Воскресение (роман)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Воскресе́ние» — советская и российская рок-группа . Существует с 1979 года с перерывом в 1982 — 1994 годах . Лидер — Алексей Романов (1979—1982, 1994 — настоящее время), Константин Никольский (1980—1982). Стиль — рок , с элементами блюза , психоделического рока , арт-рока , а также кантри и рок-н-ролла .
Весной 1979 года барабанщик « Машины времени » Сергей Кавагоэ покинул группу. Он и его бывший напарник по группе решили создать собственную группу: в июне из «Машины» ушёл басист Евгений Маргулис , который занял своё место в новом коллективе.
Расход «машинистов» 79-го года до сих пор не понятен. Я не присутствовал рядом с ними в тот момент, поскольку заканчивал институт, где проучился десять лет, и затем сразу отправился в военные лагеря. Когда вернулся, в мае, ко мне неожиданно явились Кава с Женей и сказали: «Нет ли у тебя песен каких-нибудь? Давай, группу сделаем. Мы ушли из „Машины“». Ну, давайте, раз так, почему нет? Только у нас же, говорю, ни базы, ни инструментов. Правда, у меня дома есть пианино и двенадцатиструнная гитара . Приходите, придумаем какие-нибудь аранжировки. А у Кавы, видимо, уже созрела стратегия: сделать то же самое, что когда-то сделала «Машина»: записать более-менее качественно десяток вещей и на бобинах разбросать по всей стране, по студиям звукозаписи. Японцем, как мне кажется, всегда двигало честолюбие.
— Алексей Романов. Комментарий для книги «Затяжной поворот»
Автором песен стал Алексей Романов, лидер довольно успешной группы « ». На оставшуюся вакансию — соло-гитариста — позвали давнишнего друга Романова Алексея Макаревича . Так родился новый рок-коллектив — группа «Воскресение».
«Дома, на коленях» за месяц они «сделали» десять песен. Записать их было решено в учебной студии ГИТИСа , где оператором работал бывший участник «Машины» Александр Кутиков . В записи участвовали также клавишник «Машины» Пётр Подгородецкий и неплохой гитарист и вокалист Андрей Сапунов из ВИА Стаса Намина « Цветы ». На записи Кавагоэ «сел за клавиши» и прописал партию синтезатора . После знакомства с Андреем Сапуновым в репертуар «Воскресения» вошли песни Константина Никольского , знакомого Андрея Сапунова. Половина песен не была собственно «воскресенскими», так «Снежная баба» и « Кто виноват? » входили в репертуар «Кузнецкого моста», «Есть у меня» — из «Машины времени», того периода, когда там пел Романов .
Группа, чьи песни транслировало радио « » (вещавшего на запад в преддверии московской Олимпиады ), вскоре стала бешено популярной, суперхитом становится песня «Кто виноват?», которая в списке популярных песен « МК », обойдя знаменитый « Поворот » заняла пятое место , в 1999 году занявшая 9-е место в списке по версии радиостанции «Наше радио» . Кроме того, популярностью пользовались песни «Снежная баба» и «Сон».
В сентябре в Маргулисе неожиданно просыпается путешественник, и он уходит из группы. За бас-гитару взялся Сапунов. Талантливый в музыкальном отношении, он быстро освоил новый инструмент.
В ноябре состоялись первые концерты группы — «Воскресение» на пике славы.
В январе в группу вернулся Маргулис, и появились ещё два участника — трубач и саксофонист Павел Смеян . Весной коллектив продолжает успешно выступать, появляются новые песни, первый и второй альбомы разошлись мгновенно, но на фоне внешнего благополучия в составе назревает конфликт. «Все друг другу надоели». Участники группы сочли, что Алексей Макаревич — соло-гитарист — в то время не очень умело играл свои партии. Было принято решение поменять его. Взяли Алика Микояна , бывшего участника «Машины». Понравилось, но наступило лето и музыканты уехали на отдых в Пицунду .
А в сентябре «Воскресения» не стало — Маргулис ушёл в «Аракс», Кавагоэ и Макаревич оставили музыку (первый пошёл по научной дороге). В группе остаётся один только Романов.
Тогда, в далеком восьмидесятом, я вдруг обратил внимание на то, что на концертах менялись только залы и наше настроение, в остальном все было похоже на дурацкий сон, публика та же, поклонники вместе с нами перетекали с одного сейшена на другой, и это не могло не достать меня, тем более, что непрофессионализм Лешки Макаревича давал себя знать, да и Кава своими глупыми придирками довершал унылость репетиций.
Мы с Сапуном пускались в дикие загулы, Ромаха делал то же самое; иногда мы шли в наш подвал, чтобы посмотреть очередного гитариста, расстроиться и обратно пуститься во все тяжкие.
Сапун первый задумал уходить из группы, да и мне повод привалил отменный: пригласили в «Аракс».
Казалось, группа так и не оправдает своего названия. Романов устроился в группу « Аракс » автором песен, а в перспективе надеялся работать в филармонии . И тут ему позвонил Константин Никольский .
Никольский был известен не только «рок-тусовке», но и простому советскому слушателю, как автор музыки к песне «Старый рояль» — хита ВИА «Цветы». Появился новый состав — Никольский, Сапунов, Романов и барабанщик Михаил Шевяков . Был и репертуар, оставалось только найти «базу» и аппаратуру.
Второй состав, пожалуй, был самым интересным, но и самым противоречивым и нестабильным. Лирика Никольского на первый взгляд была очень похожа на «Воскресенскую», но в то же время были видны и глубокие различия. Никольский писал «красивые» песни с повышенным градусом пафоса, которые отлично запоминались слушателями.
Естественно, появление в группе участника с ярко выраженными наклонностями лидера ни к чему хорошему не привело, и этому составу не была суждена долгая жизнь. Романов мечтал пробиться в филармонию, Никольский и Сапунов не собирались бросать обучение в музучилище . Когда появилась возможность профессиональной работы под началом менеджера Ованеса Мелик-Пашаева , это была уже совсем другая группа. К Мелик-Пашаеву и ушёл Романов. Тот заключил договор с областной филармонией. Романову казалось, что его карьера пошла на взлёт, но осенью 1982-го умер Брежнев . Все концерты группы были отменены, а «Воскресение № 2» перестало существовать.
…А тут Ленинград, понимаешь, класс, отличный зал, аппарат шикарный, всё отрепетировано, всё звучит, а тут Брежнев возьми да помри! Ни одного концерта так и не состоялось!
— Алексей Романов
Весной 1982 года новый коллектив записывает первый альбом. В записи участвовал также Павел Смеян и трубач Александр Чиненков. Альбом вышел странным. Старые романовские интонации переплетались с музыкой в стиле новая волна , что вызывало неоднозначную реакцию у поклонников. Осенью группа выехала на гастроли в Ленинград. Для Романова это были первые в жизни гастроли.
На Новый Год группа уехала в Ташкент , давать концерт в местном дворце спорта. В зале царил ажиотаж, всюду висели плакаты о русском роке . Мелик-Пашаев , умевший «вести дела», заключил договор с московской филармонией, хотя та люто ненавидела группу.
Дальше нужно было выходить на ЦТ и делать карьеру. Но непонятно было, куда мы движемся. Можно было усложнять музыку, делать её более красивой, более изощрённой, но непонятно было, куда мы движемся — Кузьмин в то время играл новую волну, и туда соваться вроде ни к чему, а « Круиз » играл хард-рок и это тоже забито... ( — Алексей Романов)
Затем последовали несколько концертов в театре «Эрмитаж», участие в телемосту с США , который был показан только американцам (советскому зрителю тогда его показывать почему-то не решились), а потом Романова арестовали.
В августе 1983 Романов и его звукорежиссёр Александр Арутюнов были арестованы. Им инкриминировалась частная предпринимательская деятельность в виде выступлений с концертами . Следствие велось прокурором по фамилии Транина.
Остальные участники группы проконсультировались с известными юристами, в том числе с В. Альбрехтом, и по его совету, всячески отрицали, что получали деньги за выступления.
Получалось, что часть группы работала за деньги, а часть просто так, что было совершеннейшим идиотизмом. Но тем не менее, приказа сажать за идиотизм не поступало... (Илья Смирнов. Из книги «Время колокольчиков»)
У Романова конфисковали его гитару — красный « Fender » — и все деньги со сберкнижки. В мае дело было передано в суд на рассмотрение. Заседание проходило в городе Железнодорожный . Суд вынес приговор: Романову три с половиной года условно и конфискация имущества , Арутюнову — три года колонии.
Выступления группы продолжались до 1984 года, после чего, как писал Подгородецкий, «… нас просто прекратили приглашать на концерты» .
В 1989 году «Воскресению» исполнилось 10 лет. Прошёл юбилейный концерт в Лужниках с участием « СВ », « Зеркала мира » Никольского, Алексея Антонова, Владимира Кузьмина, а в конце Романов, Никольский, Сапунов и Шевяков сыграли вместе, как «Воскресение № 2».
В 1992 году «Воскресение» в составе: Романов, Никольский, Сапунов, Шевяков дало концерт в ДК Горбунова по случаю выпуска на виниле записи, датированной 1981 годом .
12 марта 1994 года «Воскресение № 3» дало первый концерт. Лидером явно был Никольский , остальные — Романов, Шевяков, Сапунов — подчинённые; на репетиции после этого концерта Никольский заявил, что группа никаких новых песен петь не будет и объявил, что его слово — определяющее в группе. К его удивлению, с ним никто не согласился. Тогда Никольский ушёл из группы. Через пару дней, Романов, недолго думая, позвонил Маргулису. 1 мая Романов, Сапунов, Маргулис и Шевяков вместе с группой «Круиз» выступили в Санкт-Петербурге. Затем, в концертном зале «Россия» шумно было отпраздновано воссоединение. В новом составе не было лидера, все были равны. Однако ассоциации Никольского с «Воскресением» не исчезли у организаторов концертов и широкой публики даже в 2010-х годах .
Костя как пришёл со своими песнями, так с ними и ушёл. Для меня мало что изменилось. Мы с ним не так долго проиграли. Он, конечно, очень профессиональный человек, и это здорово. Но, мне кажется, важнее психологический климат. Когда не надо ни о чём разговаривать, ни о чём договариваться. Когда существует телепатическая связь внутри коллектива. Мне кажется, ему было очень трудно с нами. Он всегда был сам по себе. Когда мы были помоложе, все это как-то легче происходило. Сейчас из него уже вырос мэтр, слова ему поперек не скажи. Но вообще-то палец в рот лучше не класть никому.
В 2000 году группа участвовала в фестивале « Максидром », в 2002 — « Крылья ».
Вышли новые альбомы и были переизданы прежние — запись концерта 1994 года в « России » — «Мы вас любим», концертный акустический альбом «Живее всех живых» 1995-го, «Семь вещей» 1993-го, состоящий из семи песен репертуара романовского трио, из-за которых он с Китаевым и Казанцевым ушёл из «СВ», в 2001 году вышел альбом « Всё сначала », а в 2003 — альбом « Не торопясь », состоящий частично из забытых песен середины 80-х, частично из совершенно новых произведений. После премьеры альбома Евгений Маргулис, до того совмещавший «Воскресение» и «Машину времени», полностью отдался последней, ушёл и барабанщик Шевяков.
Женя Маргулис из «Воскресения» уходил несколько раз, но не совсем, последний уход начался в 1999, в 2003 я сделал так, чтобы у него получилось. Отношения испорчены окончательно, но зато мы можем продолжать работать, что было проблематично с некоторых пор. Миша Шевяков не поверил, что мы будем греметь и дальше, занялся своей основной профессией — внешторгом.
Несмотря на это, с 1999 года существовала традиция: ежегодно группы проводили совместный концерт, собирая аншлаги в лучших залах столицы. Также в 2014 году, в честь 35-летия коллектива, группа выступила «ностальгическим составом»: Романов-Сапунов-Маргулис-Шевяков.
С осени 2003 года «Воскресение» выступает как трио: Алексей Романов, вокал, гитара; Андрей Сапунов, вокал, гитара, бас-гитара, ножная басовая клавиатура; Алексей Коробков, ударные, перкуссия.
В 2004 году состоялся концерт во МХАТе, на котором был презентован DVD «Научи меня жить», изданный Sploshnoff Music group . 25-летие группы отмечалось в Киеве , где помимо Алексея Романова, Андрея Сапунова и Алексея Коробкова, играли и пели Александр Кутиков и «Нюанс», « Сплин », « Братья Карамазовы » . Песня «За туманом ничего не видно» исполнялась на украинском языке. Видео снимал канал «Интер» . В Москве, на концерте во Дворце молодёжи , гостями были Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Андрей Державин , Михаил Клягин.
В 2004 году музыканты снялись в клипе на песню «Мне говорили (Жизнь — это пятна)» для сериала «Не в деньгах счастье» (2005), аранжировка новая и отличается от альбома «Не торопясь» .
В 2005 году «Воскресение» (Романов, Сапунов и Коробков) сыграли на 15-летии группы «Братья Карамазовы» (запись издана на CD «Юбилейный»).
Совместный концерт «Машины времени» и «Воскресения» прошёл 2 апреля 2006 года в Государственном Кремлёвском дворце . Музыканты представили программу «Музыка ручной работы», которая стала преемницей предыдущей — « 50 на двоих ». Сокращенная версия была показана Первым каналом . На сцене фигурировал круглый видеоэкран с изображением символа Инь и ян . Выступление явилось обычным сейшеном .
В 2008 году к группе присоединился басист Дмитрий Леонтьев. 28 июля в Москве на Поклонной горе прошёл рок-фестиваль в честь Дня крещения Руси , играли и пели «Воскресение», « Uma2rmaH », Петр Мамонов , «Братья Карамазовы», группа Алексея Белова и Ольга Кормухина .
30-летие Воскресение праздновало в ГЦКЗ «Россия» 24 сентября 2009 года, в сопровождении оркестра Государственной классической академии имени Маймонида. «К 30-летнему юбилею нужно было как-то выпендриться, сделать нечто эдакое, чего мы раньше не делали, поэтому пришла идея пригласить симфонический оркестр», — рассказал Алексей Романов. Все аранжировки для 42 инструментов оркестра были сделаны Александром Слизуновым . В качестве гостей выступили Андрей Макаревич и группа «Машина времени».
23 марта 2012 года «Машина времени» и «Воскресение» вместе сыграли в Crocus City Hall в Москве.
Юбилейный концерт с программой «От Воскресенья до Воскресения» состоялся 4 октября 2014 года в Crocus City Hall , концерт открывал «ностальгический состав» — Романов-Сапунов-Маргулис-Шевяков. На сцену вышли почти все участники за 35 лет существования коллектива, кроме Никольского и покойных Алексея Макаревича (умер в августе этого года) с Сергеем Кавагоэ, эмигрировавшим ещё в 80-х в Японию, позднее — в Канаду (умер в сентябре 2008-го). Пётр Подгородецкий был в качестве ведущего и клавишника, Евгений Маргулис вспомнил хиты группы «Шанхай», а Андрей Сапунов исполнил лучшие песни «Лотоса», «СВ»: Вадим Голутвин, Александр Чиненков, Юрий Китаев, Сергей Нефёдов и трио Романов-Сапунов-Кобзон также воссоединились специально для этого концерта .
По поводу инструментальной записи «Не верьте словам», на которую в 2013 году отыскался текст, Романов с Маргулисом решили что запишут вокал, если лейблы предложат переиздать ВГИКовскую сессию . «Для начала я бы попробовал наложить голоса на старую болванку. Стерильную современную версию соорудить несложно, но скучно», — прокомментировал Алексей .
В 2015 году вышла книга Андрея Бурлаки «„Воскресение“. Иллюстрированная история группы» .
17 декабря 2015 года, в интервью « Российской газете », Романов высказал сомнение в том, что группа продолжит свою историю в прежнем формате . С начала 2016 года он гастролировал уже с другими музыкантами, входящими в «Трио Алексея Романова». Пресс-атташе «Воскресения» Антон Чернин заявил: «К этому давно и шло, и между Романовым, и Сапуновым произошло то же, что пелось и в классической песне этой группы „Дороги наши разошлись“» . По мнению бывшего участника Евгения Маргулиса, «эта история уже исчерпала себя. Играя старый материал, нужно всё же и что-то новое делать. А они перестали совместно придумывать песни» .
27 марта 2016 года, на концерте в Симферополе , произошел скандал, когда группу закидали яйцами зрители, возмущенные тем, что коллектив приехал в урезанном составе, а продолжительность сольного концерта группы составила 1 час 20 минут . Алексей Романов произнёс: «Наш товарищ Андрей Сапунов не поехал в ваш оккупированный Крым . Но Крым — ваш». Директор Владимир Сапунов ответил, что считает это провокацией: «Хоть мы и не хотели выносить сор из избы, Алексей, в конце концов, сказал: „Андрей считает вашу территорию оккупированной, но мы здесь, потому что мы другой позиции“» . В 2022 году Романов вспоминал: «Андрей отказался ехать, у него к тому времени созрел сольный проект, и мы решили выступить без него. Помнится, 1 час 30 минут сыграли, но и час двадцать — нормальный хронометраж. Дело не в этом. Говорят, две пьяные тётки бузили в зале и бросали яйца в колонку, я не видел. Приём был очень тёплый, а наутро сообщили о неприятной статье в местной газете» .
30 марта 2016 года Андрей Сапунов на личной странице в социальной сети Facebook объявил о своем уходе из группы .
28 июня 2016 года стало известно, что ушедшего Сапунова заменит клавишник Юрий Смоляков , ранее сотрудничавший с Вадимом Голутвиным, , группами « Адо » и « Старый приятель ». Первый концерт с новым составом был намечен на 11 августа в московском зале «Stereo Hall» . 13 февраля 2017 года группа стала участником программы « Соль » . Издана книга Сергея Мирова о «Воскресении» .
В августе 2017 года Дмитрия Леонтьева на бас-гитаре сменил Сергей Тимофеев . Алексей Романов подтвердил, что Тимофеев играет в основном составе .
6 мая 2018 года от рака скончался директор группы Владимир Сапунов . 13 декабря 2020 года от инфаркта умер бывший участник группы Андрей Сапунов .
В 2022 году группа отправилась в юбилейный тур, посвящённый 70-летию Алексея Романова , также был выпущен официальный клип на песню «По дороге в небеса» .
май — июнь 1979 |
|
---|---|
июль — сентябрь 1979 |
|
сентябрь 1979
— январь 1980 |
|
январь — июнь 1980 |
|
июнь — сентябрь 1980 |
|
1980—1982 |
|
---|
март 1994 |
|
---|---|
1994 год |
|
1995—2003 |
|
осень 2003—2008 |
|
---|---|
2008—2016 |
|
2016—2017 |
|
с 2017 |
|