Венера Леспюгская
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вене́ра И́лльская» ( La Vénus d’Ille ) — новелла Проспера Мериме , написанная в 1835 году и опубликованная двумя годами позже в « Ревю де Дё Монд ». В ней отразились впечатления автора от странствий по французским провинциям в качестве инспектора исторических памятников.
В прото- детективном рассказе обыгрывается романтический топос оживающего произведения искусства, будь то статуя (« », « Коппелия », « Каменный гость », « Градива ») или портрет (« » Готье , « Портрет » Гоголя , « Штосс » Лермонтова , « Метценгерштейн » Эдгара По , « Упырь » А. К. Толстого и т. д.)
Рассказ ведёт парижский учёный, осматривающий памятники старины в каталонской части Франции . Узнав о том, что в посёлке из земли извлечена «огромная чёрная женщина, почти совсем голая», он приезжает в Илль, где останавливается в доме эксцентричного краеведа Пейрорада. «Идол», про которого в округе идёт недобрая слава, оказывается редкостной бронзовой статуей Венеры античной работы. В выражении её лица рассказчику мерещится что-то беспощадное — «коварство, переходящее в злобу».
В доме Пейрорада идёт подготовка к свадьбе его 26-летнего сына Альфонса с девушкой из соседнего селения. Перед свадебной церемонией, назначенной вопреки суевериям на пятницу , Альфонс помогает команде земляков одержать победу в мяч над заезжими арагонцами . На время игры массивное кольцо с бриллиантами, которое Пейрорады из поколения в поколение подносили своим супругам, он надевает на палец статуи и в суматохе так забывает о нём. После возвращения новобрачных из церкви Альфонс пытается снять перстень, но безуспешно: ему кажется, что статуя согнула палец. «Выходит, что она моя жена, раз я надел ей кольцо…», — смущённо бормочет он себе под нос.
Ночью рассказчик слышит тяжёлые шаги по лестнице по направлению к спальне новобрачных, а рано утром кто-то выходит из дома той же тяжёлой поступью. Жениха находят в спальне мёртвым — на сломанной кровати, раздавленным, как если бы его сдавили железным обручем. На полу валяется перстень. Бессвязные речи невесты свидетельствуют, по мнению окружающих, о том, что она повредилась рассудком. Девушка рассказывает, что перед тем, как впасть в забытье, видела мужа «в объятьях зелёного гиганта», напомнившего ей бронзовый идол Венеры.
Хотя напрашивается сверхъестественное объяснение произошедшего , столичный учёный предпочитает оставаться на твёрдой почве рационального мышления. Согласно его предположению, убийство совершил один из побеждённых накануне арагонцев, который при свидетелях угрожал Альфонсу. У арагонца, впрочем, обнаруживается алиби .
Местным же жителям гипотеза о том, что Альфонс погиб от руки влюблённой статуи, не представляется чем-то невозможным. В эпилоге сообщается, что старая госпожа Пейрорад, вслед за сыном лишившись также и мужа, распорядилась переплавить античный шедевр на колокол для местной церкви. «С тех пор, как в Илле звонит этот колокол, виноградники уже два раза пострадали от мороза», — заключает свой рассказ автор.