Четыре пера (фильм, 1939)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Четыре минуты» ( нем. Vier Minuten ) — драма 2006 года. Рабочее название — нем. Nur für Mozart .
Эта история о двух женщинах: 80-летней Трауде Крюгер, церковной органистке в старости и виртуозной пианистке в молодости, и 20-летней заключённой за изуверское убийство Дженни фон Лёбен. История происходит в конце XX века в женской тюрьме. Фрау Крюгер — интеллигентная, почти высокомерная женщина; Дженни — дерзкая, но талантливая бывшая юная пианистка с несчастной судьбой.
Трауде даёт уроки игры на фортепиано в женской тюрьме и даже собрала благотворительные средства на новый рояль для тюрьмы. Среди её учеников — заключённые и охранники. Однажды Дженни пришла на урок к Трауде и тут же возник конфликт — Трауде запретила ей играть нервно-обкусанными руками с болячками. Спор привлёк внимание грубого охранника-меломана Мютце, но Дженни тут же скрутила и избила его, изувечив ему лицо и нанеся другие серьёзные травмы. После этого, в момент общей тревоги в тюрьме Дженни внезапно заиграла мощную джазовую интерпретацию, и скрученная охраной и уведенная ею в карцер, оставила после себя капли крови из расплющенной руки охранника на клавишах рояля. Все же, Фрау Крюгер поняла, что пересеклась с очень талантливым музыкантом. Она пришла в карцер к отбывавшей наказание Дженни и предложила подготовить её для выступления на самом престижном конкурсе молодых пианистов в «Немецкой Опере» в Берлине. При этом она требовала беспрекословного подчинения себе, начиная с отказа играть «негритянскую» джазовую музыку и кончая съеданием бумажки, на которой в грубом стиле была написана объяснительная девушки по поводу ссоры. Дженни со скрипом согласилась («но эта музыка („негритянская“) — это я сама…»).
Дженни легко выигрывает предварительный тур конкурса. Трауде, обнаружив, что единственная одежда Дженни — тюремная роба, меняется с ней одеждой для выступления.
Благодаря приемному отцу Дженни, весть о феноменальной пианистке распространяется далеко за пределы исправительного учреждения. В тюрьму приходят репортёры и запечатлевают, как Дженни играет классическую музыку спиной к роялю, со скованными сзади наручниками руками, из-за издевательств охраны. Её начинают ревновать начальник тюрьмы («её выигрыш (будущего конкурса) даст известность только ей, но не нам») и сокамерницы. Последние, объединившись с охранником-меломаном, устраивают «показательную порку» Дженни — ночью тряпкой привязывают её кисть руки к нарам и поджигают тряпку . В результате сокамерницу увозят в тюремный госпиталь с ранением, нанесенным ей в драке проснувшейся Дженни, а сама она выступает на одном из туров конкурса с перевязанной из-за ожога рукой .
За несколько дней до финального выступления, фрау Крюгер, вопреки своим принципам, узнает подробности уголовного дела Дженни и шокированная перестает приходить на репетиции с ней. Пользуясь моментом, мстительный охранник-меломан закрывает рояль на ключ, и затевает перекрашивание его пюпитра, прекращая тем самым подготовку пианистки к конкурсу.
На протяжении фильма происходит сближение этих двух непохожих женщин, подталкиваемое их одиночеством. Трауде не очень ладит с начальством тюрьмы, а из-за того, что отдаёт все силы своей новой фаворитке, — и с другими учениками, среди которых и новоявленный враг Дженни — охранник-меломан Мютце. При этом постепенно выясняются обстоятельства жизни двух подруг. Оказывается, что Дженни села по обвинению в жестоком убийстве отца своего бойфренда. Однако приемный отец Дженни, имевший сексуальные отношения с малолетней Дженни, с которым Трауде встретилась, высказал своё мнение, что Дженни взяла на себя вину своего бойфренда, который являлся отцом ребёнка Дженни. Она перенесла тяжёлые (долгие, при неуважительном отношении врачей) роды в тюремной больнице, окончившиеся смертью младенца.
Фрау Крюгер во время Второй мировой войны работала медсестрой в госпитале, организованном в церкви около тюрьмы, и была влюблена в молодую медсестру-коллегу, арестованную позже по обвинению в коммунизме и заключенную в эту же тюрьму. После прерванной из-за бомбежки казни медсестры на гильотине и последовавшего её повешения на фортепианной струне, вырванной палачами из музыкального инструмента в госпитале, Трауде теряет прежний смысл жизни в искусстве и остаётся работать в тюрьме, «рядом с телом возлюбленной».
Начальник тюрьмы настроен не пускать Дженни на финал после её инцидента с сокамерницами. Чтобы дать возможность выиграть своей ученице, Трауде организовывает Дженни побег в день финала, в чём ей помогает раскаявшийся охранник-меломан Мютце и для чего она продает свой рояль из тюрьмы. Несмотря на многочисленные конфликты между собой по дороге, педагог и ученица все-таки прибывают в зал «Немецкой Оперы» и готовятся к выступлению.
Одновременно за беглецами снаряжается погоня. В зал врываются полицейские и тюремные охранники. Трауде убеждает директора тюрьмы дать отсрочку заключённой на время выступления:
— Сколько минут?
— Четыре (показывает пальцами).
Дженни начинает сложнейшее произведение Шумана . Однако приводит в ужас свою наставницу вставкой собственных фрагментов, используя удары по крышке инструмента и играя пальцами по открытым струнам внутри рояля. Фрау Крюгер в шоке покидает зал и возвращается, только осушив несколько бокалов красного вина, приготовленных в фойе к антракту.
Четыре минуты прошли. Эмоционально и физически измождённая Дженни присаживается без сил на клавиатуру рояля. Она сказала своё новое слово в фортепианной музыке. Зал оправившись от изумления, взрывается овациями. Фильм заканчивается тем, как полицейские сковывают наручниками приседающую в книксене (персонально для своей учительницы) Дженни.
Первые показы фильма состоялись на международных кинофестивалях (МКФ):
Дальнейшее участие в фестивалях:
В рамках фестиваля немецкого кино фильм был показан в марте-апреле 2008 года в кинотеатрах нескольких городов России.
В трейлере:
Фильм имеет 46 международных и национальных призов.