Interested Article - Бубастис
![](/images/009/081/9081509/1.jpg?rand=213615)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/b0f3aced57398b79db9da54bd08aa5dc.gif)
- 2020-07-04
- 1
Ба́ст ( ет ), Пер-Ба́ст ( ет ) ( егип. транслит. bAst, bAstt, pr-bAst, pr-bAstt), Буба́стис , Бубасто́с ( др.-греч. Βουβάστις , Βουβαστός ), Буба́ст ( лат. Bubástus ), Буба́сти и др. ( копт. ) — древнеегипетский город, располагавшийся в Нижнем Египте на юго-востоке дельты Нила . Существовал с начала 3-го тысячелетия до н. э. и до середины 1-го тысячелетия н. э. Современная локализация — местность Телль Баста ( араб. تل بسطة , Tall Basṭa — «Холм Баст») на юго-восточной окраине города Эз-Заказик в мухафазе Шаркия , АРЕ .
С 3-го тысячелетия до н. э. Бубастис входил в XIX нижнеегипетский ном , а после VIII - VII веков до н. э. стал столицей новой выделенной области вокруг города — XVIII нижнеегипетского нома (в греко - римский период назывался Бубастийским номом). По наиболее распространённой гипотезе, в X - VIII веках до н. э. , город избрали столицей всего Египта правители XXII династии , а в VII веке до н. э. он мог иметь отношение к происхождению или правлению XXIII династии . Бубастис был известен своим храмом и празднеством, посвящённым богине Бастет , а также являлся важным пунктом на сухопутном пути из Египта на восток — в Синай , Палестину и морском пути (через канал) на юг — в Пунт . В древнеегипетской мифологии основательницей города называется богиня Исида .
В период античности , помимо города Бубастиса в Египте, Диодор Сицилийский упоминает одноимённый город на Херсонесе Карийском (полуостров в Карии ) .
Терминология и оформление: для удобства названия города одним именем во все эпохи его существования используется наименование согласно греко-арабской номенклатуре топонимов принятой в египтологии — Бубастис. Помимо прочего, выделены курсивом древнеегипетские названия и имена (кроме наименований на картах). Большая часть дат в статье приведена согласно авторитетному труду по египетской хронологии, в составлении которого участвовали около двадцати авторов под редакцией Э. Хорнунга, Р. Краусса и Д. Уорбертона — «Хронология Древнего Египта» ( Hornung E., Krauss R. and Warburton D. A. Ancient Egyptian Chronology — Leiden-Boston-Köln: Brill, 2006. — С. 490-495. — 517 с. — ISBN 90-04-11385-1 ) .
Название
Написание египетским
иероглифическим письмом |
Написание коптским письмом | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
bAst, bAstt
Баст(ет) (имя богини) |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|||||
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||
|
pr-bAst, pr-bAstt
Пер-Баст(ет) («Дом Бастет ») |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Древние египтяне дали название городу по имени почитавшейся здесь местной богини Баст , иногда добавляя приставку « пер », означающую «дом», таким образом в египетском языке название города, вероятнее всего, звучало как Баст или Пер-Бастет и означало имя богини или место её пребывания. Древнегреческое название является грецизированной формой от египетского названия города и имени богини: Бубастис ( Βούβαστις ) — написание согласно Геродоту : 59-61, 67, 137-138, 154, 156, 158, 166 , а Бубастос ( Βουβαστός ) — согласно прочим античным авторам, описывающим город позднее ( см. раздел «Древнейшие упоминания» ). Римляне переняли греческое наименование города — на латинском языке Bubastus — в русском языке с латинского принята огласовка Бубаст. В период раннего средневековья копты также имели несколько своих наименований города, созвучных с древними, — Бубасти и другие.
Иноземные названия. Большинство исследователей отождествляют Бубастис с упоминаемым в Библии ( Ветхий Завет , Иез. ) городом Пи-Бесет ( др.-евр. פי-בסת транслит. py-bst). В апокрифическом евангелии Псевдо-Матфея город называется Сотин ( лат. Sotinen ). Наименование города среди современных исследователей, согласно греко-арабской номенклатуре топонимов принятой в египтологии — Бубастис или, иногда, Телль Баста.
Общее описание
Расположение и хозяйствование
Бубастис находился в юго-восточной части дельты Нила , на восточном берегу Пелусийского рукава этой реки ( Клавдий Птолемей называет Пелусийским только устье, а сам рукав — Бубастийским) . Хозяйствование города было основано на выращивании зерновых , так как Бубастис находился в зоне основного района производства зерна на Средиземноморье — Нижнем Египте . Ещё до возникновения города, около 5-го тыс. до н. э. , у протоегипетских племён появились земледельческие общины, в которых выращивались ячмень , пшеница , гречиха , лён . Также здесь было распространено скотоводство — разводили крупный рогатый скот , овец, коз и свиней . Строительство в Бубастисе велось в основном привозными материалами (в храмовых работах часто использовался красный гранит ), которые доставляли по Нилу из Верхнего Египта и Нубии . Развитию торговли способствовало нахождение города на важном сухопутном пути из Египта на восток — в Синай (импорт меди , бирюзы ), Палестину (импорт древесины, пурпура ) и далее. Также по каналу , предтече суэцкого , пролегал морской торговый путь на юг — в династический период известно об общеегипетских экспедициях в страну Пунт (вероятно Сомали ), а позднее и в другие области Восточной Африки и Аравийского полуострова .
Этот значительный канал располагался немного южнее Бубастиса и соединял Нил , а через него Средиземное море , с Красным морем . Проходил от Нила через вади Тумилат к Большому Горькому озеру , далее к Малому Горькому озеру и к морю (возможно, был судоходен только во время разлива Нила :295 ). Вероятно, он был прорыт в XV веке до н. э., периодически прекращал функционировать, но потом его снова использовали. В VII веке до н. э. фараон Нехо II начал восстановление канала, законченное Дарием I на рубеже VI-V веков до н. э. После некоторого периода заброшенности канал был вновь восстановлен Птолемеем II Филадельфом в III веке до н. э. К концу 1-го тысячелетия до н. э. снова очередной период запустения, а около I-II веков канал был восстановлен, по одной из гипотез, римским императором Траяном . Строительные работы такого масштаба не проходили без больших человеческих жертв — например, Геродот указывает 120 000 погибших во время восстановления канала фараоном Нехо II :158 . Прорытие канала, а также связанные с этим проблемы снабжения и занятости рабочих-строителей, не могли не сказываться на жизнедеятельности горожан Бубастиса.
Строения и архитектура
![](/images/009/081/9081509/92.jpg?rand=89500)
В периоды значимости города некоторые фараоны строили в нём дворцы и мастабы (известны остатки дворца эпохи VI династии и дворца периода Среднего царства ) . Бубастис был расположен на земляных насыпях, которые значительно возвышались над уровнем Нила , эти насыпи Геродот считал самыми высокими в Египте и рассказывал, что возвели их местные рабочие, а впоследствии осуждённые преступники, которых, согласно закону фараона Шабаки (на рубеже VIII-VII веков до н. э.), не казнили, а приговаривали к земляным работам, каждого в своём городе :137 . Известно, что в Третий переходный период окружность городских стен составляла около 5 км.
![](/images/009/081/9081509/93.jpg?rand=434)
Культовые постройки. Наиболее известным и знаменитым культовым сооружением был храм Бастет — местный, а позднее общеегипетский, центр почитания богини. Храм был воздвигнут по приказу Аменемхета I (в XX веке до н. э.), но, возможно, фараон перестраивал более древнее святилище. Сенусерт I и Сенусерт III расширили храм, также существует предположение, что Аменемхет III участвовал в украшении храма: здесь были найдены два его портрета . К XIII веку до н. э., когда Рамсес II также расширил и украсил этот храм, он уже состоял из большого вестибюля , двух залов и гипостиля . Позднее правители XXII (Ливийской) династии , укрепляя свои связи с Египтом, строили новые религиозные сооружения вокруг этого храма и внутри него. Вероятно, Осоркон I начал с украшения стен новыми рельефами и построил/перестроил вестибюльный зал храма. При Осорконе II в храме Бастет были построены/перестроены новый двор и большой гранитный портал с рельефами, изображающими праздник хеб-сед на 22-м году жизни этого царя, а также хеб-седный (так называемый сейчас «Праздничный зал Осоркона II») и гипостильный залы. По его приказу в северной части храма был возведен портик . Небольшой зал-святилище к храму Бастет был пристроен при Нектанебе II (IV век до н. э.).
Наиболее полное описание этого религиозного сооружения дал Геродот в V веке до н. э. :137-138 , который считал его самым красивым в Древнем Египте, также он упомянул находящуюся рядом рыночную площадь, дорогу от храма и прилежащее святилище Гермеса :
«Оно [святилище Бастет] целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 пусов (ок. 30,8 м) и осенен деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий (ок. 18,51 м) и украшено замечательными статуями в 6 пехиев (ок. 2,77 м) вышины. А святилище расположено посреди города, и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своем прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон. Оно ограждено стеной, украшенной рельефами, а внутри его — роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в 1 стадию (ок. 178 м) . От входа ведёт дорога, мощённая камнем, около 3 стадий (ок. 534 м) длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра (ок. 124 м ?) . По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья. А ведёт она к святилищу Гермеса.»
— Геродот ( «История» Книга II.)
![](/images/009/081/9081509/94.jpg?rand=541878)
Список других известных современным исследователям святилищ Бубастиса:
- храм Тети II — к северо-западу от храма Бастет (XXIV-XXIII века до н. э.).
- храм Пепи I — к западу от храма Бастет (XXIII век до н. э., храм окружала стена из сырцового кирпича 87,5×64 м, сейчас от святилища остались только два ряда столбов).
- часовня Аменхотепа III (XIV век до н. э., сохранились фрагменты строения) .
- храм Амона-Ра ? — существование предположительно, найдена только статуя Верховного жреца Амона-Ра — Какара (XIV-XIII века до н. э.).
- храм Рамсеса II — выстроен в нескольких сотнях метров от главного храма ( XIII век до н. э. , позднее был узурпирован Осорконом I ).
- храм бога Атума — к юго-западу от храма Бастет (рубеж X - IX веков до н. э. , вероятно, построен Осорконом I ).
- храм бога Махеса — к северу от храма Бастет ( VIII век до н. э. , вероятно, построен Осорконом III ).
Некрополи . К значимым объектам города мёртвых Бубастиса относятся гробницы наместников областей в Нубии — Хори I (занимал должность при Рамсесе II ) и его сына Хори II (занимал должность при Рамсесе IV ). Помимо них здесь находятся многочисленные захоронения эпохи Нового царства , одно из которых принадлежало чати (визирю) Иути , а также знаменитые кладбища кошек и ихневмонов .
Население и соседи
Помимо коренного египетского населения с начала 1-го тысячелетия до н. э. в Бубастисе стали селиться греки , а также, как и во многих восточных номах Нижнего Египта , здесь проживали «каласирии», иначе называемые «асмах» ( егип. « сехем » — по левую руку). Это были египтяне из сословия воинов, потомки вторгшихся и осевших (или добровольно поселённых) в восточной части дельты Нила племён древних ливийцев , позже переселившиеся на юг (также каласириями называли пехотные подразделения в египетской армии).
Древнейшими соседями бубастийцев могли быть еврейские племена, которые, согласно библейским преданиям , были поселены неким египетским правителем в области Гесем/Гошен , эта область, предположительно, располагалась на восток от города. По сообщениям Геродота, небольшой отрезок времени соседями бубастийцев в северных областях, около Пелусийского устья Нила, были временно поселённые здесь греки- ионяне и греки- карийцы . Эти греки помогли фараону Псамметиху I (VII век до н. э.) вступить на престол, за это он пожаловал им участки земли для поселения друг против друга на обоих берегах Нила (эти поселения у Геродота назывались «станами», также существует гипотеза , что эта область могла быть не локализованной местностью Стратопеды). Прожив около 100 лет в этой области, греки были переселены правителем Египта Амасисом II (VI век до н. э.) в Мен-нефер ( др.-греч. Мемфис), где он сделал их своими телохранителями :154, 166 .
История
![](/images/009/081/9081509/95.jpg?rand=34468)
Династический период
Первоначально город входил в XIX ном ( егип. транслит. jmntj, «Наследник»), с периода правления VI династии (правила в XXIV-XXII веках до н. э.) становится значительным центром Древнего Египта династического периода . По устаревшей точке зрения считалось, что город был значим с периода IV династии (правила XXVI-XXV веках до н. э.). Это подтверждалось, обнаруженными в одном из самых древних храмов города — храме Пепи I — многочисленными блоками времён Древнего царства , украшенными картушами Хуфу ( др.-греч. Хеопс) и Хафра ( др.-греч. Хефрен). Современная наука опровергает это утверждение, так как выяснилось, что эти блоки были перевезены и здесь вторично использованы в более позднее время .
Ранняя история
Время возникновения первого поселения на месте Бубастиса неизвестно, вероятно, это произошло в начале 3-го тысячелетия до н. э.
- XXVIII век до н. э. — по сообщениям античных авторов, цитирующих Манефона , в период правления фараона Хетеп-Сехемуи «разверзлась земля» в Бубастисе. Возможно это было землетрясение повлёкшее много жертв, но каких-либо исторических подтверждений этому факту не обнаружено :58 .
- XXIV-XXIII века до н. э. — фараоны Тети II и Пепи I строят храмы, самые древние из известных современным исследователям в этом городе. В наши дни сохранилась надпись на воротах храма Пепи I , которая является первым упоминанием о Бубастисе .
- XVII век до н. э. — город попадает под владычество гиксосов , которые, вероятно, не подвергли разрушению главный храм города — храм богини Бастет .
Столица
В Третий переходный период Бубастис приобретает стратегическое значение и на некоторое время становится столицей Древнего Египта . В начале этого «смутного времени» контроль Нижнего Египта над Верхним часто зависел от качеств и возможностей фараона, правившего на тот момент, а в дальнейшем, централизованная власть в стране ослабла настолько, что единый Египет распался на несколько царств.
- ок. 943 года до н. э. — представитель египтизировавшейся ливийской знати, главнокомандующий египетской армией и чати ( визирь ) Шешонк I захватывает, вероятно, мирным путём, верховную власть в Египте и основывает XXII (Ливийскую) династию . Своей резиденцией, на протяжении X - VIII веков до н. э. , правители этой династии выбирают Бубастис . Но общеегипетской столицей город можно считать условно, так как около 870-730 годов до н. э. в Уасет ( др.-греч. Фивы) существовала верхнеегипетская линия правителей — верховных жрецов Амона .
- ок. 925 года до н. э. — Шешонк I совершил вторжение в Палестину , разорив царства Израиль , Иудею и Аммон . Вернувшись из похода, он украсил и обогатил храмы Бубастиса, используя награбленное, в частности, святилище Бастет было украшено захваченными из знаменитого храма города Рушалимума (Иерусалима) золотыми щитами Соломона .
- ок. 730 года до н. э. — фараон , вероятно, выходец из Бубастиса, основывает XXIII династию и начинает править над частью Нижнего Египта (параллельно в других частях распавшегося Египта правят другие правители). Современные исследователи считают столицей этой династии город Джант ( др.-греч. Танис), также, по другой гипотезе, столицей мог быть и Бубастис.
- VIII-VII века до н. э. — период правления XXV (Кушитской) династии , Бубастис становится центром нижнеегипетского XVIII нома ( егип. транслит. jmntj-xntj, «Наследник Юга» ), выделенного из XIX нома (после разделения — ), куда первоначально входил Бубастис .
Поздний и эллинистический периоды
В эти периоды, город и его область, входили в коалицию так называемых «четырёх тяжёлых номов Египта» — XII Чеб-нечер ( др.-греч. Севеннитский), XIV Хенти-иабти ( др.-греч. Сетроитский), XVI Хат-Мехит ( др.-греч. Мендесский) и XIX Именти ( др.-греч. Танисский ном) . Это объединение существовало не менее 300 лет и вплоть до 343 года до н. э., в лице XXX династии , находилось у власти в стране. После вторжения Артаксеркса III Оха , а позже Александра Македонского , коалиция сохраняла часть своего влияния (став противниками персов и союзниками македонян ). При первых Птолемеях власть объединения уже была номинальной. Известно имя одного из номархов , лидеров коалиции в ранний эллинистический период — Нектанеб (внучатый племянник по женской линии Нектанеба I ) . В эллинистический период , в связи с распространением греческого влияния, в античной литературе закрепляется греческое название города — Бубастис, а ном города стала называться в честь греческого названия его столицы — Бубастийский ном. Также этот ном входил в географически-административно выделяемую Птолемеями территорию на востоке Нижнего Египта — «область 13-ти городов».
- 671 год до н. э. — ассирийский правитель Асархаддон вторгся в страну и разбил войско фараона Тахарки . Вероятно, он ограничился завоеванием только Нижнего Египта, хотя часть верхнеегипетских номархов выплатила ему дань, а он принял титул «Царь Нижнего и Верхнего Египта и (даже) Куша ». Бубастис оказался в числе тех 20 городов, которые получили ассирийские наименования и в которых были поставлены правителями местные «царьки» из ливийских династий. Помимо местного правителя, Асархаддон назначил в город ассирийского наместника, а также определил размеры ежегодной дани.
- 343 год до н. э. — в Египет вторгся персидский царь Артаксеркс III Ох. После ряда успешных боевых действий персов и их греческих наёмников, а также отступления фараона Нектанеба II в Мен-нефер ( др.-греч. Мемфис), Бубастис был осаждён стратегической частью персидского войска (около 1/3 армии) во главе c Багоем (персидский евнух -правитель) и Ментором (греческий стратег -наёмник, служивший египтянам и перешедший на сторону Артаксеркса III). Ворота города были открыты под влиянием слухов, распущенных Ментором, что все египтяне или греки, которые сдадут свои города сами, будут помилованы, а оказавшие сопротивление — истреблены. Во время переговоров осаждающих с горожанами, в результате несогласованности действий между Ментором и Багоем, последний попал в плен к грекам Бубастиса и был освобождён при посредничестве Ментора, что привело к возникновению между ними взаимовыгодного политического союза. После сдачи Бубастиса его примеру последовали многие города Нижнего Египта, а Нектанеб II бежал в Куш :60 . Покорив Египет, Артаксеркс III повелел срыть стены у крупнейших городов, в том числе и у Бубастиса :51 .
- 332 год до н. э. — через Бубастис проходил путь триумфального вторжения Александра Македонского с минимальным военным сопровождением в персидский Египет . Продвижение его войск проходило по восточным номам Нижнего Египта от Сену ( др.-греч. Пелусия) к Иуну ( др.-греч. Гелиополю). Существует гипотеза, что объединение «четырёх тяжёлых номов» (куда входил и Бубастис), являлось той силой, которая способствовала захвату Египта Александром и провозглашению его правителем . Страна без сопротивления была сдана македонянам персидским сатрапом Мазаком.
Римско-византийский период
Римская история города исследователями изучена мало — найдены только некрополь и одно культовое сооружение. В результате последней войны Римской республики была образована провинция Египет (с 30 года до н. э.), а после проведения реформ 298 года, уже в Римской империи , происходило дробление различных административных территорий, и город поочерёдно оказывался в провинциях Геркулесов Египет, Августамника и Августамника II, которые входили в состав диоцеза Восток , а позже диоцеза Египет , который, в свою очередь, стал входить в префектуру Восток .
- около 108 года — происходило восстановление канала к югу от Бубастиса, соединяющего Средиземное и Красное моря . По одной из гипотез эти работы были выполнены по приказу императора Траяна , по крайней мере известно, что канал тогда назывался «Река Траяна» . В течение двух веков римские корабли плавали по нему к берегам Аравии и Индии . После вхождения Египта в состав Византийской империи сообщений о канале нет, вероятно, он не действовал.
- ок. III—IV веков — город был резиденцией православного ( Александрийская православная церковь ) епископа и относился к Леонтопольской ( копт. Натопи ) епархии .
- 395 год — при разделении Римской империи на Западную и Восточную Бубастис оказался в пределах Восточной Римской империи.
- ок. середины 1-го тысячелетия — подобно другим городам восточной дельты Нила , Бубастис был полностью покинут жителями, пришёл в запустение и перестал существовать как населённый пункт .
Религия
![](/images/009/081/9081509/96.jpg?rand=786772)
Основной культ. Главным почитаемым персонажем древнеегипетской религии в Бубастисе была богиня радости и веселья Баст/Бастет (к концу Старого царства отождествлялась с Сехмет и Тефнут , в Новом царстве — с Мут и Хатхор ). Расцвет её почитания начинается со времени XXII династии (с X века до н. э. ), хотя известны и более древние упоминания храма богини (первое ок. XX века до н. э. ), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее 2-го тысячелетия до н. э. Изображалась богиня Бастет в виде кошки или женщины с кошачьей головой (первоначально она была львиноподобной богиней), её атрибут — систр , священное животное — кошка , в связи с этим в городе существовал некрополь этих мумифицированных животных (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем) . Также немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек . Верховный жрец богини Бастет носил титул Ур-суну — «Великий врачеванием» :112 . Геродот описывает храм Бастет (в V веке до н. э. ) как самый красивый в Египте и отождествляет богиню с греческой Артемидой :156 , помимо этого он сообщает, что ежегодно (во втором месяце сезона паводка ) в честь богини устраиваются пышные празднества, и подчёркивает их вакханальный характер (хотя цифра празднующих явно преувеличена, вероятно, празднество было значительным не только для жителей города, но и для посещающих его паломников со всего Древнего Египта ) :
«Плывут туда женщины и мужчины совместно, причём на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвёртые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей».
![](/images/009/081/9081509/97.jpg?rand=17373)
Прочие почитаемые божества. Помимо богини-кошки здесь процветал культ сына Бастет — львиноподобного Махеса (кровожадный бог грозы, бури и мрака), Атума , Тота , Уаджет («госпожи Имет »), Хорахути , Шу , и со времени правления Рамсеса II — Сета и Птаха . Помимо некрополя кошек, Э. Навиллем найдены захоронения почитавшихся здесь ихневмонов . По сообщению Клавдия Элиана , в Римское время в Бубастисе было священное озеро, в котором разводили и кормили сомов .
![](/images/009/081/9081509/98.jpg?rand=850620)
Христианская традиция . Для христиан город известен посещением его «святым семейством» во время «бегства в Египет» (для Коптской православной церкви не бегства, а «пришествия святого семейства в Египет» ). Согласно легенде, одним из первых мест на египетской земле, куда ступила нога младенца Иисуса , был город Бубастис, где во время остановки на отдых у городской окраины, Богоматерь попросила испить воды у стоящего на дороге прохожего, но в ответ лишь услышала смех. Тогда Иисус, являя своё человеколюбие, очертил на земле круг, и в этом месте забил источник холодной воды для всех горожан. По другому варианту легенды, Иисус наоборот, наказал бубастийцев тем, что источник был целебным для всех, за исключением негостеприимных жителей города ( обряд исцеления связанный с этим источником см. в разделе ). В апокрифическом евангелии Псевдо-Матфея Бубастис называется именем Сотин, а главный храм — Капитолием, в рассказе этого автора сообщается, что когда «святое семейство» входило в Капитолий, древние статуи-идолы падали и разбивались, и по этой причине жители города признали его своим Господом ( «… если бы этот Младенец не был Богом, наши боги бы не пали на лица свои при виде Его, и не простерлись бы перед Ним» — слова начальника города Афродисия) . По другому варианту легенды, падение статуй послужило тому, что жители города встретили беглецов враждебно.
Древнейшие упоминания
Период | Автор | Источник | Часть | Контекст упоминания |
---|---|---|---|---|
VIII век до н. э. | неизвестные писцы , по приказу Пианхи | «стела Пианхи » | перечисление врагов Пианхи |
Город
Пер-Бастет
упоминается, как столица
(правителя части Египта ок.
732
/
730
-
722 года до н. э.
), признавшего верховную власть
Пианхи (правитель Куша , а с 753 года до н. э. и правитель Египта ). |
ок. 591 год до н. э. |
традиционно
приписывается Иезекиилю |
«Библия» |
«Ветхий Завет»
«Книга пророка Иезекииля» (30:17) |
Пророчество о гибели Египта упоминает кроме прочих его городов и Пи-Бесет: «Молодые люди Она и Пи-Бесета падут от меча, а прочие пойдут в плен». |
V век до н. э. | Геродот | «История» |
Книга II Евтерпа
: 59, 137-138, 158, 166 |
Наиболее подробно описывает город и его святилище Бастет . |
I век до н. э. | Диодор Сицилийский | «Историческая библиотека» |
Книга I (гл. 27.4)
Книга XVI (гл. 49-51) |
В книге I отрывочно изложен миф об
Усире
(Осирисе) и
Исет
(Исиде), где последняя упоминается как основательница Бубастиса.
В книге XVI рассказывает о захвате Бубастиса государством Ахеменидов . |
ок. 7 года до н. э. | Страбон | «География» | Книга XVII (I) :26, 27 |
Упоминает город Бубастис и Бубастийский ном возле канала,
идущего из Нила в Красное море . |
ок. 77 года | Плиний Старший | «Естественная история» | Книга V (9) | Упоминает город Бубастис и Бубастийский ном. |
II век | Клавдий Птолемей | «География» | Книга IV. 5 | Упоминает Бубастийский ном и его центр Бубастис в описании Египта, а также даёт координаты города (неточные) — 63 1/12 30 2/3 . |
Современность
Археология
![](/images/009/081/9081509/99.jpg?rand=294154)
Одними из первых европейских исследователей, посетивших Бубастис, были французские учёные, сопровождавшие Наполеона в его Египетском походе в 1798-1801 годах. В 1840 году город описал британский египтолог и путешественник Д. Г. Уилкинсон. Планомерные археологические раскопки в Бубастисе начал в конце XIX века швейцарский учёный Э. Навилль, они шли в первую очередь на территории храма богини Бастет . Позднее были исследованы другие объекты династического периода , а также обнаружены артефакты эллинистического периода . Благодаря найденному фрагменту мозаики , определено местоположение города Римской эпохи (археологи ещё не приступили к его исследованию, выполнены частичные раскопки). Список некоторых археологических памятников и кладов , найденных исследователями XIX века и экспедициями XX-XXI веков:
- 1887 год — первыми начали раскопки на территории Бубастиса археологи под руководством Э. Навилля. Ими найдены остатки храмов богини Бастет и фараонов Тети II и Пепи I .
- 1887-1889 годах — найдены некрополи мумифицированных кошек и ихневмонов .
- 1906 год — при постройке железной дороги, здесь были случайно найдены многочисленные сокровища времён XIX династии (сейчас находятся в Каирском музее , часть — в Берлине и во Франции, часть в Метрополитен-музее ).
В первой половине 1960-х годов была начата расчистка древних домов . Также исследованы остатки храма Пепи I и обнаружена окружавшая его стена (экспедиция Верховного совета по древностям Египта под руководством Л. Хабаши) .
- 1964 год — найдены остатки сооружения из сырцового кирпича , которое вероятно, могло быть дворцом Аменемхета III . Также в Бубастисе найдено большое количество статуй периода правления этого фараона.
1980-1990-е годы более 10 лет здесь вели раскопки египетские археологи (в основном из « Верховного совета по древностям » Египта) совместно с немецкими коллегами .
- 1980-1981 год — найден дворец эпохи Среднего царства и мастабы (экспедиция университета Эз-Заказика ).
- 1984-1985 год — обнаружен некрополь местных правителей времён Среднего царства (экспедиция университета Эз-Заказика).
- 1985-1986 год — неподалёку от храма Пепи I найден дворец эпохи VI династии (правила в XXIV-XXII веках до н. э.).
- 1992 год — во время расчистки колоннады храма Рамсеса II в двух сосудах был обнаружен тайник: маленькие золотые статуэтки и керамика .
- 1996 год — открыты остатки неизвестного ранее известнякового портала (экспедиция «Верховного совета по древностям» Египта).
- 1997 год — в городе Эз-Заказик найдена статуя , изображающая женщину с тремя детьми, сидящую на стуле с львиными ножками.
2002-2004 годах раскопки в древнем Бубастисе вели археологи из Потсдамского университета под руководством К. Тице.
- 2002-2003 год — на месте храма Бастет обнаружена 11-метровая статуя , покрытая надписями .
- 2003 год — рабочие случайно наткнулись на большую известняковую статую Какара — верховного жреца храма Амона-Ра , которая лежала неподалёку от нескольких упавших столбов, возможно, некогда стоявших в открытом дворе храма .
- апрель 2004 года — по утверждениям немецких исследователей, было сделано «открытие века» — найдена каменная стела с указом Птолемея III Эвергета , датируемая 238 годом до н. э., одна из копий так называемого ( нем. ). Стела примечательна тем, что надпись на ней, также как и на Розеттском камне , написана на древнегреческом языке , и продублирована египетской иероглификой и демотикой , это позволило сравнивать разные системы письма и продвинуться в их изучении. Также в указе, помимо всего прочего, упоминается о реформе египетского календаря . К. Тице объявил эту находку самой значительной находкой германских археологов в Египте за последние 120 лет .
- 2008 год — министр культуры АРЕ Фарук Хосни, сообщил о другой значительной находке в Бубастисе — хорошо сохранившемся фрагменте (голове) статуи Рамсеса II . Находка важна не только ввиду археологической ценности памятника, но и потому, что она положительно сказалась на вопросе о принятии властями решения по восстановительным работам на территории всего комплекса Телль Баста и, в частности, началу реставрации храма Рамсеса II (работы пока не осуществлены) .
Россия. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . В Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина имеется два, предположительно по надписям, предмета материальной культуры из Бубастиса :
Наименование,
материал |
Инв. № | Габариты | История | Датировка | Авторы библиографий |
---|---|---|---|---|---|
«Статуя Хора»
(чёрный базальт ) |
I.1.а.6663 |
высота — 33 см, ширина — 12,5 см,
толщина — 22,5 см |
Приобретена в 1926 г.
у С. И. Калмыкова |
XXII-XXIII
династии |
нет |
«Статуя Хорсиесе»
(базальт) |
I.1.а.5320
(4171 ) |
высота — 56 см, ширина — 90 см,
толщина — 11 см |
Нет сведений |
XXX
династия |
Б. А. Тураев
, В. К. Мальмберг,
У. М. Фл. Питри
, Ф. К. Кинитц,
Д. Вильдунг, Б. Ботмер, А. Forgeau, Э. Лихи |
Проблемы
Утрата памятников Бубастиса и собственно самого города, связана с обычным вандализмом , принявшим большие масштабы к концу 2-го тысячелетия (уничтожение практически произошло в современный просвещённый период) — строения древнего поселения использовались как каменоломни для сооружения современных зданий, гранитные плиты шли на фундаменты новых домов; с целью перепродажи древностей, в их поисках, массово разрывались и разграблялись некрополи и остатки дворцов; крестьяне добывали в руинах себах — куски строений богатые селитрой , которые применяли (и, возможно, применяют) для удобрения почвы полей. Во второй половине XX века большой вклад в сохранение остатков археологической зоны внёс Л. Хабаши, тогда работавший инспектором «Верховного совета по древностям» Египта . Историческая ценность его находок несколько повлияла на негативные для археологического комплекса решения властей — через Телль Басту прекратили строить военную дорогу, а также было предотвращено отведение части земель под сельскохозяйственные угодья, а части под мусульманское кладбище. Помимо этого Л. Хабаши внёс вклад в изучение и систематизацию памятников этой зоны и картографирование Бубастиса . Территория Бубастиса с начала XXI века всё более активно поглощается разрастающимся современным городом Эз-Заказик , что привело к прекращению ведения раскопок и поиску фрагментов древних строений вне небольшой археологической зоны Телль Баста. Во время революционных волнений 2011 года в Эз-Заказике было взломано генеральное археологическое хранилище, являвшееся собранием артефактов не только из Бубастиса, но и со всей восточной дельты Нила .
Туризм
На сегодняшний день комплекс Телль Баста — это небольшой музей под открытым небом. Собственно археологическое городище представляет собой заросший травой холм, усеянный гранитными блоками и зияющими рытвинами археологических раскопок. Имеются несколько установленных статуй, но от самого знаменитого храма Бубастиса — храма Бастет , осталось только несколько «папирусных» колонн и его восстановление в первозданном виде невозможно. Всего в экспозиции на 2003 год было около 55 памятников культуры и искусства Древнего Египта из Бубастиса, а также других крупных городов восточной дельты Нила — Джанта ( др.-греч. Таниса), Пер-Рамсеса и Хут-уарет ( др.-греч. Авариса) . Некоторых туристов привлекают «кошачьи кладбища», где обнаружены множество мумифицированных кошек и около 400 человеческих мумий . Также туристической достопримечательностью считается тысячелетний «святой колодец». Поверья, рассказываемые о нём коптами -христианами, связаны с посещением города «святым семейством» — колодцу приписывается способствование плодородию (обряд: женщины, испытывающие проблемы с возможностью забеременеть, черпают из колодца глиняными горшками воду и льют себе на голову, а потом разбивают горшок перед древней статуей Бастет ). Туристы обычно добираются в Бубастис из Каира (80 км) на рейсовом автобусе, и некоторые из них продолжают путешествие далее, к руинам Таниса, на такси .
Примечания
Комментарии
- Иногда ошибочно (например, Коростовцев М. А. «Религия древнего Египта», раздел: Некоторые другие локальные и нелокальные божества. Представление египтян о божестве.) говорят о расположении города на восточном берегу Дамиеттского рукава Нила (современный Думьятский), однако город находился несколько восточнее.
- Находка хранится в Каире ( Египетский музей ), экспонат № JE 72132.
- Среди некоторых египтологов (например, Ю. Я. Перепёлкин «История древнего Египта» гл. 8, стр. 391) существует и другая гипотеза, считающая, что столицей XXII династии также мог быть город Джант ( др.-греч. Танис).
- Правители Уасет ( др.-греч. Фивы) заключали свои имена в царский картуш , то есть считали себя фараонами, и, несмотря на происхождение из XXII династии, они не всегда подчинялись Бубастису, иногда поднимая восстания против верховной власти.
- Дата ориентировочная, приведена согласно Библии — «на 5-м году правления Ровоама ».
- Юг здесь означает Верхний Египет .
- Также в античных источниках назывались как «номы каласириев».
- После VIII - VII веков до н. э. был разделён на два нома — XIX Именти-пеху ( др.-греч. Танисский ном) и XVIII Именти-хенти ( др.-греч. Бубастийский ном).
- От храма Пепи I осталось только два ряда столбов.
- Относятся к позднему периоду , сооружены из сырцового кирпича .
- Стена имела размер 87,5×64 м и была сделана из сырцового кирпича. Здесь были обнаружены многочисленные блоки времён Старого царства , украшенные картушами Хуфу ( др.-греч. Хеопса) и Хафра ( др.-греч. Хефрена). По устаревшей точке зрения это считалось подтверждением существования храма в Бубастисе уже во времена IV династии (правила ок. XXVI - XXV вв. до н. э. ), но современная наука опровергает это утверждение, так как выяснилось, что эти блоки были здесь вторично использованы в более позднее время.
- Датируются концом эпохи Старого царства , сооружены из сырцового кирпича и облицованы известняковыми плитами .
- Датируется эпохой Старого царства , существует гипотеза, что на территории Бубастиса могут быть и другие памятники этого периода.
- Статуя относится к эпохе Нового царства или к более позднему времени, выполнена из известняка.
- Датируется XIII веком до н. э. Статуя имеет большое сходство со статуей царицы Меритамон из города Хент-Мин (совр. Ахмим ), относящейся к тому же времени. Статуя из Бубастиса была выполнена из красного гранита , сейчас отреставрирована и установлена в ансамбле других найденных объектов на месте раскопок в этом городе.
- Прекрасно выполненная статуя, датируется XIV - XIII веками до н. э. , высота 70 см, украшена изображением систра , а также фигурами богов — Птаха , Инпу (Анубиса), Амона-Ра и Усире (Осириса). Статуя изображает сидящего человека в длинном одеянии и пышном парике. На пьедестале вырезана иероглифическая надпись , а на одеждах упоминает его имя, титулы, а также слова заупокойной молитвы.
- Датируется XIII веком до н. э. Статуя была выполнена из красного гранита, у найденной её части — головы, повреждён нос и часть церемониальной бороды, высота головы — около 76 см.
- Инвентарный номер собрания В. С. Голенищева .
- Англ. , в русскоязычной литературе, иногда принято называть эту организацию «Служба древностей» Египта.
Источники
- ↑ от 7 ноября 2008 на Wayback Machine ( Диодор Сицилийский . Историческая библиотека. Книга I. Гл. 11-27, 43.5-6, 44.1, 85.4-5, 87.3) / Древний Восток и античный мир (перевод О. А. Васильевой). — М., 2000. — С. 106-123.
- Диодор Сицилийский . Историческая библиотека. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (перевод О. П. Цыбенко).
- ↑ Геродот . История . от 2 июня 2012 на Wayback Machine (перевод Г. А. Стратановского ).
- ↑ Клавдий Птолемей . География . от 1 апреля 2010 на Wayback Machine (перевод А. Е. Кулакова).
- Блэк Д. Атлас всемирной истории. — «Астрель» , 2007. — С. 21.
- ↑ Древний Египет. Энциклопедия. — , 2008.
- ↑ Leclant J. Fouilles et travaux en Égypte et au Soudan (1963—1964). — P. 175-232.
- Naville E. The Festival-Hall of Osorkon II in the Great Temple of Bubastis.
- ↑ Habachi L. Tell Basta. — (Supplément aux Annales du Service des Antiquités de l’Egypte, 22), pl. 3.
- Библия . от 3 октября 2015 на Wayback Machine ; от 3 октября 2015 на Wayback Machine ; от 3 октября 2015 на Wayback Machine ( синодальный перевод ).
- ↑ Перепёлкин Ю. Я. от 25 июля 2017 на Wayback Machine . — «Летний сад» , 2000.
- Michalowski K., Corteggiani J.-P., Grimal N., Roccati A. L’Art de L'Égypte. Citadelles & Mazenod (перевод М. В. Розанова и М. И. Соколовой).
- ↑ Von Beckerath J. Chronologie des pharaonischen Ägypten. — S. 187-192.
- История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет. — С. 66.
- Никифор (Бажанов) . Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия . от 11 октября 2011 на Wayback Machine
- ↑ Ладынин И. А. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Diodorus Siculus . Library of History. (Завоевание Египта государством Ахеменидов ).
- Гладкий В. Д. Суэцкий канал // Древний мир. Энциклопедический словарь. — М. : Отечество, 1997. — Т. 2. — ISBN 5-218-00725-0 .
- [bse.sci-lib.com/article107956.html Суэцкий канал] // БСЭ .
- Православная энциклопедия . Александрийская православная церковь (Александрийский патриархат), от 7 июля 2012 на Wayback Machine
- Сайт «Египтологический изборник», от 27 января 2012 на Wayback Machine
- ↑ Naville E. Bubastis (1887—1889).
- «MDAIK II» (Ежегодник Германского археологического института в Каире № II).
- Российское Библейское Общество. от 11 января 2011 на Wayback Machine
- ↑ Коростовцев М. А. от 20 октября 2011 на Wayback Machine — «Наука» , 1976.
- от 6 декабря 2008 на Wayback Machine Письмо блаженного Иеронима. (22).
- // История Древнего Востока. Тексты и документы / Учеб. пособие под редакцией В. И. Кузищева, перевод И. С. Кацнельсона. — М. , 2008. — Т. 1. — С. 131—141. (в примечаниях к приведённому тексту допущена ошибка — Осоркон IV назван Осорконом III ).
- Библия . Иез. ( синодальный перевод ).
- Страбон . География . от 19 ноября 2010 на Wayback Machine (перевод Г. А. Стратановского под общей редакцией С. Л. Утченко , редактор перевода О. О. Крюгер).
- Pliny the Elder . The Natural History, от 5 ноября 2012 на Wayback Machine
- Selim M.O. Tell Basta: Geschichte einer Grabung.
- Tietze C. Rekonstruktion und Restaurierung in Tell Basta.
- от 24 августа 2014 на Wayback Machine Телль Баста: многообещающее открытие. 31 августа 2003 года, со ссылкой на © «Аль-Ахрам».
- Tietze C. Tell Basta: Archäologie in Ägypten; ein Forschungsüberblick über die Grabung bis 2005.
- от 7 июня 2015 на Wayback Machine Новое открытие в Бубастисе. 22 апреля 2004 года, со ссылкой на © «Немецкая волна».
- от 15 марта 2009 на Wayback Machine Голова Рамсеса в доме Бастет. 25 сентября 2008 года, со ссылкой на © AFP.
- Берлев О. Д. , Ходжаш С. И. Скульптура древнего Египта в собрании Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: Каталог — «Восточная литература» РАН , 2004.
- от 24 августа 2014 на Wayback Machine Телль Баста: судьба древней святыни. 27 апреля 2005 года, со ссылкой на © «Аль-Ахрам».
- от 14 апреля 2011 на Wayback Machine 8 апреля 2011 года. Сергей Бирюков Конфликты на востоке — угроза всей культуре человечества.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine Телль Баста: новый музей. 11 октября 2003 года, со ссылкой на © «Egypt Online».
- The National Geographic Traveler. Египет. — С. 168.
Литература
- Adel M Abd el-Moneim «Burials of Children at Tell Basta», in Journal of Historical and Archaeological Research. The Institute of Ancient Near Eastern Studies of Zagazig University 5 ( 1993 ), 30-77.
-
Arnold
«Bubastis», Lexikon der äg. Baukunst, 44-45.
- Die Tempel Agyptens, 208—209.
- Bakr M.I. «New Excavations of Zagazig University», L'égyptologie en 1979 , I, 153—167.
- Barta W. «Die Sedfest-Darstellung Osorkon Il im Tempel von Bubastis», SAK 6, 1978 , 25-42.
- Bietak M. «Tell el Basta», AfO 22, 1968 — 1969 , 185.
- Bresciani E. «Notizie inedite su Tell Basta (Mss Acerbi, Bibl. comunale di Mantova, XII 26/3)», EVO 5, 1982 , 1-7.
- Calderini , Il, 59-60; Suppl. 1, 83.
-
Farid Sh.
«Preliminary Report on the Excavations of the Antiquities Department at Tell Basta (Season
1961
)», ASAE 58,
1964
, 85-98.
- ETM 132, Oct. 1965 , 21-27 (non consulté).
- Foucart G. «Notes prises dans le Delta», RT 20, 1898 , 162—169.
-
Frosén J.
«L’archivio carbonizzato di Bubastis nel Delta», Atti del XVII congresso Internazionale di papirologia, Naples,
1984
, III, 829—832.
- GDG Il, 5, 75.
- Gauthier H. «Un vice-roi d'éthiopie enseveli à Bubastis», ASAE 28, 1928 , 129—137.
- Gessler-Löhr B. , Die heiligen Seen, 404—408.
- Gomaa F. , Die libyschen Fürstentümer des Deltas vom Tod Osorkons II bis zur Wiedereinigung Ägyptens durch Psametik I. TAVO B/6, Wiesbaden, 1974 , 126—132.
- Greville I., Chester B.A. «A Journey to the Biblical Sites in Lower Egypt», PEFQS, July 1880 , 138.
- Habachi L. , Tell Basta, CASAE 22, 1957 .
- Hagedorn D. «Verkohlte Papyri in der Sammlung des Instituts für Altertumskunde der Universität Köln», Festschrift zum 100-jährigen Bestehen der Papyrussammlung der österreischischen National Bibliothek. Papyrus Erzherzog Rainer (P. Rainer Cent.), Vienna, 1983 , 107—111.
- Helck , Gaue, 195—197.
- Jomard J. , Desc. X, 362—366.
-
Leclant J.
, Or. 32, (
1963
), 84, § 5; Or. 33, (
1964
), 340—341, § 6; Or. 34; (
1965
), 180—181, § 8; Or. 35, (
1966
), 133, § 9; Or. 38, (
1969
), 248, § 9; Or. 39, (
1970
), 325, § 12; Or. 41, (
1972
), 252, § 8; Or.42, (
1973
), 395, § 9; Or. 46, (
1977
), 237, § 11; Or. 48, (
1979
), 346, § 12; Or. 49, (
1980
), 350—351, § 10; Or. 51, (
1982
), 56, § 16, 418—419, § 15.
- and Clerc , Or. 54, ( 1985 ), 344, § 18; Or. 55, ( 1986 ), 243—244, § 16; Or. 56, ( 1987 ), 302, § 16; Or. 57, ( 1988 ), 316—317, § 12; Or. 58, ( 1989 ), 347, § 15; Or. 59, ( 1990 ), 345, § 17; Or. 63, ( 1994 ), 358, § 15; Or. 65 ( 1996 ), 249; Or. 66 ( 1997 ), 236; Or. 67 ( 1998 ), 329; Or. 68 ( 1999 ), 329.
- Malus , Desc. XVIII, 21-23.
- Montet , «Géographie», I, 173—180.
- Naville E. «Les fouilles du Delta pendant l’hiver 1887 », RT 10, 1888 , 50-60.
- O’Rourke P.P. «A Late Period Naophoros from Bubastis», BES 10, 1989 — 1990 , 109—128.
-
Pierrat G.
, in Tanis, L’or des pharaons, 168—171, no. 44, 45.
- PM IV, 27-35.
- Rifaud J.J. , Tableau de l’Egypte de la Nubie et des lieux circonvoisins ou Itinéraire à l’usage des voyageurs qui visitent ces contrées, Paris, 1830 , 164—166.
- Rondot V. «Une monographie bubastite», BIFAO 89, 1989 , 249—270.
- Sauneron S. «Villes et légendes d'égypte. VI. — À propos du „toponyme“ Achérou ('Isrw»), BIFAO 62, 1964 , 50-57.
- el-Sawi A. «Some Objects Found at Tell Basta (Season 1966 - 67 )», ASAE 63, 1979 , 155—159.
- Sethe K. «Bubastis», RE V, col. 930—932.
- Tietze C. and Omar M. «Funf Jahre archaologische Arbeit in der Tempel-anlage von Tell Basta» in Kemet 5 ( 1996 ), 59-64.
- Timm «Basta», TAVO B.41/1, 362—365
- Uphill E. « The Egyptian Sed-Festival Rites», JNES 24, 1965 , 365—383.
- Vandier d’Abbadie J. , Nestor L 'Hôte ( 1804 — 42 ), Leiden, 1963 , 19-20.
-
Van Siclen III C.C.
«The City of Basta. An Interim Report», NARCE 128, winter
1984
, 28-39.
- «The Mayors of Basta in the Middle Kingdom», Akten des 4ten intemationalen Agyptologen Kongresses, München 1985 , BSAK 4, 1991 , 187—194.
- «Rifaud, Tell Basta and a Stela of Ramesses-set-hir-wenemef», GM 95, 1987 , 73- 78.
- «The Shadow of the Door and the Jubilee Reliefs of Osorkon Il from Tell Basta», VA 7, 1991 , 81-87.
- «Nectanebo Il’s Great Naos for Bastet», in Bryan B.M., Lorton D., (ed.), Essays in Egyptology in Honor of H. Goedicke, San Antonio, 1994 , 321—332.
- «Remarks on the Middle Kingdom Palace at Tell Basta», in Bietak (ed.), Haus und Palast in alten Agypten ( 1996 ), 239-46.
-
Wilkinson J.G.
«A Tour to Bubastis, Sebennytus and Menzaleh», Miscellanea Aegyptiaca, Alexandrie,
1842
, 2-4.
- Modern Egypt and Thebes, I, London, 1843 , 427—430.
-
Winter E.
«Tell Basta», AfO 20,
1963
, 283.
- «Tell Basta», AfO 21, 1966 , 220—222.
-
Yoyotte J.
«Études géographiques Il. Les localités méridionales de la région memphite et le „pehou“ d’Hérakléopolis. § 7. L’Isherou de Bouto et le problème des Isherou», RdE 14,
1962
, 101—110.
- and Rougemont J. «Un voyage dans le Delta», BSFFT 4, 1990 , 102—105.
- Yoyotte J. Bakr M.I. «Tell Basta / Boubastis», Dossiers D’Archéologie, 213, may 1996 , 44-49.
Ссылки
- . «Египтологический изборник» . Дата обращения: 26 июня 2011.
- . Ассоциация по изучению Древнего Египта «Маат» . Дата обращения: 26 июня 2011. Архивировано из 24 августа 2014 года.
- (англ.) . «Perseus Digital Library» . Дата обращения: 26 июня 2011. Архивировано из 19 августа 2011 года.
- (англ.) . «Encyclopædia Britannica» . Дата обращения: 26 июня 2011. 19 августа 2011 года.
![]() |
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/b0f3aced57398b79db9da54bd08aa5dc.gif)
- 2020-07-04
- 1