  28. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  29. Thomas Hauerslev. (англ.) . All 70mm films list . in70mm (3 апреля 2012). Дата обращения: 20 августа 2012. 21 августа 2012 года.
  30. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 20 августа 2012. 21 августа 2012 года.
  31. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 30 июля 2015. 12 августа 2012 года.
  32. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  33. (нем.) . Arsenal. Institut fur film und videokunst (июль 2006). Дата обращения: 27 июня 2015. 29 июня 2015 года.
  34. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  35. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  36. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 31 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  37. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  38. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  39. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  40. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 30 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  41. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  42. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 17 июня 2012. 25 июня 2012 года.
  43. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 30 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  44. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 1 августа 2012. 12 августа 2012 года.
  45. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  46. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 17 июня 2012. 25 июня 2012 года.
  47. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 17 июня 2012. 25 июня 2012 года.
  48. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  49. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  50. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  51. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 30 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  52. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 30 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  53. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  54. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  55. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 30 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  56. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  57. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 4 августа 2012. 12 августа 2012 года.
  58. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  59. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  60. , с. 31.
  61. , с. 407.
  62. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  63. (англ.) . The American WideScreen museum. Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  64. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  65. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  66. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 30 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  67. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 29 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  68. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 28 июля 2012. 12 августа 2012 года.
  69. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 1 августа 2012. 12 августа 2012 года.
  70. , с. 13.
  71. , с. 61.
  72. . Кинотеатр «Круговая кинопанорама». Дата обращения: 15 сентября 2012. 4 марта 2016 года.

Литература

  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Б. Н. Коноплёв . Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд. — М. : Искусство, 1975. — С. 25—38. — 448 с. — 5000 экз.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 7—67. — 440 с.

Ссылки

  • в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
  • by Mark Baldock
Источник —

Same as Система кинематографа