Interested Article - Бхарадваджа

Бхарадва́джа ( дев. भरद्वाज , IAST : Bharadvāja ) — один из семи мудрецов Индии , автор ряда гимнов «Ригведы» . Отец Дроны , наставника Кауравов и Пандавов . Мудрецу посвящена одна из йогических поз ( асан ), носящая его имя — Бхарадваджа-асана.

Рождение и обучение

Бхарадваджа считается сыном жреца богов Брихаспати . Согласно же тамильской « Рамаяне », написанной поэтом , его отцом является риши Атри . Наставником мудреца, прожившего, согласно легендам, много тысяч лет, многие годы выступал Вальмики , автор «Рамаяны» .

Многие годы, согласно « Бхагавата-пуране », Бхарадваджа посвятил неустанному изучению Вед . При этом жизнь риши была продлена на многие тысячи лет Индрой , чтобы он смог посвятить больше времени изучению священных книг. Осознав со временем, что и этого срока недостаточно, Бхарадваджа обратился к царю богов с новой просьбой о продлении срока жизни. Тогда Индра поднял мудреца над тремя горами, а затем показал три пригоршни песка. Три горсти песка символизировали знание, добытое риши к тому времени, а три горы — то, что ещё предстояло познать. Любой смертный сломился бы после этого, но только не Бхарадваджа, который продолжил изучать Веды .

Сторонники древнего происхождения « Вайманика Шастры » приписывают авторство сего произведения Бхарадвадже, считая, что шастра является частью его неизвестного труда «Янтра Сарвасва» .

Согласно « Шатапатха-брахмане », Бхавараджа входит в число семи мудрецов , каждого из которых ассоциируют со звездой из созвездия Большой медведицы . Согласно легендам, все брахманы происходят от этих семи мудрецов, и именно имя того либо иного предка-риши становилось названием каждой из экзогамных готр .

Согласно легенде, именно от брака дочери Бхарадваджи по имени Деваварнини (Дайваварнини) и Вишраваса, сына мудреца Пуластьи , появился на свет Кубера . Согласно « Махабхарате » ( IX .47.2—26), другая дочь мудреца по имени Сручавати обладала несравненной красотой и постоянно предавалась подвижничеству, чтобы исполнить свою мечту — выйти замуж за Индру, который в конце концов снизошёл к ней в образе Васиштхи . О сыне Бхарадваджи упоминается в « Ману-смрити » в эпизоде с голодным риши, который вынужден с сыном принять коров от плотника .

Веды

Бхарадвадже и его потомкам из рода поэтов-певцов Бхарадваджей приписывается, согласно анукрамани , авторство ряда ригведийских гимнов, особенно это касается VI мандалы (РВ VI. 1—30; 37—43; 53—74; IX. 67. 1—3; X. 137. 1 ).

Кроме гимнов, ему приписывается авторство заговора «Атхарва-веды» (II, 12 ) и одной из грихья-сутр — «Бхарадваджа-грихья-сутры», датируемой серединой I тыс. до н. э.

Махабхарата

Однажды Бхарадваджа, купаясь в реке, увидел апсару Гхритачи, которая сразу бросилась бежать, как только заметила отшельника. Однако увидев её прекрасное тело, Бхарадваджа излил семя, которое собрал в деревянный сосуд (дрону). В этом сосуде из семени риши родился Дрона , наставник Пандавов и Кауравов .

Однажды Вишну потревожил Бхарадваджу во время молитвы, и тот в наказание низверг поток воды, который оставил на теле девы след. Так, согласно одной из версий, появилась Шриватса , одна из характерных примет бога .

Рамаяна

Рама, Сита и Лакшмана в обители Бхарадваджи. Школа , ок. 1780 года

В самом начале своего изгнания Рама , Сита и Лакшмана приехали в ашрам Бхарадваджи, который находился возле горы , чтобы принять благословение от риши . Когда же об изгнании узнал Бхарата, он тоже сразу направился в обитель мудреца с большим количеством воинов и слуг, надеясь вернуть Раму в Айодхью . Прибыв на место и оставив своих людей снаружи, Бхарата вошёл в ашрам мудреца. Последний, несмотря на многотысячную свиту героя, пригласил его на ужин. Призвав на помощь Вишвакармана , Бхарадваджа смог устроить по-настоящему царский приём — были приглашены девы , локапалы , апсары, гандхарвы , а блюда с едой появлялись сами собой перед гостями . Узнав, что Бхарата с гневом относится к поступку своей матери Кайкейи , он пожелал, чтобы герой простил мать, ибо изгнание Рамы должно было обернуться добром.

Ашрам Бхарадваджи

Считается, что ашрам Бхарадваджи располагался в лесу возле горы Читракуты и Праяга , в месте, где в наши дни находится Аллахабадский университет . Сейчас название «Читракута» носит современный город в юго-восточной части штата Уттар-Прадеш .

См. также

Примечания

  1. / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — С. . — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
  2. Lochtefeld J. G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism. — New York: (англ.) , Inc, 2002. — Vol. I. — P. 102. — ISBN 0-8239-3179-X .
  3. Mani, Vettam. . — New Delhi: Motilal Banarsidass , 1975. — P. . — ISBN ISBN 0-8426-0822-2 .
  4. . Дата обращения: 15 марта 2012. 4 февраля 2012 года.
  5. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1991. — Т. II. — С. 384.
  6. Mani, Vettam. . — New Delhi: Motilal Banarsidass, 1975. — P. . — ISBN ISBN 0-8426-0822-2 .
  7. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев. — М. : Советская энциклопедия, 1991. — Т. II. — С. 20.
  8. Алиханова Ю. М. Литература и театр древней Индии: исследования и переводы. — М. : Восточная литература, 2008. — С. 118—119. — 287 с. — ISBN 978-5-02-036385-4 .
  9. / Текст, комментарии Ильина Г. Ф.. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. . — 496 с. — ISBN 5-04-008975-9 .
  10. Ригведа. Мандалы V—VIII / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова .. — М. : Наука, 1999. — С. 573.
  11. / Изд. подг. П. А. Гринцер. — М. : Ладомир; Наука , 2006. — С. . — 890 с. — ISBN 5-86218-454-6 .
  12. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 т. / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой ; Ин-т востоковедения. — М. : Восточная литература, 2005. — Т. I: кн. I—VII. — С. 396. — 573 с. — (Памятники письменности Востока. CXXXV). — ISBN 5-02-018479-9 .
  13. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи) / Пер. с англ. А. А. Вигасина . — М. : Высшая школа, 1990. — С. 296. — 319 с. — ISBN 5-06-001011-0 .
  14. Mani, Vettam. . — New Delhi: Motilal Banarsidass, 1975. — P. . — ISBN 0-8426-0822-2 .
  15. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев. — М. : Советская энциклопедия, 1991. — Т. I. — С. 408.
  16. Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса (Пантеон). — М. : Наука , 1975. — С. 23.
  17. Hopkins E. W. Epic mythology. — Strassburg: K. J. Trubner, 1915. — P. 184. — ISBN 0548718555 .

Ссылки

Источник —

Same as Бхарадваджа