Interested Article - Шепелёв, Алексей Александрович

Алексей Александрович Шепелёв (подписывается обычно Алексей А. Шепелёв или Алексей О. Шепелёв ; род. 1978, село Сосновка Тамбовской области) — русский писатель, литературовед, поэт-авангардист и рок-музыкант, радиоведущий. Лауреат премии « Нонконформизм » (2013), финалист премии Андрея Белого (2014), лидер группы «Общество Зрелища» (1997—2014), кандидат наук .

Биография

Родился 23 февраля 1978 года в селе Сосновка Мордовского района Тамбовской обл. Писать начал с семи лет, до старших классов школы сочинял истории «про котов», а читал мало.

Окончил филологический факультет Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина (1995—2000). На последних курсах находился на грани отчисления. При этом, по воспоминаниям, огорошивал студентов и преподавателей фразой: «Если меня не отчислят, я поступлю в аспирантуру!».

В 2003 году окончил аспирантуру Тамбовского государственного технического университета , несмотря на выбор «неподходящей» темы, защитил диссертацию « Ф. М. Достоевский в художественном мире В. В. Набокова . Тема нимфолепсии как рецепция темы „ставрогинского греха“».

Разочаровавшись «не только в системе образования, но и в университетской науке», никогда не работал по специальности, искал «дауншифтерскую» работу, не связанную с образованием и журналистикой. В итоге работал эпизодически в разных местах: на сельхозработах, радиожурналистом, продавцом книг, корректором в издательствах и журналах, научным сотрудником московского музея С. А. Есенина , смотрителем храма Василия Блаженного , рабочим студии в группе главного режиссёра одного из центральных телеканалов и др.

Печататься начал в 1995 г. Первоначальную известность приобрёл как поэт-авангардист, участник акций Академии Зауми С. Е. Бирюкова . С начала 1990-х писал как стихотворения и поэмы, так и прозу, но в 2007 г. прекратил писать стихи — «чтобы не повторяться… после чего поэтическое в и дение полностью покинуло меня» .

В 1997 г. стал основателем и идеологом объединения «Общество Зрелища» (совместно с однокурсником О’Фроловым), провозгласившего концепцию «искусства дебилизма», «отгрибизма» или «явлений» (в духе ОБЭРИУ ), а позже «радикального радикализма». Фактически «ОЗ» как рок-группа не давала концертов. Однако записи, литературные тексты, аудиоспектакли распространялись в то время на аналоговых носителях, и не только в Тамбове. Затем последовали публикации в Интернете и литературных альманахах за рубежом.

Сами же лидеры группы кочевали с одной съёмной квартиры «сарайного типа» на другую, при этом не прекращались перформансы «для избранных» (так называемого «суб-Общества»), формировался и «уходил в народ» словотворческий «диалект „ОЗ“». По словам участников, «это был, конечно, и чистый порыв к искусству и прорыв к нему, но и вместе с тем просто способ выживания в маловыносимых условиях» .

В 2010-е постфактум пишут о «культовом статусе группы», при этом справедливо указывая на его локальность и маргинально-андеграундный характер. В конце 1990-х и начале «нулевых» большое влияние на тамбовскую «продвинутую» молодёжь оказывала не только продукция «ОЗ», но и поэзия самого А. Шепелёва, близкая по драйву и тематике к индустриальной рок-музыке .

В 2013 г. вышел CD с альбомом «А бензин — низ неба» ( лейбл «Выргород» ) и двумя бонустреками: сборником синглов «Шаривари» и аудиоспектаклем «Анти-антисептин, День Моркови и другие приключения „святых от Алкоголизма“ Ундиния и Максимия», группа также стала лауреатом премии « Нонконформизм-2013 » в номинации «Нонконформизм-поступок» .

Альбом получил немало положительных рецензий в музыкальной прессе: журнал «Rockcor», газета «Завтра» , рок-портал «Репродуктор» , сайт «Рабкор» , сайт «Контрабанда» , агентство «Sky24» и др. Музыка «ОЗ» прозвучала в программе «StereoVoodoo» А. Троицкого , который сравнил альбом с творчеством группы « Звуки Му » . Пластинку также высоко оценили мэтры отечественного андеграунда Кузя УО (К. Рябинов) и Граф Хортица (Гарик Осипов). Открылся авторизованный сайт объединения . Состоялись, по сути, первые концертные выступления . После чего группа, отказавшись от пути шоу-бизнеса (по другим сведениям, из-за личной ссоры участников), распалась .

Первый роман «Echo» (2000—2002) вошел в шорт-лист премии «Дебют» и был издан в 2003 г. отдельной книгой в издательстве « Амфора ». В нее также вошли пять рассказов, «переброшенные» из других запланированных в издательстве книг.

Второй роман, «Maxximum exxtremum», был написан «в полной изоляции на малой родине» в 2003—2005 гг. Публикация его состоялась только в начале 2011 года.

С 2006 жил в Подмосковье, затем в Москве. Работал корреспондентом и выпускающим редактором рекламно-информационной газеты в Бронницах , затем корреспондентом, выпускающим редактором и главным редактором рекламно-информационной газеты в г. Раменское . Газета имела тираж 140 тыс. экз., а также необычное, «скандальное» название «Себе и сильно» (взятое из неопубликованной «киноповести» «Дью с Берковой », написанной в 2005—2006 в посёлке Строитель Тамбовской обл.). Впоследствии издание было переименовано, а Шепелёв из редакции вытеснен.

В 2009—2011 — внештатный обозреватель левацкого сайта «Рабкор», опубликовал десятки развёрнутых рецензий на художественные книги, а также публицистические статьи о фильмах и рок-концертах. Оставшись безработным, написал первый вариант романа «Снюсть, Анютинка и алкосвятые», завершающую часть автобиографической романной трилогии.

В 2014 вместе с женой уехал в глухую деревню. Здесь была создана повесть «Мир-село и его обитатели».

Супруга — Анна Шепелёва, теле- и радиожурналист, критик, ведущая авторской программы «Литературный навигатор» на радио «Вера» .

В 2016 году переехал в Анапу . В апреле 2017 г. на местном FM-радио вышла авторская программа «Проза жизни» с чтением отрывков из книги «Мир-село и его обитатели».

В 2022 году подписал письмо в поддержку российского военного вторжения на Украину .

Творчество

Произведения публиковались в журналах « Дружба народов », « Новый мир », « Наш современник », « Юность », « Урал », « Сибирские огни »," Нева "," Волга ", « Север », « День и ночь », «Русская проза» (вып. Б, 2012), «Православное книжное обозрение», антологии « Нестоличная литература », альманахах « Черновик » (Нью-Джерси), « Вавилон », «Дети Ра», «Футурум-АРТ», «Reflection» (Чикаго), «Пигмалион» (Кустанай, Казахстан), « Транслит », « Независимой газете », газете « Литературная Россия », сетевых изданиях « TextOnly », «Textura.Club» « Топос », « Лиterraтура », «Другое полушарие», « Православие.Ru »," Частный корреспондент ", «Мегалит» и мн. др.

Первый роман «Echo» , несмотря на его шоковую эстетику, был встречен весьма сочувственно. О нём писали газета «КоммерсантЪ» сайты «Weekend.ru» и «Полит. РУ» , , журнал «Fакел» (№ 1, 2004) и др.

Рецензируя книгу в журнале « Знамя », Андрей Урицкий отмечает, что Шепелёв представил «в некотором роде, интеллектуальную элиту маргинально-богемного толка». Выделяя автора «Echo» из ряда прозаиков его поколения, критик заключает, что «Шепелёв претендует на вакантное в отечественной прозе место — место радикального маргинала, а эстетически вменяемые радикалы нам нужны, чтобы не превратилось озеро в болото, не затянулось ряской» .

Вторая книга «Maxximum exxtremum» , , собрала множество откликов и вошла в список самых обсуждаемых книг года журнала «Соль», в котором язык Шепелёва назван «литературным чудом» .

Ещё до выхода романа в интервью, взятом у Шепелёва в 2007 году, Захар Прилепин отмечает:

«Алексей Шепелёв — самый необычайный, самый непредсказуемый и самый недооценённый персонаж современной молодой литературы» .

.

По мнению В. Левенталя , «автор этот в молодой литературе стоит настолько наособицу, что ему трудно издаться».

В статье на сайте «Перемены» отмечена противоречивость биографических сведений о писателе из сельской окраины . Рецензент сайта «Рабкор» рассматривает роман «МЕ» в контексте жанра трэш и делает вывод, что «Шепелёв не следует западным образцам, а создает нехарактерный для отечественной словесности жанр по-русски практически с нуля». Другой взгляд предлагает литературовед Е. Борода, говоря о близости текстов писателя к русской классике, в частности к «опыту страдания», выраженному в книгах Достоевского .

По замечанию Захара Прилепина , Шепелёв в этой книге «…обладает ещё одним редким качеством: у него на фоне звериной серьёзности наших современников, также работающих в жанре „эгореализма“ (меткое шепелёвское определение), всё замечательно с самоиронией» .

Шепелёв — какой-то чумовой гений, вылупившийся из земляной русской цивилизации, как французский шампиньон.

Павел Крусанов

Появляются и негативные отклики на «скандальные» романы, в которых писатель назван «моднючим прозаиком», исполняющим «моральный стриптиз», а роман «МЕ» — «вторсырьём» .

В 2013 г. вышла книга прозы «Настоящая любовь» , включающая повести «Настоящая любовь/Грязная морковь» и «Russian Disneyland». Согласно авторской датировке, эти повести, почти без изменения, были созданы в 1990-е.

Не знаю, как для вас, для меня, дорогие читатели, Алексей А. Шепелёв — знáчимая личность, а на литературной карте России — отдельный крупный пункт, населенный любопытнейшими персонажами,

— отмечает в послесловии к этому сборнику Евгений Попов .

С. Орлова пишет об авторе книги как о «первооткрывателе некоторых психологических состояний, которые до него в литературе, по-моему, ещё не описывали, либо описывали не настолько точно, либо не верили, что подобные состояния существуют» .

Виктор Iванів в поэтических рецензиях на книгу А. Шепелёва писал о его «брутальном и одновременно математически смоделированном языке», неразрывно связанном с содержанием произведений, в которых, по мнению Iваніва, главное «сам принцип письма автора, переживающего как смену сцен мениппеи свою собственную жизнь» .

«Мир-село и его обитатели» (2017) — «…с поправкой на современный язык — настоящая деревенская проза, наследующая всей советской классике от Шукшина до Распутина» . При этом «Шепелёв не впадает в „прощание-с-матёрой“» . Книга, как и предыдущая, «…лишена непременного атрибута прозы „деревенщиков“ — тоскливости, безысходности и обречённой забубённости… Шепелёв пишет о своей родной среде как свободный, неравнодушный и думающий человек» .

«Он настоящий русский писатель той ветви, какую породил Гоголь, а продолжил Достоевский, Леонид Андреев, Булгаков, Мамлеев… Шепелёв этакий авангардист-реалист. Редкое, но очень ценное сочетание».

Роман Сенчин

«Москва-bad» — роман в остросоциальных очерках о буднях столичного мегаполиса, по сути, нон-фикшн , написанный в «ироничной и драйвовой манере автора».

В романе «Снюсть, Анютинка и алкосвятые» , своеобразном «экзистенциальном триллере», напоминающем современные « Москва — Петушки », представляющем «алкоголизм-маргинальность как некую антиномию „нормальной жизни“», основное направление поисков автора можно определить заглавием одного из его интервью — «От экстрима до православия» .

Православный взгляд автора в этом романе, а отчасти и в «Москва-bad» и «Мире-селе» обрамляется художественным переосмыслением таких идейных течений, как эскапизм , энафизм , дауншифтинг , экологизм, анти- урбанизм , анти- технократизм ( неолуддизм ) др.

Поэзия

Первая книга стихов «Novokain ovo» вышла в 2001 году в Тамбове тиражом 120 экземпляров.

В 2011 г. издана вторая, «Сахар: сладкое стекло» , которую составили тексты 1997—2007 гг.

В предисловии к сборнику С. Бирюков указывает, что в шепелёвских стихотекстах присутствует и социальная лирика, и философская, и любовная, и даже политологическая, «но все это написано иначе, даже не то что другими словами, хотя и другими тоже, а другими синтакто-синтагмо-парадигматическими средствами…» .

Алексей Шепелёв — поэт-авангардист, напрямую работающий со звуком. Фонетика в его книге выходит за собственные рамки, становится морфологией, преобразует не только мир звучащий, но и мир зримый. Слова сливаются и оборачиваются новыми сущностями, это вузовский учебник языкознания вывернут от самого корешка, ранит остриями страниц, и сам — сплошная рана. Поэзия Шепелёва интеллектуальна, но отнюдь не высоколоба, не безжизненна,

— рецензирует сборник Евгения Риц .

Д. Давыдов проводит параллель с текстами Егора Летова .

Шепелёв — это человек, который обращается со словами так, будто они должны ему денег, но по причине вечной бедности вынуждены расплачиваться исполнением изощренных трюков ,

— отмечает рецензент альбома «ОЗ», анализируя его текстовую основу.

Стихи А. Шепелёва переводились на немецкий и французский языки .

Интересные факты

  • Известен как противник соцсетей. Основатель движения «АнтиВфейсбуке»(2015—2017). На главной странице имеется надпись: «No FB. NO VK». Из интервью: «…как раньше я, например, боролся против теледебилизации, так сейчас я откровенно выступаю против тотального увлечения соцсетями, бездумной компьютеризации общества, мозга и всего вообще» .
  • Роман «Снюсть, Анютинка и алкосвятые» писался в течение 12 лет (2008—2020).

Признание

Книги

  • Novokain ovo: Книга стихотворений. — Тамбов, 2000.
  • Echo: Роман, рассказы. — СПб.: Амфора, 2003.
  • Сахар: сладкое стекло: Книга стихотворений. — М.: Русский Гулливер, 2011.
  • Утренний закат: Повесть/ Антология прозы двадцатилетних (вып. 4). — СПб.: Лимбус Пресс, 2011.
  • Maxximum Exxtremum: Роман. — М.: Кислород, 2011.
  • Настоящая любовь: Повести. — М.: Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, 2013.
  • Мир-село и его обитатели: Повесть. — М.: Эксмо, 2017.
  • Настоящая любовь/Грязная морковь. — Екатеринбург: ИД «Выбор Сенчина», 2017.

Источники

  1. . Дата обращения: 7 ноября 2017. 18 октября 2017 года.
  2. . Дата обращения: 7 ноября 2017. Архивировано из 27 декабря 2017 года.
  3. . Дата обращения: 25 мая 2013. 7 апреля 2014 года.
  4. Дата обращения: 28 марта 2014. 8 марта 2014 года.
  5. Дата обращения: 28 марта 2014. 3 июля 2014 года.
  6. . Дата обращения: 7 ноября 2017. 15 марта 2018 года.
  7. Дата обращения: 28 марта 2014. Архивировано из 18 августа 2014 года.
  8. Дата обращения: 19 февраля 2015. Архивировано из 19 февраля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 7 ноября 2017. Архивировано из 3 марта 2015 года.
  10. . Дата обращения: 18 февраля 2015. 3 марта 2015 года.
  11. . Дата обращения: 28 декабря 2023. 1 марта 2022 года.
  12. . Дата обращения: 19 февраля 2015. 19 февраля 2015 года.
  13. . Дата обращения: 2 января 2020. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  14. . Дата обращения: 19 февраля 2015. 20 февраля 2015 года.
  15. от 26 октября 2013 на Wayback Machine // «Знамя» 2004, № 10
  16. . Дата обращения: 27 апреля 2017. 28 апреля 2017 года.
  17. . Дата обращения: 16 апреля 2013. 3 марта 2015 года.
  18. . Дата обращения: 7 ноября 2017. 26 декабря 2017 года.
  19. . Дата обращения: 7 мая 2011. 13 марта 2014 года.
  20. . Дата обращения: 16 апреля 2013. 3 марта 2015 года.
  21. . Дата обращения: 11 июля 2011. 1 сентября 2013 года.
  22. . Дата обращения: 22 декабря 2011. 1 марта 2014 года.
  23. Дата обращения: 26 декабря 2017. 26 декабря 2017 года.
  24. Дата обращения: 28 марта 2014. 2 мая 2014 года.
  25. . Дата обращения: 19 февраля 2015. 19 февраля 2015 года.
  26. . Дата обращения: 20 февраля 2015. 20 февраля 2015 года.
  27. . Дата обращения: 27 апреля 2017. 28 апреля 2017 года.
  28. . Дата обращения: 27 апреля 2017. 28 апреля 2017 года.
  29. . Дата обращения: 26 декабря 2017. 26 декабря 2017 года.
  30. . Дата обращения: 11 июля 2011. 26 октября 2013 года.
  31. . Дата обращения: 11 июля 2011. 22 июля 2011 года.
  32. . Дата обращения: 5 декабря 2011. 14 июня 2013 года.
  33. . Дата обращения: 20 февраля 2015. 20 февраля 2015 года.
  34. . Дата обращения: 3 октября 2012. Архивировано из 19 февраля 2015 года.
  35. . Дата обращения: 24 апреля 2016. 6 мая 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Шепелёв, Алексей Александрович