Благовещенский собор Казанского кремля
- 1 year ago
- 0
- 0
Благове́щенский собо́р — главный православный храм города Шлиссельбурга . Построен в стиле барокко , прототипом ему послужил Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Центральный храм комплекса, состоящего из трёх церквей.
Относится к Тихвинской епархии Русской православной церкви . Находится на реставрации, богослужения не совершаются, приписан к расположенной рядом действующей Никольской церкви. Настоятель — протоиерей Евгений Геннадьевич Горячев.
Одновременно с основанием крепости Орешек на левом берегу реки Невы появился погост, в котором, по определению, находился храм. Церковь была уничтожена последующими военными событиями. После освобождения крепости от шведов Пётр I приказал заложить в ней деревянный православный храм. На торжестве, состоявшемся в октябре 1702 года , присутствовал сам царь. Однако вскоре Благовещенский храм обветшал, деревянные конструкции прогнили, и в 1725 году церковь, в которой одно время хранились мощи святого Александра Невского , была разобрана .
Почти сразу жители города и работники канала организовали при городской Никольской часовне сбор средств на строительство нового храма, но уже на Московской стороне, в посаде . Заказ исходил от «шлиссельбургских обывателей и канальных людей» . Храм был возведён в 1726—1727 годах . 7 (18) октября 1728 года в городе была освящена деревянная Благовещенская церковь, куда был переведён священник бывшей крепостной церкви . В 1756 году храм сгорел .
В 1763 году на средства полковника А. Белова и дворян Сибилевых «на набережной Невы и Ладожского канала, близ шлюзов» началось строительство каменного храма в традициях раннего барокко, освящение которого состоялось 8 (19) августа 1764 года . Первоначально внутренним перекрытием в помещении, имевшем гладкие стены , служил навесной потолок , деревянный и плоский . В 1788 — 1795 годах церковь претерпела реконструкцию: с запада была пристроена колокольня, деревянные перекрытия заменены кирпичным крестовым сводом, для укрепления которого были установлены столбы. Замена деревянной главы собора на каменную произошла как раз в конце XVIII века . Были добавлены пилястры ; с площадки второго этажа колокольни теперь вёл ход в сооружённые тогда же хоры . Возможно, в то же время собор был дополнен второй главой, уже над алтарём . До 1828 года к храму был приписан крепостной Иоанно-Предтеченский собор . В 1864 году , к столетию церкви, ей был придан соборный статус. В 1877 — 1882 годах в соборе под руководством архитектора Г. И. Карпова был проведён ремонт. В рамках работ были заложены двери южного и северного фасадов и сделаны новые, западнее, на месте оконных проёмов; с сохранением прежних архитектурных форм были заменены кровля собора и шпиль колокольни (последний по проекту архитектора Н. Д. Федюшкина ) ; в 1881 году к апсиде были пристроены ризница и пономарская . В 1900 году в храме по проекту инженера путей сообщения Рехенбахера было устроено печное отопление. Ввиду этого старые дубовые рамы на окнах были дополнены вторыми рамами из сосны . В 1903 году была обновлена роспись купола и парусов (художником Флоридовым).
9 июня 1935 года собор был закрыт, после чего храм был частично демонтирован . В здании предполагалось устроить Дом культуры, однако был устроен продуктовый склад. Колокольня спортивным клубом (по другим данным, школой ДОСААФ ) была приспособлена под парашютную вышку . Во время оккупации города в 1941 — 1944 годах пострадавший от обстрелов собор был действующим .
С 1944 года собор был занят складом судоремонтного завода ; в алтарной части располагалась контора Леноблторга . Верующие направляли в 1949 году ходатайство о возобновлении богослужений в соборе, но получили отказ. В 1963 году были проведены частичные работы по восстановлению здания. В 1967 году храм был передан Ленинградскому заводу грампластинок « Мелодия » для размещения производственного цеха с условием восстановить его, однако здание было лишь приспособлено под нужды нового владельца. В 1970 — 1981 годах храм был вновь реконструирован с целью приспособить здание под производство пластмассовых спорттоваров (по проекту архитектора А. Н. Милорадовича ). В ходе работ был полностью восстановлен основной объём постройки, крыши, барабана, алтарной части и колокольни до купола. Купол и шпиль колокольни восстановлены не были. Внутри было сооружено перекрытие второго этажа, для этого в стены были врезаны балки, что привело, в свою очередь, к снятию всей штукатурки и имевшихся профилей .
В августе 1990 года собор был возвращён Русской православной церкви. Первое богослужение состоялось в 1991 году , началась реставрация. В 2014—2015 годах выполнены работы по установке шпиля на колокольне общей высотой 52 м , но были мнения, что стены собора не выдержат ; ранее частично была заменена кровля . Предварительная оценка стоимости работ, включающих реставрацию фасада, шпиля колокольни, окон, дверей и т. д., составила 37 млн рублей .
Каменный храм представляет собой однокупольную базилику: прямоугольное в плане двухсветное здание с одной апсидой, увенчанное куполом (покрытием в своё время служило белое железо ). Архитектура собора приближается к стилю Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и Петропавловскому собору . Известно, что стены были двухцветными: предположительно основным был розовый цвет, а архитектурные детали (пилястры, наличники , тяги , антаблемент ) были окрашены в белый . О розовой окраске здания храма можно судить по сохранившейся акварели художника Уланова, которая была написана в 1776 году . Фасады расчленены плоскостными пилястрами большого ордера на пять частей, с окнами в два света: нижний ряд составляют высокие окна прямоугольной форма с арочными перемычками, а верхний — в форме эллипса. Барабан с куполом с люкарнами врезан в четырёхскатную крышу и смещён к апсиде, а его ось с севера и юга замыкают треугольные фронтоны над входными дверьми, обрамлёнными рустованными пилястрами. Окна и двери церкви оформлены однотипными наличниками барочного характера. Углы трёхгранной в плане апсиды закреплены пилястрами. Окна алтарной части прямоугольные с полуциркульным завершением. Над апсидой на небольшом барабане — главка луковичной формы.
К притвору пристроена трёхъярусная колокольня. Высота со шпилем составляла 52 метра (шпиля — около 14 метров ) . Первый ярус колокольни одновременно является папертью и решён в виде четырёх пилонов, несущих полуциркульные арки. По углам яруса находятся сдвоенные пилястры, капители которых составляют раскрепованную часть антаблемента с узким гладким фризом . Карниз антаблемента колокольни, в отличие от антаблемента остального храма, имеет пояс сухариков . Второй ярус колокольни, меньший по высоте, чем первый, является промежуточным звеном к третьему. По его углам расположены филёнки , а основанием служит выступающий профилированный крепованный карниз. На каждой стороне яруса находится по одному круглому окну. Третий ярус выполняет функции звона. Его стены прорезаны высокими арочными проёмами, в которых крепились колокола . Колокольню венчал колоколообразный купол с выкружками и люкарнами . Над куполом располагались шестигранный фонарь с арочными проёмами и шестигранный шпиль.
Храм имел один престол . Резной иконостас был двухъярусным. Выкрашен голубой краской с позолоченными деталями.
В 1847 году в храме колоколов было немного, и все они имели небольшой вес. На то время, по мнению А. С. Томилина, одним из главных недостатков архитектуры храма было большое количество столпов для поддержки свода, располагавшихся во всей церкви в два ряда, ибо они «заслоняют собою священнослужение», стесняя и подавляя «внутренность храма». Над царскими вратами располагались местные иконы « Спасителя и Благовещения и Тайной Вечери » в серебряных ризах , принадлежавшие к «новой иконописи». В то же время большинство образов в храме были «старинной живописи». Томилин выделяет из них две иконы: Успения Божией Матери , размещённую в иконостасе, и Димитрия Мироточивого , хранившуюся в особом киоте . Последний образ имел драгоценную ризу, покрытую золотом. В свою очередь, серебряные ризы имели и запрестольный крест, и двухсторонняя икона Знамения Божией Матери и Святителя Николая ; последняя была специально создана для крестных ходов . Надпись под крестом и иконой, украшенными ризами в 1825 году, свидетельствовала, что использованное серебро было прежде, ещё в 1815 году, похищено из церкви и лишь в 1822 году обнаружено «на берегу Невы у шлюзов». Вес серебра, использованного для ризы креста, составил 11 фунтов 36 золотников , а для ризы иконы — 13 фунтов 42 золотника .
В соборе находились захоронения:
В непосредственной близости от собора расположены ещё две церкви . Все вместе они образуют храмовый комплекс, обнесенный оградой.
Первая каменная ограда была создана ещё в 1797 году , но при строительстве шлюзов участок ограды со стороны Староладожского канала и реки Невы был разрушен. Проект новой ограды был предложен в 1837 году управляющим Ладожским отделением корпуса инженеров путей сообщения подполковником . Однако он был отвергнут комиссией проектов и смет 5 (17) ноября 1837 года . Но его основе архитектором Д. И. Висконти был разработан новый проект, который утвердили генерал-майор Зеге-фон-Лауренберг и архитектор Л. И. Шарлемань . Сумма, в которую оценивалась работа, составляла 16 033 рубля 76 ½ коп. Начало работ по сооружению новой каменной ограды «…длиною с воротами на 76 сажень высотой 3 ¼ аршина , на плитном цоколе высотою 14 вершков …» относится к 5 мая 1839 года, завершение — к лету 1840 года. Возможно, остальная часть ограды, финансирование работ по строительству которой вела церковь, возводилась одновременно . Ограда имела железную и частично чугунную решётку и окружала пространство 42 сажени в длину и 29 саженей в ширину . Нынешняя ограда современная, построена после 2000 года.
Первый деревянный храм на месте современной Никольской церкви был построен в 1737 — 1739 годах . Позднее, в 1772 году , его перенесли в село Гавсарь . В 1768 году рядом началось возведение нового каменного одноглавого храма . Он был освящён 5 (16) декабря 1770 года во имя святителя Николая Чудотворца. Здание тёплой церкви небольшое, с пятью окнами по фасаду. В храме хранился почитаемый образ святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе. В 1933 году церковь была закрыта. В 1990 году вновь освящена, а в 1995 году возвращена верующим .
Каменная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери была построена по проекту Г. Ершова с главным выходом на Красный проспект. В часовне на возвышении был устроен иконостас с пятью образами, обнесённый балюстрадой. Здание было украшено колоннами коринфского ордера . В советское время часовня была закрыта. Восстановлена и вновь освящена в 1989 году .
В воскресенье, которое предшествовало празднику Казанской иконы Божией Матери, из Иоанно-Предтеченской церкви Шлиссельбургской крепости выносилась с крестным ходом местночтимая Казанская икона Божией Матери , почитавшаяся чудотворной, и относилась священниками в эту часовню Благовещенского собора. Здесь образ оставался до дня праздника — до 8 июля, когда после совершения в Благовещенском соборе литургии он выносился из часовни и совершался соборный молебен. Далее после крестного хода по городу образ возвращался в часовню для поклонения богомольцами. Обратно в крепостной храм икона переносилась с крестным ходом в воскресенье, следующее за праздником Преображения , а на её месте в часовне помещали другой образ Богородицы, на этот раз из Благовещенского собора, являвшийся списком с предыдущего и украшенный серебро-золочённой ризой с драгоценными камнями .
В ограде собора также находились погребения :
В 1847 году в приход собора входили деревни Липка, Морье , Ириновка и Ваганова , а также дачи «г. г. Резвого и Белозерова» в Шлиссельбургском уезде . Тогда же в число причта этого храма и Никольской церкви входили два священника, диакон и три дьячка , на старшем причетнике из которых лежало заведование метрическими книгами . Для проживания духовенства был отведён церковной дом на Большом проспекте в Шлиссельбурге . В 1899 году к приходу собора относились наряду со Шлиссельбургом деревни Шереметьевка , Чёрная Речка , Марвино, Липки. Всего насчитывалось 339 дворов, в число прихожан входили 1862 мужчины и 1774 женщины. Кроме храмов, находящихся в ограде собора, к нему была приписана каменная Преображенская церковь на Шлиссельбургском (Преображенском) городском кладбище . Преображенский храм построен в 1819 году, разрушен в ходе боёв 1944 года .
Настоятели церкви | |
---|---|
Даты | Настоятель |
… — 1721 — 1727 | священник Василий Андреев (… — 1740) |
… — 1728 — … | священник Феодор Дометиев (… — до 1730) |
… — 1735 | иерей Иаков Игнатьев (… —1736) |
1735 — 1739 | иерей Иоанн Онуфриев (… —1759) |
1735 — 1743 | иерей Назарий Меркурьев (… —1746) |
1743 — 1745 | протоиерей Иоанн Онуфриев (… —1759) |
1745 — 1749 | протоиерей Тимофей Васильев (1714—1763) |
… — … | сведений не удалось обнаружить |
… — 1782 — 1800 | протоиерей Андрей Яковлев (… —1807) |
1800 — 1817 | священник Порфирий Антонов (… —1817) |
1817 — 1820 | протоиерей Александр Пантовский (… —1833) |
1820 — 1833 | священник Фока Быстряков |
1833 — 20 октября ( 1 ноября ) 1876 | протоиерей Иоанн Степанович Студийский (1797—1876) |
1876 — 1890 | протоиерей Григорий Иванович Кесарев (1815 — …) |
1890 — 29 декабря 1909 ( 11 января 1910 ) | протоиерей (с 1897) Виктор Иванович Благовещенский (…—1909/1910) |
20 января ( 2 февраля ) 1910 — … | протоиерей (с 1913) Александр Дмитриевич Зосимовский |
… — … | сведений не удалось обнаружить |
1919 — 1923 | иерей Михаил Александрович Смирнов (1888—1962) |
… — … | сведений не удалось обнаружить |
… — 1933 (?) | архимандрит Анастасий (Агафонов) (1868—1938) |
1933 (?) — 1935 | протоиерей Владимир Александрович Талицкий |
1935 — 1941 | период ликвидации прихода |
октябрь 1941 | «иерей» И. Амосов (самозванец) |
… — 1944 | сведений не удалось обнаружить |
1944 — 1991 | период ликвидации прихода |
1990 — … | сведений не удалось обнаружить |
… — настоящее время | протоиерей Евгений Геннадьевич Горячев (род. 1967) |