Interested Article - Сборник рассказов

« Ночные рассказы » Э. Т. А. Гофмана (1817)

Сборник рассказов — отдельное издание группы рассказов (новелл), как правило, принадлежащих перу одного и того же автора. Сборник может быть составлен из произведений, публикуемых впервые, либо из рассказов, ранее уже появлявшихся в периодической печати.

В случае, если в книге собраны рассказы разных авторов, то принято говорить об альманахе (« », 1880) либо об антологии ранее опубликованных рассказов ( , издаётся ежегодно с 1915 года).

Эволюция формы

Со времени « Декамерона » Бокаччо новеллы в европейской традиции, как правило, публиковались одной книгой с рамочным повествованием , связывавшим их воедино. Эту старинную традицию в Новое время продолжали « » Гёте (1795), где отдельные рассказы ещё не выделены названиями, и сборник путевых очерков В. Ирвинга « Альгамбра » (1832). Однако в целом на протяжении первой половины XIX века наблюдалась тенденция к отказу от связующего новеллы рассказа:

К середине XIX века окончательно утверждается хронологический принцип подбора рассказов в сборнике. Как правило, автор включает в сборник всё, что было им опубликовано с момента выхода предыдущего сборника. В название выносится заглавие одного из рассказов, причём в англоязычной традиции к нему прибавляется уточнение: «…и другие рассказы» или «…и другие истории».

Обложка сборника рассказов « Книга джунглей » (1894)

В XIX веке известны случаи, когда новеллист в течение всей жизни пересматривает одну, в сущности, книгу избранных рассказов, периодически пополняя её (« Записки охотника » И. С. Тургенева , «Мозаика» П. Мериме , «В гуще жизни» А. Бирса ). Не исключались и отступления от правила. Например, весьма своеобразное содержание и форма рассказов Киплинга о животных, а также их обращённость к детской аудитории, побудили его объединить их под одной обложкой в « Книге джунглей » и в сборнике « ».

Пример сложной организации сборника рассказов викторианской эпохи — « » Р. Л. Стивенсона (1882). Он состоит из двух томов, в первый из которых вошли два цикла из нескольких хронологически продолжающих друг друга рассказов со сквозной интригой — « » и «Алмаз раджи». Через три года появился сборник «И ещё современные тысяча и одна ночь», в который вошли новые рассказы, написанные Стивенсоном вместе с женой и пасынком.

Цикл рассказов

Сборник рассказов не тождествен циклу рассказов. Например, « Севастопольские рассказы » Л. Толстого или « маленькая трилогия » Чехова написаны согласно заранее составленному плану. Отдельные рассказы из цикла внутренне перекликаются, а иногда и спорят друг с другом. Убрать один рассказ цикла нельзя без ущерба для общей содержательной целостности. Между рассказами цикла присутствует взаимозависимость, обогащающая смыслы, даже если новеллы цикла никогда не издавались отдельной книгой.

Объединяющим фактором может служить место действия (« »), общий рассказчик либо главный герой (« Записки юного врача »), одни и те же действующие лица (« Одесские рассказы »), единство настроения и сходный структурный узор (« », « Тёмные аллеи »), своеобразная сказовая интонация (« »), жанровая специфика ( -притчи Толстого).

Сборники рассказов, сгруппированных по принципу внутреннего родства, получили большое распространение в первой трети XX века, когда фигура всеведающего автора стала терять актуальность и в моду вошло повествовательное многоголосье . В первое десятилетие после Октябрьской революции в России публикуется множество таких циклов, как то: петроградские рассказы Е. Замятина , «Фронт» Л. Рейснер , « Конармия » И. Бабеля , « Донские рассказы » М. Шолохова .

Аналогичное тяготение к циклизации наблюдалось и в зарубежной литературе Уайнсбург, Огайо » Ш. Андерсона , « » Э. Хемингуэя , рассказы Дж. Сэлинджера о семье Гласс ). Например, новеллы сборника « Дублинцы » (1905) объединяет не только одно место действия и пересекающиеся второстепенные персонажи, но и скрытые художественные параллели — евангельская символика, спрессованные лейтмотивы, выстроенная система повторов и соответствий .

Роман в новеллах

Первое издание романа « Герой нашего времени » (1840)

Единство новеллистического цикла может достигать такой степени, что он начинает восприниматься как роман . К примеру, рассказы В. Набокова о профессоре Тимофее Пнине с успехом публиковались в журналах как самостоятельные произведения, а потом были переизданы одной книгой в качестве романа. « Герой нашего времени » формально представляет собой ворох разрозненных бумаг, однако их содержание и расположение строго подчинены внутренней задаче постепенного раскрытия личности главного героя. У. Фолкнер называл романом свой сборник из семи рассказов « Сойди, Моисей » (1942). Форма «романа в рассказах» получила большую популярность в последние десятилетия XX века: в различных странах регулярно публикуются произведения с таким подзаголовком .

Не менее распространена и обратная ситуация: роман настолько рыхлый, что он воспринимается как вязь более или менее самостоятельных эпизодов. Некоторые литературоведы отмечают новеллистическую природу книг « Записки Пиквикского клуба », « », « Лето Господне », которые были опубликованы как романы . В эпоху романтизма был популярен жанр шкатулочного романа Рукопись, найденная в Сарагосе », « Мельмот Скиталец »): основное повествование содержит множество рассказов, в которые вплетаются все новые и новые рассказы, иногда содержащие отсылки к первому уровню повествования.

Примечания

  1. О. Г. Егорова. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века. Изд-во Астраханского ун-та, 2004.
  2. Forrest L. Ingram. Representative Short Story Cycles of the Twentieth Century: Studies in a Literary Genre . Walter de Gruyter , 1971. ISBN 9789027918482 .
  3. Susan Garland Mann. The Short Story Cycle: a genre companion and reference guide . Greenwood Press , 1989.
  4. Rolf Lunden. The United Stories of America: Studies in the Short Story Composite . Rodopi, 1999. ISBN 9789042006928 . Page 36.
  5. Maggie Dunn, Ann R. Morris. The Composite Novel: the short story cycle in transition . Twayne Publishers, 1995.
Источник —

Same as Сборник рассказов