Частные капиталовложения
- 1 year ago
- 0
- 0
«Частные хроники. Монолог» — псевдодокументальный фильм российского режиссёра-документалиста Виталия Манского , вышедший в 1999 году . Фильм (в титрах называемый «кинолетописью») смонтирован из десятков семейных кинохроник советского времени и рассказывает о жизни среднестатистического советского человека с 1961 по 1986 год. Закадровый текст от лица вымышленного главного героя читает Александр Цекало . Музыку к фильму написал Алексей Айги и исполнил коллектив «4’33"».
Премьера фильма в телеэфире состоялась 1 октября 1999 года на канале « РЕН ТВ ».
Главный герой фильма, от лица которого ведётся рассказ, родился 11 апреля 1961 года , за день до полёта Юрия Гагарина. Хотя мама на почве любви к фильму « Человек-амфибия » хотела назвать сына Ихтиандром , папа отговорил её, и героя назвали «среднестатистическим советским именем». Его детство прошло в провинциальном южном городке. Родители, представители «серой советской интеллигенции», вскоре развелись. Герой вспоминает о школьной учёбе и пионерлагере , отдыхе на море и на даче, советских праздниках и субботниках , о смерти бабушки и первой поездке в Москву в середине 70-х годов. Его поступление на геодезический факультет Политехнического института не удалось, однако он поступил в московский Институт культуры и со временем стал «нормальным советским человеком с дипломом». Воспоминания этих лет — о студенческой поездке на картошку и на заработки на БАМ , о дне Нептуна и летней Олимпиаде 1980 года , ноябрьских демонстрациях и смерти Брежнева , о мальчишнике перед свадьбой. Повествование заканчивается на событиях 1986 года . Герой по распределению попадает на пароход « Адмирал Нахимов » завсектором культмассовой работы. 31 августа этот пароход тонет в результате крушения, сотни пассажиров гибнут. Рассказчик сообщает, что его тело, по всей видимости, осталось среди тех, которые так и не подняли со дна. Однако в последующие годы кому-то из знакомых героя казалось, что его видели торгующим матрёшками у Бранденбургских ворот , а кто-то слышал, что он ведёт передачу на Краснодарском радио.
Мы сделали удивительный фильм, который, к сожалению, был практически замолчен. Это первый в мире художественный фильм, сделанный на основе частных хроник кинолюбителей. Это мой сценарий. Режиссура Виталия Манского, голос Саши Цекало. История человека моего поколения, рождённого с полёта Гагарина и погибшего на корабле "Адмирал Нахимов". То есть мне удалось в этом фильме соединить литературу и кино. Фильм выстраивается как проза, как монолог.
Фильм основан на архиве «Семейные хроники».
По мнению Алёны Солнцевой , в фильме «смонтированные в общую историю бесчисленные кадры домашних киносъёмок сотен обычных семей… по замыслу автора, должны были продемонстрировать иной, неофициальный взгляд на прошлое, представить поколение как единого персонажа, общие переживания — как индивидуальные, а индивидуальные — как общие. Героем «Частных хроник» стал человек, живущий как бы рассыпанной по бытовым мелочам общей со всеми жизнью» . Аналогично, Виктория Белопольская отмечает, что «несмотря на драматургию явно игрового фильма, «Частные хроники» не грешат против документальности. Снятые сотней кинолюбителей кадры… обобщаются до метафоры — жизни одного героя ушедшего времени с его надеждами, комплексами, с его глубинной несвободой. Таким образом, Манский создал что-то вроде “интимного дневника эпохи high-tech”» .
Марина Дроздова считает, что «режиссёр поставил перед собой довольно изысканную задачу. А именно: наглядно продемонстрировать, как складывался тип среднестатистического «совка», и, соответственно, дать почувствовать нынешней аудитории дохлую и гипнотическую ауру периода «застоя», которая ныне практически забыта… Становится понятно, что перед нами отнюдь не сентиментальный дневник, а инфернальный фильм ужасов о том, как среда поедает человека, а никаких, фигурально выражаясь, четверга и вторника нет в помине» .
Скептическим был отзыв о фильме Дмитрия Быкова , который писал: «Но не в том дело, что видеоряд изнасилован текстом и жёстко подчинён ему, — за художественный эффект и не такое прощали. Эффекта нет, вот в чём дело. Рассасывается. Остроумие придумки — сведение сотни биографий в одну — успеваешь оценить в первые десять минут. Самое же печальное — отношения нынешних без пяти минут сорокалетних с породившей и определившей их эпохой до обидного не выстроены…»