Interested Article - Езидизм
- 2021-02-24
- 1
Езиди́зм или Шарфадин ( курд. Êzdiyatî, êzdîtî с перевода «Благая вера») — это синкретическая религия езидов ( курдского субэтноса ).
Сочетает элементы нескольких религий — ислама , несторианского христианства , иудаизма и зороастризма .
Последователи веруют в существование единого Бога и его семи ангелов , главным из которых является Малак Таус. Вера езидов проповедует, что стать езидом нельзя, им можно только родиться. .
Основателем религии считается Ади ибн Мусафир (шейх Ади), живший в XI—XII веках и почитаемый езидами как пророк .
Общие сведения
Из-за гонений, закрытого характера религии, а также в связи с устным, в основном, характером передачи знаний и тому подобных причин религия езидов довольно плохо изучена исследователями.
Согласно преданию, основателем езидизма в XII в. является суфийский шейх Ади ибн Мусафир , известный как шейх Ади или Шихади (ум. 1160 или 1162). По преданию езидов — переродившийся в облике человека верховный архангел, наряду с Малак Таусом. Шейх Ади основал суфийский орден адавийя , на основе которого образовалась община езидов; окончательно вероучение сложилось к XIV—XV векам .
Религия езидов близка вероучению других синкретических курдских религий — алевитов (не путать с алавитами ) и али-илахов , вместе с которыми объединяется под общим названием язданизм . Опирается, в основном, на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и («Чёрная книга», «чёрный свиток»). Помимо них, источниками вероучения являются религиозные гимны: «кавлы» (или «каулы», от араб. قول qawl «слово, речения») и «бейты» (от араб. بيت bayt «двустишие»), важнейшие из многих жанров молитвенной поэзии, наряду с дуа, джандиль, дуруз, мисхабат. Знатоки и певцы этих гимнов составляют низшее духовное сословие — каввалов. Язык езидских религиозных писаний — курдский ( курманджи ). Первым, древнейшим кавлом считается так называемый «Qewlê Xwedê» ( Изречение Бога ):
Çûme mala merebî
Qewlê Xwedê û nebî
Her kes ber bi rîya xwe bî
(Qewlê koçeka, III)
В дом наставника пошёл я,
Слово Бога и Пророков [преподал он мне]:
Каждый пусть идет своим путём (досл. «в направлении своего лица смотрит»)
(Гимн о прорицателях, III)
Анализ данного гимна подтверждает позднее происхождение религии езидизм: в нём присутствуют арабские слова mal «имущество, дом», qewl «изречение», nebî «пророк(и)», mereb «наставник, воспитатель», а также персидские her kes «каждый», rî «лицо, сторона (от رو)» и общеиранское Xwedê «Бог» .
Мусульманские критики религии езидизма часто ассоциируют почитаемого езидами верховного ангела Мелек-Тавуси (Малак Тавус) (Ангела Азраила ) с Иблисом или с падшим ангелом, в связи с этим езидов считали «поклонниками злого» духа. Езидское вероучение считает, что бог сотворил Вселенную с помощью Малак-Тавуса, а в некоторых устных легендах сам Малак-Тавус является творцом . В езидской религии Малак-Тавус представляется иногда как бог, иногда помощником, иногда близким богу ангелом . Такого рода лабильное определение основных функций божества в езидизме антагонистично настроенными мусульманскими соседями езидов осмысливалось сатаной . Езиды признают существование единого бога-творца и его семи ангелов.
Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафир в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак).
Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше, символизирующие 7 основных ангелов ( архангелов ). Периодически их с процессиями носят по селениям езидов представители специального сословия — «кавлы» (сборщики пожертвований), собирая при этом пожертвования.
Основы вероучения
Малак Тавус (Малаки-Таус, Мелек-Тавус— « Ангел - Павлин ») — глава ангелов в религии езидов, которого изображают в виде павлина. Символ мудрости и величия . Предание, распространённое на севере Ирака гласит: павлин был раньше любимой птицей бога, жившей в раю, но оттуда был изгнан за высокомерие и гордыню . Наказав, бог сделал ноги павлина безобразными, поручив змее охранять ворота в рай: павлин не имел права вернуться туда, пока свои грехи не искупит покаянием .
Общество езидов (Эздихан)
Езиды традиционно делятся на две основные эндогамные касты , представляющие духовное и светское сословие.
В свою очередь, духовная каста (сословие) делится на три главные группы, также не имеющие права родниться между собой :
- шейхи ( старцы — высшая духовная каста в езидстве ; в езидской теологии термин «шейх» приобрел широкий смысл: дух, мастер, покровитель; в обычном понимании: священнослужитель, особое духовное сословие);
- пиры ;
- факиры.
Без участия шейхов и пиров невозможно провести ни одного ритуала по случаю рождения ребёнка, свадьбы, похорон и т. п.
Также к духовному сословию относятся и следующие низшие степени духовных :
- навалы — посланцы шейха, ездящие за поборами и пожертвованиями,
- ауханы
- прислужники при храме.
Светскую (мирскую) касту составляют мюриды (мриды).
Мюрид — ученик, послушник, мирянин; в свою очередь, каждый шейх и пир тоже является мюридом по отношению к своим шейху и пиру.
Высшая духовная власть принадлежит «шейху» («шейхану») — потомку шейха Шарифа Ади ибн Мусафир, воля которого признавалась священной для каждого езида, в том числе, и для «эмира» («мира») — высшего представителя светской власти, утверждавшегося во времена Османской империи турецким правительством. В настоящее время обе эти должности совмещены в одном лице «мир-шейхана», которым с 1944 [ источник не указан 3427 дней ] является Мир Тахсин Бег .
В числе наиболее страшных грехов езидов числятся так называемые «се харф» три смертных греха :
- Первый: истинному езиду нельзя вступать в брак или во внебрачную связь с представителями других каст.
- Второй: езид не имеет право вступать в брак с иноверцем и, таким образом, не имеет право переходить в иную веру и принять представителя другой религии в езидизм.
- Третий: ни один езид не вправе поднять руки на представителя духовной касты.
Считалось также, что обращение в езидизм возможно на добровольной основе, в последнее время, в связи с геноцидом езидов со стороны террористической организации Исламское государство курдские активисты активно принимают езидизм с целью защитить свою древнюю религию и привлечения внимания к геноциду езидов и призывают к этому другие народы Курдистана .
Праздники
Основные публичные религиозные праздники — (трехдневнный пост) и следующий за ним праздник сотворения мира ( Aida Ezid ) — в декабре, пост в память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня.
Из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск).
Новый год ( Сарсал ) отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который также получил название Чаршама Сор («красная среда»). К этому празднику пекут куличи ( клоч ) и красят яйца, которые затем относят на кладбища как дары мертвым родственникам, также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы в этот год земля дала богатый урожай. После встречи нового года в течение месяца в селениях езидов с большим ликованием ежедневно празднуют дни святых, так называемые, таваф (tewaf). Езиды образуют громадные хороводы, во время которых пляшут под музыку зурны и барабана. [ неавторитетный источник ]
Праздник езидов (Аиде Эзиде) празднуется во вторую пятницу декабря. Через неделю празднуется Праздник Солнца (Аиде Шамс), а в феврале Хыдыр Наби ( Хызр ) .
См. также
Примечания
- Комментарии
- Во времена Османской империи оба указанных лица проживали в Месопотамии .
- По сведениям, указанным в источнике — на 2006 год.
- Литература
- : [ 2 декабря 2022 ] // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 628-629. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
- Philip G. Kreyenbroek, Stefan Sperl. . — Routledge, 2005-08-17. — 212 с. — ISBN 978-1-134-90766-3 .
- Кочои С.М. . — "Издательство ""Проспект""", 2021-07-09. — 256 с. — ISBN 978-5-392-33923-5 .
- Garnik S. Asatrian, Victoria Arakelova. . — Routledge, 2014-09-03. — 176 с. — ISBN 978-1-317-54428-9 .
- Khanna Omarkhali. The Yezidi religious textual tradition, from oral to written: categories, transmission, scripturalisation, and canonisation of the Yezidi oral religious texts with samples of oral and written religious texts and with audio and video samples on CD-ROM. — Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2017. — Т. volume 72. — (Studies in Oriental religions). — ISBN 978-3-447-10856-0 .
- ↑ Езиды / Руденко М. Б. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
- Езиды // Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю. В. Бромлей . — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 162.
- Езиды // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — С. 74. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
- , с. 73.
- Би-би-си (8 августа 2014). Дата обращения: 22 июля 2015. 15 июля 2015 года.
- И. М. Дьяков, Х. Р. Усоян. . — МАЭ РАН , 2004. — С. 119. — 151 с. — ISBN 588431101X . — ISBN 9785884311015 .
- Ирина Лагунина. . Ирина Лагунина: Мы продолжаем цикл «Этническая карта России». Сегодня – о езидах. В беседе участвуют сотрудник Института Этнологии и антропологии РАН, профессор Сергей Арутюнов и востоковед Нодар Мосаки. Беседу ведёт – Игорь Яковенко . Радио Свобода (17 июля 2012). Дата обращения: 7 августа 2019. 7 августа 2019 года.
- В.А. Аркелова. // Восток . — 2007. — Январь.
- С этим не согласны алевиты из турок, отрицающие связь алевитов с язданизмом.
- . Дата обращения: 16 августа 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 16 августа 2015. Архивировано из 2 марта 2016 года.
- ↑ . 7 августа 2019 года. Амоян М. Б. Наука и образование, 2006. — № 3. — С. 78.
- ↑ .
- .
- ↑ .
- ↑ .
- 6 октября 2014 года.
- .
Литература
- на русаком языке
- Веселовский Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. 11А.
- Базиленко И. В. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии . — 2007. — Январь.
- Кобищанов Т. Ю. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXVIII : « Исторический музей — Йэкуно Амлак ». — С. 685−688. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7 .
- Езиды / Руденко М. Б. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
- Теймураз Авдоев. . — М. : ЭРА, 2016. — ISBN 978-5-00039-608-7 .
- на других языках
- Garnik S. Asatrian, Victoria Arakelova. The Religion of the Peacock Angel: The Yezidis and Their Spirit World. — 2014.
- Victoria Arakelova. // Iran & the Caucasus. — 2004. — Январь. — С. 19—28.
Ссылки
- Микаэлян К., Шуваева-Петросян Е. . Архивировано из 6 октября 2014 года. // Общественно-политическая газеты «Новое время»— Ереван, 29.03.2012. (Дата обращения: 2 октября 2014)
- Спартак. . Сайт «Библиотекарь.Ру» (www.bibliotekar.ru) . Дата обращения: 13 октября 2017. [ неавторитетный источник ]
- Хлюстова Я. // Лента.ру , 3 сентября 2014.
- . newsru.com. 2017-01-12 . Дата обращения: 13 октября 2017 .
- 2021-02-24
- 1