Чуфу́т-Кале́
(
укр.
Чуфут-Кале ,
крымскотат.
Çufut Qale) или
Кырк-Ор
(
крымскотат.
Qırq Or)
— средневековый город-крепость в
Крыму
, родовая крепость известной крымской правительницы
Джанике
, расположена на горном плато в 2,5 км к востоку от
Бахчисарая
. Скалистые склоны достаточно круты, лишь с одной стороны к плоской вершине проложена пешеходная тропа. Наивысшая точка — 581 м.
Впервые крепость упоминается в 1254 году как
Кырк-Ер
(
крымскотат.
Qırq Yer), что с
тюркского
переводится как «сорок з
а
мков»
.
Варианты названий
Чуфут-Кале, 1897 Фото Антон Юлиус Стуксберг
Кырк-Ер, Кырк-Ор (
крымскотат.
Qırq Yer, Qırq Or) — крымскотатарское название, именно под таким названием крепость впервые упоминается в источниках, и исключительно оно употребляется в них до XVII века
; употреблялось также караимами
;
Кале, Калэ (
крымскотат.
Qale, Къале — крепость)
— использовалось в тарханных ярлыках крымских ханов и караимами, в том числе как указание места печати книг существовавшей тут с 1731 года
типографии
;
Чуфут-Кале, Джуфут-Кале
, Чифут-Калеси
— в переводе с
крымскотатарского языка
«еврейская крепость» (
çufut
— еврей,
qale
— крепость)
, это же название используется в советской научной литературе
, а также в русскоязычных работах
караимских
авторов со второй половины XIX века до постсоветской эпохи
; известно с конца XVII века, после оставления крепости татарами
;
Гевхер-Кермен — в переводе с крымскотатарского — «крепость драгоценностей»; дано крымскотатарскими
алимами
из-за того, что все ворота, стены и калитки крепости были украшены драгоценными камнями
;
Сэла Юhудим (
др.-евр.
סלע יהודים — «скала иудеев» [в караимском произношении]) — искусственное название, употреблялось исключительно в караимской литературе до второй половины XIX века
; введено
А. С. Фирковичем
;
Села hа-Караим (
др.-евр.
סלע הקראים — «скала караимов») — искусственное название, употреблялось некоторыми караимскими деятелями со второй половины XIX века
;
Чуфт-Кале, Джуфт-Кале (в переводе с
тюркского
«двойная (парная) крепость»,
чӱфт
/
джӱфт
— пара,
къале
— крепость) — позднейшее из названий, впервые появляется в начале XX века
, употребляется некоторыми
караимскими интеллектуалами постсоветской эпохи
.
История
Чуфут Кале. Вид на караимские кенасы XVI—XVIII вв.
Провинция Византии
На месте Кырк-Ора, предположительно, существовал византийский город, возникший примерно в
V
—
VI веках
как укреплённое поселение на границе
византийских
владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа (между 530/550 и 560/580 гг.) для защиты стратегически важных
дефиле
Марьям-Дере
и Ашлама-Дере, и усиления обороны дальних подступов к
Херсонесу
, однако прямых упоминаний города до 1253 года не существует
.
Кырк-Ор
Впервые город упоминается французским миссионером и путешественником
Рубруком
в 1253 году как Кырк-Ер (с
тюркского языка
— «сорок замков»), вплоть до XVII века в отношении города употреблялось исключительно название Кырк-Ор и другие, схожие с ним
.
В 1298—
1299 годах
Кырк-Ор был ограблен эмиром
Ногаем
. В
XIII
—
XIV веках
город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта
Золотой Орды
. Начиная с XIV века в городе было разрешено селиться
караимам
, и с XVII века
они, возможно, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства
.
Кырк-Ор с XIV века становится столицей
Крымского улуса
и самой мощной его крепостью. Кырк-Ором управляли предки
Джанике
, дочери
Тохтамыша
, в частности им управлял её дед — Хаджи-бек, здесь же родилась мать Джанике — Тогайбек, и она сама. В Кырк-Оре Джанике спрятала своего брата Кадыр-Берды от мужа — тюркского ордынского полководца
Едигея
, чем обеспечила его безопасность. Спустя одиннадцать лет, в 1420 году, четырнадцатилетний Кадыр-Берды, ставший ханом Золотой Орды, собрал войско в Крыму и выступил против Едигея. В ходе битвы Едигей погиб, а через несколько дней от полученных ранений скончался и сам Кадыр-Берды, и Джанике-ханым стала старшей из рода Тохтамыша, и могла претендовать на престол в Кырк-Оре, где она правила, скорее всего, в течение семнадцати лет, вплоть до своей смерти в 1437 году
.
В условиях междоусобиц в Орде во время правления Джанике в Кырк-Оре появилась тенденция к обособлению
Крыма
в силу его географического положения, развития торговоэкономических отношений и приближённости к
Византии
и
Западной Европе
, при этом междоусобные столкновения в Золотой Орде иногда доходили и до
Крымских гор
.
Джанике во время своего правления в Кырк-Оре оказывала поддержку
Хаджи Гераю
в борьбе с потомками Тохтамыша
Кичи-Мухаммедом
и
Сайид Ахмадом
, которые так же, как и Хаджи Герай претендовали на полную власть в Крыму
, и, вероятно, видела в нём своего наследника на крымском престоле
. В источниках XVI—XVIII веков позиция, согласно которой обособление
крымскотатарского государства
возводилось к Тохтамышу, а Джанике была самой важной фигурой в этом процессе, полностью преобладала
.
В 1437 году Джанике-ханым скончалась, что сильно ослабило положение Хаджи Герая в Крыму, который лишился поддержки и вынужденно эмигрировал в
Литву
.
После смерти Джанике
крымские ханы
воздвигли мавзолей (
по-крымскотатарски
— «дюрбе»
), где похоронили её с титулом Великой Государыни. Мраморное надгробие в дюрбе украшено арабской надписью: «Это — гробница Великой Государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца
рамазана
841 года»
.
В составе Крымского ханства
Спустя четыре года, в
1441 году
, Хаджи I Герай вернулся в Крым, основав независимое
Крымское ханство
, а Кырк-Ор стал его первой столицей. В это время Кырк-Ор стал одним из самых богатых городов Крыма, а стены крепости были украшены драгоценными камнями, в связи с чем крымские татары прозвали её Гевхер-Кермен (
крым.
Gevher Kermen
), то есть «крепость драгоценностей»
.
Менгли I Герай
основал новый город на месте нынешнего
бахчисарайского
предместья
Салачик
, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь
караимы
и небольшое количество
крымчаков
. В XVII веке
топоним
«Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость»; известно, что в XIX веке, и в наше время слово «чуфут» имеет негативный смысловой оттенок)
.
Вскоре крепость стала местом содержания высокопоставленных военнопленных. Историк
КФУ
Герцен А. Г. в труде «Пещерные города» Крыма (1989, 2005, 2007) предложил следующее положение тюрьмы. Он указывает на пещерный комплекс, расположившийся в квартале Нового города, который находится всего в 50 метрах от Средней крепостной линии, у пропасти
.
Около 1574 года в ходе дозора на крымской границе был взят в плен
опричник
Василий Григорьевич Грязной
. В плену вёл переписку с
Иваном Грозным
. Крымские татары желали выменять Грязного на крымского полководца
Дивея-мурзу
, либо получить выкуп в размере 100 000 рублей. Несмотря на слёзные просьбы Грязного об освобождении, высказанные им царю в письмах, тот был выкуплен только в 1577 году за 2000 рублей
.
В крепости располагался и государственный монетный двор. В период расцвета (в
XVIII веке
) Кырк-Ор насчитывал более 500 усадеб.
В составе Российской империи, угасание города
Усадьба Авраама Фирковича — караимского писателя и археолога. XVIII в.
Чуфут-кале на фотографиях
Жозефа де Бая
, 1906 г.
После
присоединения Крыма к Российской империи
в 1783 году ограничения
[
источник не указан 1124 дня
]
на проживание караимов и
крымчаков
были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города и деревни, в которых крымские иудеи жили и во времена Крымского Ханства
. К середине
XIX века
город почти полностью опустел, к концу XIX здесь оставалась лишь семья смотрителя. До начала
XXI века
дошли лишь две усадьбы:
Авраама Фирковича
(1787—1874), жившего в крепости до конца своих дней, и Чал-Борю, где жил
газзан
и вероучитель
Соломон Бейм
(1819—1867)
.
Существуют легенды, что во время своего крымского путешествия в
1787 году
караимскую «колыбель» посетила
Екатерина II
и даже переночевала там
. Однако, по мнению крымского историка Дмитрия Прохорова, проанализировавшего дневник французского историка и дипломата, посла Франции при дворе российской императрицы
Луи-Филиппа Сегюра
, сопровождавшего Екатерину II, а также записки её статс-секретаря
А. В. Храповицкого
, сообщения ряда авторов о посещении императрицей Чуфут-Кале являются не более, чем легендами
. Подтверждением этому служит и отсутствие имени Екатерины II в списке августейших особ, побывавших на Чуфут-Кале, опубликованном в работах караимских авторов
С. А. Бейма
и
С. М. Шапшала
.
В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.
В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения (например, амбары для хранения колбас, сараи), руины мечети и
мавзолей
дочери золотоордынского хана
Тохтамыша
Джаныке-ханым
1437 года
постройки. Также хорошо сохранились две
кенассы
(караимских молитвенных дома) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.
В восточной части города находилось множество жилых домов, а также несохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты.
Открытие гидротехнического сооружения (осадного колодца)
Сооружение было открыто в 1998 году и первоначально исследовано сотрудниками Центра спелеотуризма «Оникс-Тур». С 2002 года раскопки велись совместно Крымским филиалом Института археологии НАН Украины (ныне —
Институт археологии Крыма РАН
) и центром спелеотуризма «Оникс-Тур» под руководством археолога В. В. Майко. Раскопки открыли уникальное по сложности и размерам сооружение состоящее из наклонной шахты глубиной 120 метров и винтовой лестницы 30 м
.
В ходе раскопок осадного колодца был обнаружен крупнейший монетный клад из найденных на территории Украины. Он представлен 4287 монетами (29 золотых, 1 медная, основная часть — серебряные различных проб). Золотые —
венецианские дукаты
, золотой динар египетских султанов (первая треть XV века). Серебряные — джучидские
дирхемы
, монеты генуэзско-крымской чеканки города
Кафы
, города
Кырыма
и
Кырк-Ора
. Серебряные монеты были отчеканены в период с XIV по XVI век. В кладе был также найден молдавский грош, предположительно отчеканенный при
Александре Добром
в 1415—1430 годах, две византийские монеты,
деньги
Рязанского княжества
. Единственная медная монета отчеканена в Нижнем Поволжье. Монеты находились в керамическом кувшине. Общая масса клада составила более 5 кг
.
План города-крепости
Цифрами обозначены:
Малые (южные) ворота
Малая кенасса XVII в.
Большая кенасса XIV в.
Место бывшей караимской школы
Место старого базара
Руины мечети 1346 г.
Водосборный колодец
Банная пещера (Хамам Коба)
Мастичная пещера (Сакыз-Коба)
Мавзолей Джанике-Ханым 1437 г.
Большой и малый крепостные рвы
Хозяйственная пещера («темница»)
Место ханского монетного двора
Средняя оборонительная стена
Сквозной колодец (Копка-Кую)
Усадьба А. С. Фирковича XVIII в.
Руины дома караимских обществ 1896 г.
Усадьба Чал-Борю XVIII в.
Туалет
Место дома С. Бейма XVIII в.
Пещеры
Восточная оборонительная стена XIV—XVI вв.
Водосборный бассейн
Ворота восточной оборонительной стены
Ворота средней оборонительной стены
Пустырь (м. «бурунчак»)
Руины «дворца»
Крепостной ров перед восточной оборонительной стеной
В поэзии
Адам Мицкевич
посвятил этой местности стихотворение «Дорога над пропастью в Чуфут-Кале» из цикла «Крымские сонеты», написанного по впечатлениям от путешествия автора в сентябре—октябре 1825 года. В нём есть такие строки:
Молись! Поводья кинь! Смотри на лес, на тучи,
Но не в провал! Здесь конь разумней седока.
Он глазом крутизну измерил для прыжка,
И стал, и пробует копытом склон сыпучий
.
Оригинальный текст
(польск.)
[ показать скрыть ]
Droga nad przepaścią w Czufut-Kale
Zmów pacierz, opuść wodze, odwróć na bok lica,
Tu jeździec końskim nogom swój rozum powierza;
Dzielny koń! patrz, jak staje, głąb okiem rozmierza,
Uklęka, brzeg wiszaru kopytem pochwyca…
Фотогалерея
С высоты плато Чуфут-Кале открывается величественная панорама на долины и соседнюю гору схожего строения
↑
Бертье-Делагард А. Л.
Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде : Справки о Фуллах // Известия Таврической учёной архивной комиссии. — Симферополь, 1920. — № 57. — С. 122.
↑
Кизилов М. Б.
Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней. — Симферополь: «ДОЛЯ», 2011. — С. 123. —
ISBN 978-966-366-386-9
.
↑
Фиркович М. Я.
Старинный караимский городок Калэ, называемый ныне «Чуфут-Калэ». — Вильна, 1907.
↑ Цитата: «…Также и мусульмане, не зная происхождения слова иудей, вместо иудей произносят чуфуд, а город, в которым мы живем в настоящее время, крепость
Кале
, они называют
Чуфуд Кале
, то есть
Крепость иудеев
. Мусульмане считают, что
называя нас именем
чуфуд
они наносят нам оскорбление
, хотя для нас в этом нет ничего оскорбительного, а совсем наоборот, мы можем гордится этим именем, так как оно говорит о том, что мы принадлежим к
дому Йегуде
, что для нас очень почетно.…»
Мордехай Султанский
Праведников
»)
Бушаков В. А.
О древнем названии города-крепости Чуфут-Кале — Кыркор // Ватан (Родина) : ежемесячный общественно-политический и культурно-исторический журнал. — 1991. — № 10 (13) (октябрь). — С. 16. —
ISSN
.
Акчокраклы О.
Новое из истории Чуфут-Кале // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. — Симферополь, 1928. — Т. II (59). — С. 159.
Габлиц К. И.
Физическое описание Таврической области, по её местоположению, и по всем трём царствам природы. —
СПб.
: Печатано в Императорской типографии у Ивана Вейтбрехта, 1785. — С. 169.
«В западном конце Багчасарайской долины, в получасе от города, находится местечко с 120 дорогами, с замком на высоком утёсе. Теперь его называют просто Калэ (крепость) или Чифут-Калеси (Еврейская крепость), так как оно заселено только евреями караимской секты». //
Иоганн Тунманн
.
(1784)
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера — статья «Жид»
Крымскотатарско-русско-украинский словарь / Сост. С. М. Усеинов. — Симферополь: Тезис, 2008. —
ISBN 978-966-470-005-1
Чуфут Кале // Большая советская энциклопедия
↑
Бейм С.
Память о Чуфут-Кале. — Одесса: в гор. тип. Х. Алексомати, 1862. — С. 26. — 82 с.
Шапшал С.
— СПб.: типо-лит. и фототип. П. И. Бабкина, 1896.
Кизилов М. Б.
Новые материалы о взаимоотношениях караимской и раввинистической (крымчакской) общин Крыма в XVIII — начале XIX века // Научные труды по иудаике. Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике : сб. —
М.
: Издательство Пробел-2000, 2013. — Т. II. — С. 137. — (Академическая серия ; вып. 46).
(неопр.)
.
Дата обращения: 3 февраля 2010.
Архивировано из 4 марта 2016 года.
Щёголева, Т.
Караимы СНГ на рубеже XX-XXI веков // Caraimica : International quarterly review / ред. В. Кефели. — Slippery-Rock; Simferopol, 2007. — № 2. — С. 11.
Леви Т. С.
К раскопкам в Мангуб-Кале // Очерк возникновения караимизма / Т. С. Леви. — Севастополь, 1913. — С. 64.
Оригинальный текст
(рус.)
[ показать скрыть ]
Последнее время в самом деле у караимов наблюдается тенденция переименовать Чуфут-Кале в «чуфт-Кале» — двойная крепость (Чуфут-Кале в действительности представляет собою двойную крепость), но это они делают по другому практическому соображению, чтобы словом «чуфут» не были введены в заблуждение незнающие значения этого слова.
Самойлович А. Н.
// Записки Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы. — Симферополь, 1917. — Т. 6. — С. 121.
Оригинальный текст
(рус.)
[ показать скрыть ]
Несомненно обидное для караимов название „Чуфут-кале“, которому предшествовало более короткое имя просто „Кале“ („крепость“), не имеет, собственно, никаких прав на официальное существование. Эпитет „Чуфут“ не может не задевать как караимов, так и
крымчаков
. Отнюдь не могу признать однако удачной попытку замены этого неподходящего для официального употребления имени другим „Чуфт-кале“ („Двойная крепость“), возникшим несомненно после, а не ранее „Чуфут-кале“ и из последнего. В обоих именах прочное историческое основание имеет только общее обоим слово „Кале“.
«Родовым гнездом крымских караимов является крепость Кырк Йер, или Джуфт Кале, близ Бахчисарая (Крым). Когда крепость стала мала для населения, к ней были пристроены дополнительные оборонительные стены, при этом огороженная территория оказалась разделена внутренней стеной на две части. Поэтому крепость называется Джуфт-Кале (в переводе с тюркского — „Двойная крепость“). В последующем в литературе стали встречаться искаженные неправильные (но более лёгкие для произношения) названия: „Чуфт Кале“ и „Чуфут Кале“». //
К. А. Ефетов
.
Вус О. В.
(укр.) .
Василевс: Українська візантиністика
(2016).
Дата обращения: 8 мая 2017.
Меметов А.
от 3 декабря 2013 на
Wayback Machine
// Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009. — С. 172—178.
↑
Татьяна Щёголева.
от 27 марта 2014 на
Wayback Machine
// Журнал «Евреи Евразии» № 1(8), январь-март 2005.
, с. 234.
, с. 62—63.
↑ , с. 63.
.
, с. 65.
, с. 64.
↑ , с. 58.
М. Кизилов.
(неопр.)
.
Пилигрим
.
Шокарев С. Ю.
// Историко-публицистический альманах «Москва–Крым». — 2000.
(неопр.)
.
Дата обращения: 2 июля 2019.
Архивировано из 3 января 2015 года.
В. Корсакова.
Шереметев, Василий Борисович // Русский биографический словарь : в 25 томах.. — СПб.—М., 1896—1918.
Прохоров Д. А.
Сучасні музейні колекції з історії кримських караїмів: проблеми та перспективи розвитку
(укр.)
// Сіверщина в історії України : зб.. —
К.
: Глухів, 2012. — Вип. 5 . — С. 375 . —
ISSN
.
Кокизов Ю. Д.
Караимы. Краткий исторический очерк. —
СПб.
: Типография «В. С. Балашев и К°», 1898. — 24 с.
Дни минувшие: из воспоминаний С. Ш. Пигита //
Караимская жизнь
. —
М.
, 1912. — Январь-февраль (т. 8—9). — С. 60 .
↑
Прохоров Д. А.
«Отдали себя в покровительство Вашего Величества добровольно и усердно»: к вопросу о контактах крымских караимов с представителями династии Романовых в конце XVIII — 60-х годах XIX вв // Научные труды по иудаике. Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике : сб.. —
М.
: Издательство Пробел-2000, 2013. — Т. II. — С. 141—142. — (Академическая серия ; вып. 46).
Д.А. Прохоров.
К ИСТОРИИ ВИЗИТОВ ЧЛЕНОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ В «ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД» ЧУФУТ-КАЛЕ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. — Вып. 6 . — С. 273—298 .
, с. 111.
↑
Козлов В. Ф., Полканов Ю. А., Шутов Ю. И.
Подземная система у стен Чуфут Кале [Джуфт Кале] раскрывает свои тайны. Сенсационная находка клада средневековых монет // Москва-Крым. Историко-публицистический альманах.. —
М.
, 2002. — С. 312—349 .
Дорога над пропастью в Чуфут-Кале. Перевод
В. Левика
// Адам Мицкевич. Стихотворения. Поэмы. Перевод с польского
(рус.)
/ Вступительная статья, составление и примечания Б. Стахеева. —
М.
:
Художественная литература
, 1968. — С. 86. — (
Библиотека всемирной литературы
). — 300 000 экз.
Droga nad przepaśćią w Czufut-Kale // Adam Mickiewicz. Wiersze
(польск.)
. —
Warszawa
: Czytelnik, 1969. — С. 254. — 20 280 экз.
Вус О. В.
Опорна фортеця Кирк-Ор у контексті військово-інженерних заходів Візантії на Кримському півострові в VI ст. — Київ, 2016. — URL: https://byzantina.wordpress.com/2016/09/15/vus-6/.
Герцен А. Г., Могаричёв Ю. М.
Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале. — Симферополь: Таврия, 1993. — 128 с. — (Археологические памятники Крыма). —
ISBN 5-7780-0216-5
.
Фадеева Т. М.
. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2001. — 252 с.
Чореф М. Я.
К вопросу об аланах в средневековом Крыму (Знаки над входом в городище Чуфт-Кале) // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1985. — С. 67—77 .