Interested Article - Переводческое движение
- 2020-08-09
- 2
Переводческое движение ( араб. حركة الترجمة ) — обобщённое название деятельности переводчиков античных (преимущественно древнегреческих ) сочинений на арабский язык , которая развернулась в багдадском « доме мудрости » в 820-е годы. Посредством переводов происходила рецепция античного знания в исламском мире .
Абу Дауд приводит предание о сне, привидевшемся однажды халифу аль-Мамуну : ему явился сам Аристотель и раскрыл глаза правителя на то, что его труды ничем не противоречат исламу . Якобы после этого сновидения аль-Мамун и велел перевести на арабский все труды древнего мыслителя .
В качестве переводчиков выступали в основном христиане различных течений, хорошо владевшие сирийским языком (как, например, Хунайн ибн Исхак ). Деятельность переводчиков щедро оплачивалась Аббасидами . Поскольку многое из древнегреческой классики к тому времени уже было переведено на сирийский язык, на арабский тексты зачастую переводили с сирийского.
Среди багдадских аристотельянцев были не только мусульмане, но также христиане, зороастрийцы и иудеи. Переводческое движение вызывало раздражение исламских ортодоксов, однако ему покровительствовали высокопоставленные арабизированные персы. Они считали Персию очагом всех знаний, которые были «украдены» у магов греками, когда Персию покорил Искандер . Труды переводчиков они трактовали как возвращение того, что было утрачено их предками .
Из всего наследия классической античности арабов более всего интересовали математика и медицина , астрология и астрономия , Евклид и Птолемей , то есть прикладные знания. Литературные произведения, включая « Илиаду » и « Одиссею », практически не переводились. Диалоги Платона были известны только по сжатым пересказам.
Переводческое движение стало залогом всего дальнейшего интеллектуального развития Арабского халифата . Для хранения переводных трудов стали создаваться первые в исламском мире библиотеки . Благодаря деятельности переводчиков была сформирована арабская научная терминология. Приобретённые знания (в первую очередь медицинские) развивали и обогащали учёные, проживавшие в различных уголках арабского мира.
После падения Толедо в 1085 году в Кастилии зародилось второе переводческое движение : труды античных авторов стали интенсивно переводить с арабского на латынь , зачастую через еврейское посредство. Эти переводы послужили интеллектуальным топливом для эпохи Возрождения в Европе. Оригиналы некоторых античных произведений до сих пор известны только в переводах с арабского.
Отдельные медиевисты ставят под сомнение фундаментальное значение арабского посредства для рецепции античного наследия в Европе XV-XVI веков. Например, Вальтер Бершин (директор института латинской филологии при Гейдельбергском университете) указывает, что «почти весь труд Аристотеля перешёл в школы латинского языка непосредственно с греческого, а не с арабского» .
См. также
- Латинские переводы XII века
- Наука в средневековом исламском мире
- для армянского переводческого движения см. Древнеармянская переводная литература
Примечания
- Randall R. Cloud. Aristotle's Journey to Europe . ISBN 9780549292265 . Page 252.
- ↑ . Дата обращения: 28 февраля 2015. 15 марта 2015 года.
- Dimitri Gutas. Greek Thought, Arabic Culture: The Graeco-Arabic Translation Movement in Baghdad and Early 'Abbasaid Society . Routledge, 2012. Page 3.
- . Дата обращения: 28 февраля 2015. 1 июня 2016 года.
- Walter Berschin, Griechisch-Lateinisches Mittelalter, Von Hieronymus zu Nikolaus von Kues, Francke Verlag Bern und Munchen, ISBN 3-7720-1459-3 , ISBN 960-12-0695-5 , стр. 27
- 2020-08-09
- 2