Нэп-оф-Хауар
- 1 year ago
- 0
- 0
«НЭП» (или «Н.Э.П.») — советская и российская рок-группа, образованная в 1987 году в Ленинграде вокруг поэта, гитариста и бессменного фронтмена (а на данный момент уже и единственного оставшегося в группе участника первого состава) Сергея Паращука .
Название группы, появившееся не сразу, а лишь через год упорных репетиций, изначально произошло от брошенной Сергеем Паращуком в личном разговоре с одним из участников фразы «Нах.. Эту Перестройку». Позднее аббревиатуру НЭП переводили и переводят до сих пор все, кому не лень на свой лад. Вплоть до «Ноги Эдиты Пьехи», «Новая Эротическая Поза» и т. д., но ни в коем случае не «Новая Экономическая Политика».
С момента создания группа выпустила серию самобытных и разнообразных по звучанию альбомов, гастролировала по СССР (позднее по СНГ и России) и Европе, эволюционируя от типичного для середины 80-х нью-вейва и пост-панка в направлении собственного стиля с узнаваемым мелодическим почерком и крепким рок-н-ролльным драйвом. Хотя сам Сергей Паращук не хочет как-то определённо характеризовать стиль группы, отвечая, что пишет «без оглядки на стили» и даже альбомы не старается делать «однобоко».
Идея создания своей группы вынашивалась Сергеем Паращуком не один год. Он даже успел поиграть в любительской команде, исполнявшей репертуар « Машины времени », « Аквариума »," Зоопарка " и др. групп, но для реализации творческого потенциала этого было недостаточно. Поворотным моментом стали проводы двоюродного брата в армию, на которых Сергей исполнил ряд своих изначальных «злых и крайне антисоветских» песен, после чего был окончательно убеждён реакцией присутствовавших, что нужно действовать активнее.
Вопреки медицинским противопоказаниям Сергея в 1985 году забирают в армию и начавшая уже сформировываться группа оказывается «замороженной» на 2 года. После возвращения из армии состав весьма быстро набирается и приступает к очень упорным репетициям в 1987 году. Цель одна — вступление в ряды ЛРК!
В первый устоявшийся состав группы вошли:
● Сергей ПАРАЩУК — ритм-гитара, вокал
● Евгений ЛЁВИН — лидер-гитара
● Герман КУДРЯВЦЕВ — бас
● Алексей ВОЛКОВ — духовые
● Александp ФОМИН — ударные
« — Я в 1987-м пришел из армии. Как раз тогда потихонечку стали думать, собираться. Еще названия группы даже не было. Начали репетировать, и все там такое злобное, антисоветское.» Сергей Паращук.
В марте 1988 года группа принята в рок-клуб , где сразу прошла прослушивание на отборочный тур VI Рок-фестиваля вместе с « АУ » и «Ситуацией». Именно по этой причине 7 марта 1988 года считается неофициальным днём рождения коллектива. То выступление было по истине примечательным тем, что буквально через час после дебютантов на сцену подялась немецкая группа « Scorpions », бывшая на тот момент с многодневной программой гастролей в ленинградском СКК и пожелавшей посетить местный рок-клуб.
Дебютировали в ЛРК уже как полноправные участники 21 мая 1988 на I этапе VI Рок-фестиваля, где им удалось привлечь внимание слушателей. не взирая на явное тогда желание эпатировать публику своим радикализмом.
« — Группа „НЭП“. Непонятно, откуда взялись, в каком стиле играют, но выходит у них здорово!»
«Джордж» Гуницкий (рецензия на группу из программки VI фестиваля ЛРК)
В том же сентябре «Н.Э.П.» по сути нелегально записал свой дебютный альбом « 70 мгновений весны ».
« — Писались нелегально по ночам на радио, когда никто не знал. Договорились со звукорежиссёром на Манежной площади. Он нам выписывал какие-то „левые“ пропуска. Мы приходили туда часов в 10-11 вечера, когда там уже никого не было. Проходили с инструментами, садились, и тут начиналось самое интересное. Чудовищное количество времени уходило. Он сидит, сидит, покрутит ручки, вдруг ему звонят по местному телефону. Он говорит: „Меня к городскому“. Уходит. Возвращается через полчаса уже косой — поговорил по городскому. Так раза три за ночь „позвонят“ и на пульт он уже ложится. Очень весёлый товарищ был. Вот так и записал. Мы старались что-то изобразить — это была та программа, которую я писал ещё в армии.»
Сергей Паращук.
Осенью состав группы усилил клавишник Вячеслав Ерёмин. А после того, как у коллектива появился первый полноценный директор, Александр Цейко, группа начала регулярно выступать в городе и выезжать на гастроли. Причём первый же выезд с концертом в Москву обернулся выступлением ни где-нибудь, а сразу в СК «Олимпийский» на 4-хдневном фестивале. Там произошло ещё одно событие, определившее курс дальнейшего развития команды, как абсолютно самобытной — после выступления Сергею, как лидеру, было предложено подписать контракт с продюсерским центром «Театр Аллы Пугачёвой», что сулило мощнейшую раскрутку и ротацию на всех возможных на тот момент платформах страны, ну, и немалые деньги, конечно же. Но ознакомившись с контрактом Паращук его отверг, так как в нём имели место пункты о полнейшей зависимости группы от продюсерского центра, вмешательство в репертуар и выступления под фонограмму.
В июле 1989 группа записала второй альбом «Диссонанс» , который, впрочем, до конца 90-х не был издан профессионально. Ерёмина в конце 1989 года сменил за клавишами Михаил Лобзов из «Тихого Омута».
К началу 1990-х «Н.Э.П.» отказались от клавишных, предпочитая развивать современное гитарное звучание.
В следующем году группа опять принимает участие в рок-клубовском фестивале. Проходит грандиозный гастрольный тур по стране «Next Stop Rock n' Roll» совместно с датскими, американскими и др. рок-командами, захвативший порядка 30 городов вплоть до Иркутска . Особый колорит туру придавало то, что группы двигались по стране на поезде ВЛКСМ. Финальный концерт дан в Москве . В традиционном виде (на виниле) альбом выпущен только в Дании тиражом 2 тыс.экз., советская же версия представляет собой две кассеты CrO2 в оригинальной упаковке.
Постепенно звучание группы перемещается ближе к пост-панку , совершенствуются тексты и музыка.
В том же 1991 году, во время длительных гастролей по стране, саксофонист Алексей Волков трагически потерял руку и был вынужден оставить музыку. На помощь группе пришёл Михаил Чернов , ветеран джазовой сцены Петербурга, участник «Поп-Механики» Сергея Курёхина и штатный саксофонист « DDT ». В том же году был записан третий альбом «Н.Э.П.» — « Про… », который был оперативно отпечатан на виниле небольшой питерской фирмой «Cobweb Records», однако, к этому времени винил стремительно выходил из моды и пластинка быстро стала «дискографической редкостью».
Весной 1992 группу покинул Фомин, который позднее играл и записывался с собственной группой «СС 20», руководил работой клуба «Гора», а в середине 1990-х надолго уехал в Соединённые Штаты . Его место на время поиска нового ударника занял из « Телевизора », репетировавших там же, где и «Н.Э.П.» и даже успел провести несколько репетиций (в ту же пору Лёвин некоторое время тоже играл с ними, но предпочёл остаться в своей группе). Следующие четыре года за барабанами провёл Николай Першин, игравший ранее в группе «Дети», с Владом Жуковым и др., а занятого во всех программах «DDT» Михаила Чернова сменил другой многостаночник, Евгений Жданов из « АВИА », «САМКХА» и прочих групп.
Лёвин и Паращук проявляют себя менеджерами и группа достаточно много гастролирует по стране, выступает на фестивалях. В 1993 с группой начал сотрудничать тогдашний клавишник «DDT» Андрей Муратов , который активно занимался звукорежиссурой, а в то время открыл собственный лейбл «АРМКО», которым была выпущена, как оказалось, одна единственная работа — альбом «Н.Э.П.» « Ветеp вагонов ». Он вышел в ноябре 1993 и включал пригоршню потенциальных хитов, в том числе надолго ставшую главным хитом группы песню «Спичек нет» («Где мои витамины?»). Он же организовывает очень мощный промоушен через прессу. Группа мелькает в различных хит-парадах на первых местах, раздаются множественные интервью и т. д.
В том же 1993 году музыканты «НЭПа», соединившись с музыкантами других групп, придумывают проект « Дубы-колдуны », призванный реанимировать и переосмыслить советские киношлягеры 60-70-х годов.
Впрочем, не взирая на востребованность, проект собирается от случая к случаю из-за загруженности музыкантов в своих основных коллективах. Тем не менее группа успела записать два альбома.
В середине 90-х «НЭП» почти не выступал дома, зато регулярно гастролировал в Европе, объездив практически всю Германию, Францию, Данию и другие страны. Популярность коллектива была весьма высока. В Германии, к примеру, существовал фан-клуб, путешествовавший за командой по всей стране.
В апреле 1996 года Першин решил покинуть группу и его место занял , чей сценический дебют в «Н.Э.П.» состоялся 28 сентября 1996, на открытии сезона в клубе «Перевал», когда они представили слушателям материал своего нового альбома, следующей зимой записанного на Студии DDT. Его звукорежиссёром стал Женя Лёвин, который в то время начал успешно совмещать выступления на сцене с работой в студии (с самими «DDT», « Разными Людьми » и т. д.).
Летом «НЭП» выступает на организованном Юрием Шевчуком и «Театром DDT» крупном фестивале «Наполним небо добротой», прошедшем на стадионе « Петровский » в Санкт-Петербурге. Структура фестиваля была такова, что исполнители «с именем» выступали, а затем представляли 2-3 молодые команды. «НЭП» выступал в числе опытных коллективов наряду с «Алисой», «АУ», Рикошетом , « Ва-Банкъ », DDT и др. Из молодых же команд, игравших на том фестивале, некоторые доросли до весьма впечатляющих вершин — « Король и шут », «Military Jane» (вскоре ставшие « Пилотом »), « Джан Ку » и др.
В 1997 году группой был записан альбом « Вот она любовь.. .», но случается непредвиденное. Сергей Паращук получает тяжёлую травму ноги и оказывается на длительный срок прикованым к больничной койке. Следующие 2 года группа фактически не функционирует.
В этот период происходят неизбежные в подобных ситуациях смены состава: Лёвин уходит в « Алису », а Фёдоров в « Чиж и Ко », их сменяют Игорь Романов и .
15 декабря 1999 года в ДК Ленсовета при большом стечении народа «Н.Э.П.» отметил своё «условное» (поскольку через месяц им реально исполнилось двенадцать) десятилетие при участии множества гостей, в числе которых были музыканты групп «DDT», «АлисА», «Телевизор», « СерьГа », « Краденое Солнце », «Чиж & Co» и т. д.
Весной 2000 все альбомы группы были переизданы на кассетах под лейблом магазина «Караван». Тогда же в её репертуаре появилась песня «Я болею за „Зенит“», которая стала настоящим гимном болельщиков футбольной команды из Питера. В феврале 2001 «Н.Э.П.» был гостем фестиваля «Прорыв», став связующим звеном между открывавшей фестиваль «Алисой» и обоймой из двух с лишним десятков молодых питерских групп. 31 марта они принимали участие в грандиозном фестивале на стадионе СКА в Минске в компании с « Крематорием », « Братьями Карамазовыми » и… « Uriah Heep »! На барабанах с ними на этом концерте — по прошествии длительного времени — снова играл Николай Першин (в тот момент — «Катюша», «Группа Вадима Курылёва»), который подменял находившегося с театром на гастролях в Соединённых Штатах Андрея Вдовиченко.
С оживлением концертной практики, обновления, начатые «Караван Рекордз» в 2000 году, коснулись и дискографии группы: так, «Grand Records» издает в 2001 году сборник их лучших песен в серии « Энциклопедия российского рока ». Помимо того, unplugged концерт «Н. Э. П.» в одном из питерских лицеев 13 апреля 2001 был записан и стал их первым концертным альбомом.
В конце 2003 года группу « АлисА» покинули двое из её основателей, Андрей Шаталин и Михаил Нефёдов , на их места Кинчев пригласил Игоря Романова и Андрея Вдовиченко. При этом из «НЭПа» они не ушли, но таким образом мобильность группы была существенно ограничена, поэтому в дальнейшем «НЭП» выступал лишь от случая к случаю: либо на крупных фестивалях, либо на акциях «Невского Фронта».
«Наш НеФормат: Прежде всего интересует, конечно же, актуальный состав после очередного призыва в „Армию“.
Сергей Паращук: Не изменилось ничего.
ННФ: Не изменилось?
СП: Я делю своих рекрутов с „армейскими налетчиками“.»
— из интервью порталу «Наш НеФормат»
Главными событиями в жизни «Н.Э.П.» в это время стало переиздание его полной дискографии на компакт-дисках, осуществлённое с помощью «Караван Рекордз», и работа над студийным проектом с говорящим названием «Нах… Эту Попсу», в котором музыканты прошлись по сомнительным «шедеврам» постсоветского эстрадного китча. Кроме того, в конце 2005 началась работа над альбомом кавер-версии, в котором песни «Н.Э.П.» исполнят разные музыканты — от «Алисы» и DDT до Сергея Галанина и Tequilajazzz . Впрочем, этот проект оказался заморожен «до лучших времён» ввиду отсутствия должного финансирования.
Однако, прошло время и группа вновь обрела полноценное дыхание. 5 января 2010 года состоялось очередное «условное», но теперь уже 20-ти летие группы в клубе « Орландина », показавшее, что коллектив жив, работоспособен и эволюционирует.
В течение последующих 2 лет группа обновила состав, пустив новую кровь в виде молодых музыкантов — барабанщика Дмитрия Клименко («Неботошнит», «Code104») и гитариста Марата Капранова. В 2012-13 годах группа отыграла сеты на главном фестивале страны — «НАШЕствие». На 2013 год состав окончательно устоялся. Теперь группа выглядит следующим образом:
Группа работает над новым альбомом, вновь гастролирует, ведет активную концертную и фестивальную деятельность в России. Созданы новые песни, в которых Сергей Паращук столь же удивителен и неповторим, но уже немного другой…Все они неизменно искренни, живы, рок-н-ролльны. Песни группы проигрываются на различных радиостанциях в России.
Бессменный лидер группы Сергей Паращук является лауреатом «Почётного Знака Святой Татианы» I степени, наравне с К.Кинчевым и Ю.Шевчуком. Сергей, будучи автором всех текстов и музыки группы, сделал группу имеющей свой неповторимый почерк. Каждое выступление группы уникально, имеет свой заряд, всегда отличается искренностью, силой и неизменным профессионализмом. Будучи уже классикой русского рока ленинградской школы, группа продолжает развиваться и писать свою новую историю. Параллельно с группой Сергей Паращук в сотрудничестве с гитаристом Маратом Капрановым сделал большую уникальную акустическую программу и также много гастролировал с ней.
В 2018 году группа записывает свой новый альбом « Мама », поражающий мощностью и новизной материала. На песню «Один», ставшей одной из визитных карточек коллектива, режиссёром Олегом Флянгольцем был снял клип.
В 2019 группу покидает М.Капранов. Ему на смену приходит профессиональный гитарист с большим багажом сессионной и концертной деятельности Антон Аристов.
В 2021 году Е.Жданов вследствие болезни теряет жену, что становится для него огромным ударом. Через некоторое время он переносит инсульт, что делает его дальнейшее участие в деятельности группы невозможным — отказывает одна рука. Тем не менее Сергей Паращук не спешит расставаться с самым возрастным участником и в течение 2 лет ждёт, не пойдёт ли Евгений на попроавку.
В конце лета ударник группы Д.Клименко женится и по семейным обстоятельствам временно приостанавливает свою деятельность в «Н.Э.П.». Порядка полугода его место в коллективе занимает Николай Левитский (« Земляне », « Кукрыниксы »).
В конце 2022 года группа обзаводится своим Telegram-каналом.
2023 год группа встречает существенными изменениями в составе. Уходит бессменный басист Герман Кудрявцев, его место занимает Сергей Буренков (« Забавы Простолюдина », « Адаптация »). На место Евгения Жданова из « АВИА » (не покидая при этом и их) присоединяется Вероника Берашевич, уже имевшая опыт подмены Жданова в «НЭП» на некоторых концертах.
Также в 2023 году появляется официальный канал группы на YouTube. В сентябре — дебют на крауд-платформе Planeta.ru с целью издания, наконец-таки, альбома 1997 года « Вот она любовь… »
Состав на октябрь 2023 года:
● Сергей ПАРАЩУК — вокал, ритм-гитара
● Антон АРИСТОВ — лидер-гитара
● Сергей БУРЕНКОВ — бас
● Дмитрий КЛИМЕНКО — ударные
● Вероника БЕРАШЕВИЧ — саксофон
31 октября 2023 года группа обзаводится новым
.
1988 - 70 мгновений весны
1989 — Диссонанс
1991 — Про…
1993 — Ветер вагонов
1997 (запись) — Вот она любовь…
2003 (запись) — Нах… Эту Попсу!
2015 — Зима (single)
2018 — Мама
1991 — Laika. Next Stop Rock n`Roll 「1 трек」
1995 — Чума-Дэнс「1 трек」
1996 — Странные скачки (Владимир Высоцкий tribute)「1 трек」
2001 — Энциклопедия российского рока. «НЭП»
2001 — Punk-rock forever! 「1 трек」
2001 — Нам всё по барабану… (Сборник demo с разных альбомов, записанных в 1989-99 годах на студиях «Мелодия», «ДДТ», «Добролёт», «Каллипсо».)
2017 — Дух противоречия (Вадим Курылёв tribute) 「1 трек」
2021 — Мальчик как мальчик (Олег Гаркуша tribute) 「1 трек」
2023 — Выход Дракона II («Рикошет» tribute)「1 трек」