Interested Article - Мировая скорбь

Мирова́я скорбь ( нем. Weltschmerz МФА : (инф.) ) — пессимистическое умонастроение части романтиков начала XIX века : разочарование в мире и его ценностях, ведущее к меланхолии , резиньяции или отчаянию . В том же смысле употреблялось французское выражение ( фр. mal du siècle ; буквально — «болезнь века»). Гипертрофированный пессимизм романтиков проистекал из осознания недостижимости на земле идеала, которое обозначается немецким же термином Sehnsucht («томление духа»).

История «мировой скорби» восходит к античности , знавшей сходные психические состояния , однако отводившей им незначительную роль во внутренней жизни человека. В предромантической Европе мода на пессимизм началась осенью 1774 года с публикации Гёте романа « Страдания молодого Вертера »: молодёжь упивалась собственной меланхолией , в подражание литературному герою многие сводили счёты с жизнью .

За Вертером последовали и другие разочарованные в жизни альтер эго Шатобриана , а за ними — длинная вереница байронических героев ( Чайльд Гарольд ) и лишних людей ( Евгений Онегин ). Собственно термин «мировая скорбь» был введён немецким писателем Жаном Полем в романе «Селина, или Бессмертие души» (1810, опубл. 1827) для описания пессимизма лорда Байрона . Своё философское обоснование пессимизм нашёл примерно в то же время в трудах немецкого мыслителя Шопенгауэра (1788-1860) .

Из более позднего поколения романтиков дань модному пессимизму (в частности, байронизму ) отдали такие крупные поэты, как Генрих Гейне , Михаил Лермонтов , Евгений Баратынский и Альфред де Мюссе . Если лирический герой указанных авторов то и дело сетует на скуку, меланхолию, хандру, то в лирике Николауса Ленау и особенно Джакомо Леопарди пессимизм становится всеобъемлющим и доведён до предела «совершенного и нескончаемого отчаяния» .

В прозе романтиков пессимистические настроения выражались в повышенном интересе к злому, сатанинскому началу в природе человека (т. н. демонизм ). Соответственно, вопреки традиции в качестве главных героев зачастую выводились персонажи с неисправимыми изъянами, пороками, а иногда и прямо отрицательные. Свойственный романтикам интерес к тёмной стороне человеческой природы иногда обозначается термином « тёмный романтизм ».

В условиях подавления революционных движений и консервативной реакции, воцарившейся в Европе после Венского конгресса (1815), «мировая скорбь» нередко обретала политическую окраску и выражалась в сетованиях на то, что миру суждено вечное рабство : « » ( Пушкин ).

Примечания

  1. «Мировая скорбь» // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 550—552. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  2. Сенека говорит об «оцепенении души, парализованной среди руин собственных желаний» («О спокойствии души», II, 8).
  3. Jürgen Bona Meyer . Weltelend und Weltschmerz . Bonn, 1872.
  4. : [ 8 января 2021 ] / А. М. // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 435. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5 .

Литература

  • Н. А. Котляревский . : её основные этические и социальные мотивы и их отражение в художественном творчестве (магистерская диссертация). СПб, 1898.
Источник —

Same as Мировая скорбь