Interested Article - Агентно-ориентированный подход
- 2020-07-05
- 1
Агентно-ориентированный подход (в дальнейшем АОП) к программированию — разновидность представления программ или парадигма программирования , в которой основополагающими концепциями являются понятия агента и его ментальное поведение , зависящее от среды , в которой он находится. Концепция была предложена Шохемом ( англ. Yoav Shoham ) в 1990 г. . Определение парадигмы, данное автором:
Эту новую парадигму программирования вполне разумно назвать рациональным программированием. Точно так же, как объектно-ориентированное программирование сдвинуло парадигму с написания процедур к созданию объектов, рациональное программирование сдвинуло парадигму с создания информационных объектов к созданию мотивированных агентов.
Агентом является всё, что может рассматриваться как воспринимающее свою среду с помощью датчиков и воздействующее на эту среду с помощью исполнительных механизмов .
Значение термина «агент»
Шохем, представляя агентно-ориентированный подход как новую парадигму, достаточно подробно обсуждает, в каком смысле в ней используется слово агент . Дело в том, что данное слово может использоваться в различных близких смыслах. И хотя Шохем под агентом понимает программного агента , он базируется на теории искусственного интеллекта и отталкивается от понятия интеллектуальный агент , которое уже существовало ранее. Но замечая, что это понятие достаточно расплывчато, он ставит перед собой цель преобразовать его для более формального применения в программировании, предлагая специальный AOП фреймворк . В итоге, понятие агента, в отличие от простого объекта , наделяется рядом ментальных конструкций, таких как вера, обязанности и способности. Поэтому в языке программирования будут появляться различные ментальные категории, а семантика программирования будет связана с семантикой ментальных конструкций.
Связанные понятия
- Объект
- Программная сущность заданной структуры и конкретизированных механизмов взаимодействия с другими объектами посредством передачи сообщений. Сообщения формируются и отсылаются в ответ на пришедшие сообщения. Формирование сообщений происходит процедурами на основании данных.
- Актор
- Программная сущность заданной структуры и механизмов взаимодействия.
- Агент
-
Программная сущность для выполнения поставленных задач. Обладает
поведением
, а именно: взаимодействует с внешней сложной и динамично-развивающейся
средой
, способной модифицироваться или быть модифицированной другими агентами в зависимости от конкретных условий. Взаимодействие подразумевает
:
- восприятие динамики среды;
- действия, изменяющие среду;
- рассуждения в целях интерпретации наблюдаемых явлений, решения задач, вывода заключений и определения действий.
В зависимости от степени свободы среды, подразумевающей наличие в ней соответствующего типа агента, среды подразделяются на :
- Замкнутые
- Конечное детерминированное или вероятностное описание всей среды, которое известно агенту априори или путём исследования .
- Открытые
- Конечное детерминированное или вероятностное описание локальной области среды, в которой находится агент и которое известно ему априори или путём исследования.
- Трансформируемые
- Динамически развивающиеся среды, развивающей структурой которых является агент.
Связь АОП и ООП
Агентно-ориентированный подход является частным случаем (специализацией) объектно-ориентированного программирования (ООП). В ООП вычислительный процесс понимается достаточно широко как система, собранная из объектов , которые взаимодействуют друг с другом через сообщения . АОП специализирует эти понятия, устанавливая состояние (называемое психическим состоянием) объектов (называемых агентами), состоящих из компонентов таких как верование (убеждения) (включая убеждения о мире, о себе, и о друг друге), способности, и решения, каждое из которых обладает определённым синтаксисом. Кроме того различные ограничения помещены в психическое состояние агента. Вычисление состоит из информирования агентов, выполнения их требований, выполняя их предложения, принимая, отклоняя, конкурируя, и помогая друг другу.
ООП | АОП | |
---|---|---|
Основная единица | объект | агент |
Параметры, определяющие состояние основной единицы | неограниченно | убеждения, обязательства, способности, выбор …. |
Процесс вычисления | поступление сообщений и методы ответа | поступление сообщений и методы ответа |
Виды сообщений | неограниченно | информирование, просьба, предложение, обещание, отказ …. |
Ограничения на методы | нет | честность, последовательность …. |
Наличие у агента механизма целеобразования обеспечивает принципиально новый уровень автономии. Агент не обязательно выполняет распоряжения какого-либо другого агента или пользователя, он просто зависит от условий среды, включая цели и намерения других агентов. В отличие от объекта, агент может принять на себя определённые обязательства или, наоборот, отказаться от выполнения некоторой работы, мотивируя это отсутствием компетентности, занятостью другой задачей и т. п. В то же время, агент может выполнять такие действия как порождение, подавление и замена других агентов, активизация функций (как своих, так и у других агентов), активизация сценария деятельности, запоминание текущего состояния других агентов и пр. .
От задачи к реализации
Причины возникновения
Причины возникновения агентно-ориентированного подхода:
- необходимость преодоления границ операционных сред;
- устранение разнородности объектных моделей, вызванных тем, что классы и объекты, построенные в различных инструментальных средах, имеют определённые отличия.
Постановка задачи
В целом, система АОП должна включать следующие базовые компоненты:
- ограниченный формальный язык с соответствующими синтаксисом и семантикой для описания внутреннего состояния агента, которое определяется несколькими параметрами типа убеждений, желаний, намерений и обязательств;
- язык программирования для спецификации агентов, включающий примитивные команды типа REQUEST и INFORM;
- агентификатор, преобразующий нейтральные компоненты в программируемые агенты.
Основными свойствами, которыми должны обладать агенты, считаются [ источник не указан 853 дня ] :
- Автономность — способность выполнять действия самостоятельно;
- Гомогенность/гетерогенность — способность объединять однородные или разнородные функции ;
- Наличие «интеллекта», способности к обучению , коррекция поведения для улучшения собственной эффективности;
- Активное поведение, постоянный обмен информацией «внутри» агента и между агентом и средой;
- Коммуникативность — обмен данными с внешней средой;
- Восприятие среды — наличие специальных «средств» восприятия среды функционирования агента;
- Мобильность — перемещение агента внутри других программных и физических сред и/или компонентов.
Реализации
Распределённые объектные архитектуры ( CORBA , DCOM , Java RMI , ), обладая многими перечисленными свойствами, имеют следующие недостатки:
- необходимость перекомпиляции программных кодов при внесении изменений в объекты и интерфейсы ;
- невозможность динамической адаптации поведения программных объектов в зависимости от состояний и поведения среды;
- невозможность работы в явной форме с моделями знаний ;
Распределённая объектная среда JADE (основана на Java RMI, Java CORBA IDL, Java Serialization и Java Reflection API) придаёт Java агентам следующие свойства:
- Автономность, способность выполнять действия самостоятельно: агент следует списку поведений, который может быть пополнен асинхронно, то есть и в режиме ожидания, и в режиме «занят — идёт работа».
- Устойчивость: не имея побочного эффекта после каждого поведения, имеет возможность отката.
- Активное поведение: заключается в том, что в случае неудачи, выполняются циклические попытки выполнить текущее, а затем перейти к следующему действию поведения. Во время выполнения поведения агент занят — не взаимодействует со средой. После завершения текущего поведения, агент переходит к следующему по списку, а в случае отсутствия списка — ожидает появление такового. Объект же в случае успеха не имеет спуска, а в случае неудачи — бросает задачу.
- Мобильность: возможность передавать агент в другой контейнер . Данное свойство возникает из отсутствия после выполнения каждого поведения побочного эффекта .
Структура агента
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Структура поведения
Примеры
Типичным примером агентно-ориентированного подхода можно назвать специальные программы, имитирующие действия игроков в компьютерных играх. Распространенное название для таких программ — боты . Однако, использование ботов не ограничивается применением в компьютерных играх . Их можно встретить как элемент программы в чатах и форумах, выполняющих роль «собеседника» и поддерживающих «дискуссии». Однако некоторые боты выполняют не только роль имитаторов в процессе общения или игры, они используются для редактирования текстовой информации (в том числе и в Википедии), для наладки сетевых соединений, модерирования ресурсов и т. п.
Рассмотрим предметную область «Торговля книгами», на которой будут проиллюстрированы шаги, необходимые для создания агентно-ориентированных приложений.
Каждый покупающий агент получает название книги, которую он должен приобрести, в качестве аргумента командной строки и периодически запрашивает всех известных ему продавцов-агентов, чтобы сделать запрос о покупке. Как только предложение получено, агент-покупатель подтверждает его и отправляет заказ. Если больше чем один агент-продавец предоставляет данную книгу, покупатель выбирает лучшее предложение (самую лучшую цену). Купив требуемую книгу, агент-покупатель завершает работу. Каждый агент-продавец имеет минимальный интерфейс, с помощью которого пользователь может добавлять новые названия (и их цену) в локальный каталог книг, выставленных на продажу. Агенты-продавцы находятся в состоянии ожидания запросов от агентов-покупателей. Когда они получают запрос на книгу, они проверяют, имеется ли данная книга в их каталоге. Если да, то они отвечают предложением с ценой. Иначе отказывают. Когда они получают заказ на покупку, они обрабатывают его и удаляют запрошенную книгу из своего каталога.
JADE
|
Этот раздел
слишком короткий
.
|
Для создания агента в JADE достаточно определить метод его инициализации:
import jade.core.Agent;
public class BookBuyerAgent extends Agent {
protected void setup() {
// Printout a welcome message
System.out.println(“Hello! Buyer-agent “+getAID().getName()+” is ready.”);
}
}
Фактическая работа, которую агент должен делать, как правило, осуществляется в рамках «поведения агента». Поведение представляет собой задачу, которую агент может выполнять.
Агент может выполнять одновременно несколько моделей поведения. Однако важно заметить, что расписание нескольких моделей поведения в агенте имеет не упреждающий характер, а кооперативный. Это означает, что когда поведение исполняется по расписанию, его метод
action()
вызывается и работает до тех пор, пока не завершится. Поэтому именно программист определяет, когда агент переключается от исполнения данного поведения к выполнению следующего.
С учётом описанного механизма планирования важно подчеркнуть, что поведение, подобное представленному ниже, препятствует выполнению любого другого поведения, т.к его
action()
метод никогда не завершается.
public class OverbearingBehaviour extends Behaviour {
public void action() {
while (true) {
// do something
}
}
public boolean done() {
return true;
}
}
См. также
- Агентно-ориентированные модели
- Агентное моделирование
- Искусственный интеллект
- Многоагентная система
- Обучение с подкреплением
- Программный агент
Примечания
- ↑ Shoham Yoav. (англ.) : Technical Report STAN-CS-90-1335. — Computer Science Department, Stanford University , 1990. 6 января 2012 года.
- Shoham Yoav. = Artificial Intelligence: A Modern Approach (англ.) . — Cambridge University Press, 2009. — 504 p. — ISBN 9780521899437 . 17 июля 2011 года. (Дата обращения: 1 июня 2010)
- Стюарт Рассел, Питер Норвиг. Искусственный интеллект: современный подход = Artificial Intelligence: A Modern Approach ISBN 5-8459-0887-6 . . — второе. — М. : . — 1407 с. —
- Б.Хэйес-Рот
- 14 января 2012 года.
- Тарасов В.Б. // Новости искусственного интеллекта : Сб.. — 1998. — № 2 . — С. 5—63 . 14 января 2012 года. (Дата обращения: 25 мая 2010)
- Shoham Yoav. (англ.) // Artificial Intelligence. — 1993. — No. 60(1) . — P. 51—92 . 13 января 2012 года. (Дата обращения: 25 мая 2010)
- Тарасов В.Б. . — М. : Эдиториал УРСС, 2002. — С. . — ISBN 5-8360-0330-0 .
Литература
- Зайцев И. М., Федяев О. И. : Сб. — Донецк: ДонНТУ, 2008. — С. 337—338 . 14 января 2012 года. (Дата обращения: 1 июня 2010)
- Камерон Хьюз, Трейси Хьюз. Параллельное и распределенное программирование с использованием C++. — М. : , 2004. — 672 с. — ISBN 5-8459-0686-5 .
- Giovanni Caire. (Дата обращения: 25 мая 2010) = / перевод И. М. Зайцев. 7 марта 2011 года.
- А.Н. Швецов. . Дата обращения: 27 октября 2010. 3 апреля 2012 года.
- 2020-07-05
- 1