Фриске, Жанна Владимировна
- 1 year ago
- 0
- 0
Жа́нна Влади́мировна Биче́вская (род. 17 июня 1944 , Москва ) — советская и российская певица, автор песен. Народная артистка РСФСР ( 1988 ). Живёт и работает в Москве, более 30 лет находится в третьем браке, замужем за автором большинства своих песен Геннадием Пономаревым .
Называет свой стиль «русский кантри-фолк». Репертуар певицы насчитывает несколько сотен произведений — песен духовного и общественного содержания, русских народных песен, романсов, а также песен на стихи поэтов Серебряного века .
Родилась в семье Владимира Константиновича Бичевского, по профессии инженера-электрика, сотрудника технического спецподразделения КГБ — МВД СССР (об отце интервью самой Бичевской в телепередаче «Мой герой» в 2021 году) и балерины Лидии Гавриловны Кошелевой. Мачеха (вторая жена отца) — Бичевская Елена Ильинична , была по профессии бухгалтером.
Окончила музыкальную школу по классу гитары . В 1966—1971 годах училась в Государственном училище циркового и эстрадного искусства , где продолжала совершенствоваться в игре на гитаре, училась пению у Елены Яковлевны Петкер , потом у Ирмы Петровны Яунзем . Во время учёбы начала собирать и записывать русские народные песни. Одновременно работала преподавателем в классе гитары в Загорской вечерней музыкальной школе, позже — солисткой-вокалисткой в оркестре Эдди Рознера . С 1971 по 1973 год — солистка вокально-инструментального ансамбля « Добры молодцы », с 1973 года работала в Москонцерте . 1975-1978 — вокальный дуэт с Юлием Слободкиным .
В 1970-х годах в репертуар певицы вошли старые русские народные песни, которые исполнялись в бардовском стиле. Благодаря талантливому и оригинальному исполнению (с использованием стилей фолк и кантри ) Бичевская начала быстро обретать популярность. В 1973 году она становится лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. С гастролями посещала Финляндию , Венгрию , Румынию , Чехословакию , Югославию и многие города СССР . Пластинки с записями народных песен расходились миллионными тиражами в более чем 40 странах мира.
Собирала престижный в Западной Европе парижский зал « Олимпия » . По утверждению на её сайте, на Международном конкурсе артистов эстрады в Познани в 1980 году, помимо звания лауреата, Жанна Бичевская удостоилась звания «Мисс творческая индивидуальность» . В 1989 году в Сан-Ремо певица получила за культурную деятельность .
В июле 1987 года выступила в Измайлово на советско-американском концерте-митинге «Наш ход» совместно с Джеймсом Тейлором , Бонни Рэйтт , Владимиром Пресняковым , « The Doobie Brothers », « Автографом », « Santana » и Надеждой Бабкиной с ансамблем « Русская песня » .
В 1990-х годах на смену фольклору в творчестве Жанны Бичевской пришли белогвардейские мотивы (альбомы «Любо, братцы, любо», «Русская Голгофа»), а затем и религиозные — песни иеромонаха Романа и песни, написанные её мужем, поэтом, композитором и певцом («Жанна Бичевская поёт песни Иеромонаха Романа», «Имени Твоему, Господи», «Осень музыканта»). В конце 1990-х и начале 2000-х годов певица выпустила несколько альбомов с песнями известных авторов (в том числе Андрея Макаревича , Александра Вертинского , Булата Окуджавы ) и ряд альбомов патриотической тематики.
В 1992 году в передаче телевидения «Музыкальный концерт в московском цирке» сказала, что её песни — это настоящий русский народный фольклор, а песни Зыкиной — это коммунистический фольклор, официоз не имеющий художественной и исторической основы. Тем самым испортила отношения с окружением и друзьями Зыкиной, особенно Кобзоном. В результате стали возникать трудности в публичных выступлениях на ТВ и на московских концертных площадках, отношениях с Минкультом РФ.
C декабря 1999 по 2008 год Жанна Бичевская вела авторскую духовную передачу «От сердца к сердцу» на международной радиостанции « Голос России » .
Основной тематикой песен Бичевской являются русский патриотизм и православие. В своих песнях она вместе с мужем Геннадием Пономарёвым, также композитором и автором текстов, проповедует любовь к традиционным ценностям. Считает себя монархисткой .
Некоторые тексты песен Жанны Бичевской и комментарии к ним в радиопрограмме «От сердца к сердцу» были подвергнуты критике со стороны РПЦ. В частности, в резолюции Рождественских чтений 2003 года говорилось:
2. …В последние годы ряд изданий, объявляющих себя борцами за Православие, в том числе… радиопрограмма Жанны Бичевской «От сердца к сердцу», осуществляют пропагандистские кампании, которые, несомненно, способны привести к расколу в Церкви. Не предлагая читателям никакого положительного, спасительного для души опыта церковной жизни, эти издания подтасовывают факты церковной истории, искажают основы православной веры и в конечном итоге формируют сектантское сознание.
3. Подобные действия уже получили четкую оценку Священноначалия. Святейший Патриарх, Священный Синод, Синодальная богословская комиссия неоднократно высказывались о недопустимости распространения литературы, сеющей суеверия, нагнетающей панические настроения в церковном народе .
— . Цит. по: Искушения наших дней. В защиту церковного единства, С. 71
Так, согласно Откровению Иоанна Богослова , христиане всего мира (не только православные) воспринимают Небесный Иерусалим как Небесный Город, посланный от Бога в конце истории, и как один из образов Царства Небесного , то есть как среду посмертного послебытия. В этом контексте слова исполняемой Бичевской песни «Русский марш» («Русские идут»)
Русские идут, освобождая Третий Рим,
Русские идут в Небесный Иерусалим
воспринимались, как поголовный отсыл всех русских на смерть, в загробную жизнь. После критики в христианской блогосфере этот куплет, появившийся в результате поверхностного понимания автором духовной терминологии, из позднейших текстовок песни «Русский марш» был изъят .
Скандал вызвал видеоклип на песню «Мы — русские!», показанный в передаче « Два против одного », в котором среди кадров хроники побед русской армии показаны кадры из фильма « День независимости » с горящими городами США , смонтированные с кадрами пуска ракет с российских самолетов .