Народы Бутана
- 1 year ago
- 0
- 0
Современная культура Бутана уходит своими корнями в древность. Благодаря своей географической изолированности, окружённый Гималаями , Бутан был защищён от внешних культурных влияний. Эта малонаселенная страна, граничащая с Индией на юге и Китаем на севере, долго придерживалась политики полной изоляции, как культурной, так и экономической, с целью сохранить своё культурное наследие и . Только в последних десятилетиях XX века иностранцам разрешено было посещать страну, и только в ограниченном количестве. Таким образом Бутан сумел хорошо сохранить многие стороны своей культуры.
Влияние религии ощущается практически во всех сферах жизни бутанского общества. Большинство жителей страны (75 %) исповедуют буддизм в разных его проявлениях: тантрический , Друкпа Кагью или Ньингма . Примерно 25 % являются индуистами . Менее 1 % составляет число приверженцев других религий в Бутане.
Все граждане Бутана обязаны соблюдать национальный дресс-код , известный как Дриглам Намжа , пока находятся на публике в светлое время суток. Требования в некоторых округах ( дзонгхагах ) являются более строгими, чем в остальных. Мужчины носят гхо , или тяжёлый халат длиной до колен, который подпоясывают поясом. Женщины носят красочные блузки, поверх которых надевают большой прямоугольный кусок ткани, называемый кира . Поверх киры может носиться короткий шелковый жакет, или тего . Повседневные гхо и кира делаются из хлопка или шерсти, в зависимости от времени года, и украшаются простыми узорами в виде полос и клеток. В специальных случаях и по праздникам могут носиться ярко окрашенные шёлковые кира и — гораздо реже — гхо. Дополнительные ограничения возникают при посещении дзонга или храма, а также при визите к высокопоставленному чиновнику. Мужчины из простых слоёв населения носят белый шарф ( кабни ), свисающий с левого плеча до правого бедра. Цвет кабни, носимого также и другими представителями мужского населения Бутана, вообще зависит от ранга носителя. Женщины носят же , или узкие вышитые куски ткани, переброшенные через левое плечо. Этот дресс-код встречает некоторое сопротивление со стороны этнических непальцев , живущих вдоль границы с Индией и нежелающих носить одежду другой культуры.
Бутанские женщины традиционно имеют больше прав, чем мужчины в ближайших культурах, особенно же это касается их права на земельную собственность. Собственность каждой большой семьи бутанцев контролируется «главной матерью», которой в текущих делах помогают остальные женщины семьи. Когда «главная матерь» становится уже неспособной к управлению собственностью, тогда её место занимает сестра, дочь или племянница. Эта схема наследования известна в антропологии как матрилинейность .
Мужчины и женщины вместе работают на полях, и каждый из них может владеть каким-нибудь бизнесом. Мужчины принимают полное участие в домашних делах, часто готовят и по традиции производят и ремонтируют одежду, при этом не занимаясь изготовлением тканей. В городах уже начинает проявляться «западная» модель семейных отношений, с мужем-добытчиком и женой-домохозяйкой. Представители обоих полов могут быть монахами, хотя на практике число монахинь сравнительно невелико.
Браки заключаются по желанию обеих сторон и развод крайне редкое явление. Брачная церемония состоит из обмена белыми шарфами и совместного питья из чаши. Браки могут быть официально зарегистрированы, когда пара проживает вместе более, чем шесть месяцев. Традиционно жених переезжает в дом семьи невесты, однако новобрачные могут жить с любой из семей в зависимости от того, чьё хозяйство более нуждается в работниках.
За исключением королевских семейств, бутанские имена не включают в себя фамилию. Вместо этого местным ламой , родителями или дедушкой с бабушкой при рождении ребёнка выбирается ему два традиционных благоприятных имени. По первым именам обычно нельзя сказать кто их владелец — мужчина или женщина. В некоторых случаях определению пола носителя может помочь второе его имя.
Так как существует ограниченное количество имён, допустимых для выбора, то неминуемо у многих людей в Бутане сочетание из первого и второго имён совпадает. Чтобы решить данную проблему, применяется система неофициальных имён, которые дают понять откуда тот или иной человек. Когда, например, « Чонг Кинлей » из деревни Чоцом в долине находится вне этой местности, она зовётся « Паро Кинлей ». В долине же Паро она идентифицируется по имени своей деревни как « Чонг Кинлей Чоцом ». Удивительно, но много детей в одной небольшой деревушке могут иметь абсолютно одинаковые имена, что является следствием действий местного ламы. В таком случае человек будет уже определяться по названию дома, где он родился.
Раз в год дзонг или крупная деревня могут провести религиозный фестиваль, или цечу . Крестьяне со всего прилегающего округа приходят на несколько дней для религиозных празднований и приношения даров ламе или монастырю. Центральным событием обычно являются танцы в религиозных масках, или чам , проводимые на большом пространстве. Каждый из этих танцев занимает до нескольких часов, а на выполнение всей танцевальной программы уходит от двух до четырёх дней. Исполнение таких танцев как бы благословляет жителей, а также помогает передавать принципы тантрического буддизма сельскому населению. Эта традиция восходит прямо к Шабдрунгу Нгавангу Намгьялу и остаётся неизменной с середины XVII века.
Перед наступлением последнего дня фестиваля цечу, огромный гобелен, или тондрел , разворачивается на дворе дзонга на несколько часов. По верованиям, простой взгляд на него может принести духовное освобождение. Тондрел сворачивают уже перед самым утром.
В Бутане будущие монахи обычно попадают в монастыри уже в возрасте от шести до девяти лет и сразу берутся под контроль главой данного учреждения. Они учатся читать на чхокей , языке древних священных текстов, а также на дзонг-кэ и английском. Со временем они должны будут выбрать один из двух возможных путей: изучать теологию и буддийскую теорию или выбрать более распространённый вариант, а именно стать знатоком ритуалов и различных буддийских практик.
Повседневная жизнь монахов является весьма суровой, особенно если они находятся в одном из монастырей, расположенных высоко в горах. В таких монастырях пища очень скудна и должна постоянно восполняться самими монахами или их посетителями. Монахи обычно не имеют одежды, пригодной для зимних условий, а монастыри не отапливаются. Во многом из-за таких трудностей и невзгод монастырской жизни монахи высоко уважаются в обществе; иметь сына или брата, ведущего монашеский образ жизни, считается очень хорошей кармой для всей семьи.
Духовное совершенствование монаха длится всю его жизнь. В дополнение к своей общественной роли священника он может несколько раз уйти в отшельники. Общая продолжительность периода отшельничества — три года, три месяца, три недели и три дня. За это время монах периодически посещает своего духовного наставника, который проверяет своего ученика на предмет дальнейшего его развития в подтверждение того, что время отшельничества не было потрачено впустую.
Каждый монастырь возглавляется настоятелем, в основном ламой, хотя титулы могут и различаться. Самый важный монах — это главный настоятель Бутана, чьим титулом является Дже Кхенпо . Теоретически он по своему статусу равен королю.
Центральный монашеский орган — это собрание 600 или около того монахов, которые занимаются наиболее важными религиозными делами страны. Летом они собираются в Тхимпху , а зимой они переходят в дзонг Пунакха , наиболее чтимый дзонг в Бутане, где тело Шабдрунга Нгаванга Намгьяла хранится под охраной с конца XVII века.
В начале 1960-х годов третий король Бутана начал постепенный процесс внедрения современных технологий в своей стране. Первая радиостанция вещала по тридцать минут по воскресеньям, начиная с 1973 года . Первое телевещание началось в 1999 году , хотя несколько обеспеченных семейств уже купили на тот момент спутниковые тарелки. Интернет был проведён в 2000 году .
В 2002 году был выпущен первый в Бутане полнометражный фильм, вышедший под названием « Маги и странники ». Автором сценария и режиссёром фильма выступил Кхьенце Норбу , почитаемый лама из линии воплощений Кхьенце .