Получила современное название в XVIII веке по кабаку Плющева («Плющиха»). Старые названия:
Саввинская улица
— по Саввину монастырю (разрушен в 1930 году);
Смоленская улица
— по церкви Смоленской иконы Божьей Матери (разрушена в 1933 году)
.
История
История улицы начинается в
XV веке
, когда вдоль дороги на
Смоленск
располагалось подворье
ростовского
архиерея
(об этом напоминают многочисленные Ростовские переулки). Дорога на
Смоленск
(ведущая к Крымскому броду на
Москве-реке
) до конца
XVI века
проходила по Плющихе, поэтому до этого её называли Смоленской улицей, а ещё ранее — Саввинской, по имени расположенного в конце улицы Саввинского монастыря.
До
XVII века
территория между Плющихой и
Москвой-рекой
называется Дорогомиловым, но к концу столетия вокруг подворья ростовского архиерея образуются
слободы
. На западной стороне улицы — Благовещенская (или Бережковская) — принадлежащая ростовскому
митрополиту
, на восточной — дворцовая Ружейная (о ней напоминает название
Ружейного переулка
), где жили мастера из
Оружейной палаты
), а также царский Новый Конюшенный двор (
Новоконюшенный переулок
).
В
1649 году
владения за земляным валом были формально переданы городу, однако большая их часть осталась за прежними собственниками, которые и торговали землёй и активно строились. В записках
1790 года
с западной стороны Плющихи уже не один владелец — ростовский
архиерей
, а двое — «разных чинов люди».
Вдоль современных Вражских переулков образуется Помётный вражек — туда свозили конский
навоз
с Конюшенного двора.
Московский пожар
1812 года
Плющиха пережила с потерями, но западная часть улицы почти не пострадала, выгорели лишь два дома.
Согласно записям
1850 года
на восточной стороне улицы было уже 26 дворов, на западной — 27. Каменные постройки имелись лишь в 18 дворах, принадлежали владения в основном мелким чиновникам и купцам. На углу Плющихи и
Смоленской улицы
стояла церковь Смоленской иконы
Богородицы
, в построенном перед ней строении размещалась харчевня, популярная у посетителей Смоленского рынка.
№ 31 — доходный дом М. Г. Щербаковой (1912, архитектор
Н. С. Курдюков
)
.
№ 37 — доходный дом А. О. Лепенина (1903, архитектор
В. В. Шауб
). Надстроен в середине XX века. При реконструкции 2017 года по проекту архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» было утрачено украшение фасада керамической плиткой, которую закрасили светлой краской, достроена мансарда
. Проект реконструкции под элитное жильё реализует компания
Vesper
; после завершения работ в здании, получившем коммерческое название «Дом Bunin», будет 29 квартир
.
№ 10 — Николаевский дом Братолюбивого общества (1897—1899, архитектор
И. П. Машков
)
. В 1996—1997 годах реконструирован по проекту
А. Р. Асадова
.
№ 22 — на месте снесённого доходного дома (1912, архитектор
Г. П. Евланов
) в 2000 году был построен жилой дом (проект Архитектурной мастерской
Павла Андреева
; дипломант конкурса на лучший реализованный проект 2000 года)
.
№ 34 — школьное здание выстроено по типовому проекту архитектора
Д. Ф. Фридмана
.
№ 42 — жилой дом (1973, мастерская архитектора
Е. Н. Стамо
). На месте этого здания раньше было несколько домов.
№ 44/2 — жилой дом (начало XX века, архитектор А. Д. Елин). Фасад украшен керамической плиткой. 4-этажный дом был надстроен двумя этажами в 1950-х годах. Мастерская художника
А. В. Каменского
.
В заключительной сцене киноленты «
Покровские ворота
» мотоцикл Савранского проносится мимо булочной на Плющихе.
В
Доме культуры завода «Каучук»
(Плющиха, 64) снимались сцены спектакля «Гамлет» из фильма «Берегись автомобиля» (
1966
, в главных ролях О. Ефремов, И. Смоктуновский, Е. Евстигнеев).
↑
Васильев Н. Ю., Евстратова М. В., Овсянникова Е. Б., Панин О. А.
Архитектура авангарда. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов. —
М.
:
С. Э. Гордеев
, 2011. — С. 193. — 480 с.
Гейнике Николай Александрович // Московская энциклопедия. / Гл. ред.
С. О. Шмидт
. —
М.
, 2007—2014. — Т. I.
Лица Москвы
: [в 6 кн.].