Бхагаватизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Бха́га ( санскр. भग , IAST : bhaga , «наделитель», а также «доля», «счастье», «имущество») — в индуистской мифологии божество класса Адитьев .
Бхаге посвящён один гимн в Ригведе (РВ VII, 41) , само же имя встречается там более 60 раз. Бхага выступает в Ведах как воплощение счастья, владыка богатства и сокровищ (РВ II, 38), распределитель даров и удачи между людьми. Из-за его благосклонности к людям Бхага частый объект молитв, благословляя в то же время жертвы. Он посылает людям счастье, состоящее в достатке, плодородии, имеет эротические ассоциации — приносит эротическое счастье женщине в замужестве и счастье материнства. С этим связано его участие в свадебной церемонии (РВ X, 85) и дальнейшая связь с браком . Иногда Бхага как «Доля» фигурирует вместе с Аншей , то есть «Частью». Образ Бхаги в Ведах тесно связан с Солнцем, так как он правит светилом (РВ I, 136, 2), появляется вместе с Савитаром , а Ушас , богиня зари, является его сестрой. В « » сказано, что Бхаге принадлежит созвездие Пурва-пхалгуни.
В позднейшей литературе Бхага теряет своё значение. Его имя становится синонимом богатства, славы и красоты. Обладатель же этих качеств — это бхагават , этим именем обозначается как бог, так и человек . В эпической литературе Бхага называется в числе прочих Адитьев . Но главным мифом , связанным с ним, становится история жертвоприношения Дакши , в котором рассказывается, как Шива , неприглашённый Дакшей, в гневе наносит увечья Адитьям, в частности, он ослепляет Бхагу , но потом, по его же просьбе, возвращает ему зрение. Его авестийское соответствие служит для обозначения Ахурамазды и Митры .