Interested Article - Фальшивомонетчики (роман)
- 2021-12-16
- 1
«Фальшивомонетчики» ( фр. Les Faux-monnayeurs ) — модернистский роман Андре Жида , опубликованный в 1925 году в журнале La Nouvelle Revue Française . Уже в следующем году вышел русский перевод А. А. Франковского . В книге использован ряд новаторских литературных приёмов , включая повествовательное многоголосье и технику «роман в романе», для обозначения которой Жид ввёл позаимствованный из словаря геральдики термин mise en abyme .
Жид считал «Фальшивомонетчиков» своим главным произведением и единственным «настоящим» романом . На призыв автора к радикальному реформированию традиционной структуры романа четверть века спустя откликнулись теоретики т. н. нового романа . В 2010 г. книга была впервые экранизирована .
Сюжет
Бернар Профитандьё в 17 лет уходит из дома человека, которого всегда считал (ошибочно) своим отцом. Ночь он проводит у своего одноклассника Оливье. Вскоре товарищи знакомятся с именитыми литераторами: Бернар — с благородным и талантливым Эдуаром (дядей Оливье), а Оливье — с циничным и безнравственным графом де Пассаваном, который увозит его в путешествие по Средиземноморью.
Благодаря общению с Эдуаром юный Бернар взрослеет интеллектуально и нравственно. Эдуар устраивает его воспитателем в пансион Азаиса, а потом он возвращается в дом мнимого отца. Однокашника сменяет в качестве секретаря Эдуара его племянник Оливье, и это общение столь же благотворно действует на обоих.
Сюжет романа — крайне усложнённый и запутанный. Развращающее влияние на учеников оказывает бойкий Гери — племянник проходимца и фальшивомонетчика Струвилу, который связан с графом де Пассаваном. Подпав под губительное воздействие Гери, прямо на уроке стреляется Борис, внебрачный сын русской музыкантши. После этого пансион расформировывают.
Темы
«Фальшивомонетчики» — книга полифоническая, калейдоскопическая, геометрическая, многогранная (вычеркнуть любую метафору на выбор). В ней 35 героев — учеников коллежей, студентов, писателей, девиц, мальчиков (особенно мальчиков!), которые сталкиваются друг с другом на улицах Парижа и все ищут одно и то же: средство ускользнуть от своей предначертанной судьбы, похожей на фальшивую монету.
Роман изобилует примерами того, как разлаживаются отношения детей с родителями. В социальном плане основной темой романа является глубокий кризис и даже распад основной ячейки патриархального общества — семьи . Все гетеросексуальные связи в романе не приносят удовлетворения и делают их участников глубоко несчастными . Гомосексуальные связи, по мысли автора, тоже не гарантируют благополучия — приведены как позитивные (Эдуар), так и негативные (граф де Пассаван) примеры их воздействия на подрастающее поколение .
В эстетическом плане основная тема романа — кризис жанра романа и реалистической литературы в целом в условиях, когда трансцендентного абсолюта больше не существует и объективная реальность потеряла былую стабильность . По сюжету Эдуар пишет собственный роман с названием «Фальшивомонетчики». Приведённые в тексте выдержки из сочинения Эдуара представляют собой критику романа Жида . Действующие лица романа предаются обсуждению его структуры. Например, следующие слова Эдуара могли бы быть произнесены и самим Жидом:
Я создаю персонаж романиста, которого делаю центральной фигурой романа; и сюжетом книги, если угодно, как раз и является борьба между тем, что преподносит ему действительность, и тем, что он мечтает из этой действительности сделать.
Сквозная метафора романа — фальшивомонетничество , подделка реального — также выносится на обсуждение персонажей. На одном смысловом уровне фальшивомонетничество — это традиционный для литературы мимесис , который в современных условиях воспринимается скорее как пустая условность, нежели нечто глубоко осмысленное . На другом уровне фальшивомонетничество — это традиционная структура общества, основанная на утратившем былую функциональность институте семьи.
Форма
Поскольку в романе нет главного героя и события показаны с разных ракурсов, некоторые критики восприняли плюралистический роман со множеством центров как попытку создания литературного эквивалента кубизма в живописи. Признавая, что современным миром правит закон относительности, Жид стремится освободить литературу от тирании традиции, в том числе и от диктата фигуры автора. Ему чужда идея авторского всеведения, идущая от Бальзака .
В то же время Жид избегает радикальных экспериментов и в целом почти не отходит от реалистической эстетики. Введение же в ткань романа отдельных элементов фантастической аллегории (фигура ангела ) расценивается литературоведами как ход неудачный .
На следующий год после публикации романа Жид напечатал «Дневник „Фальшивомонетчиков“», который проливает дополнительный свет на эволюцию авторского замысла. В этом сочинении Жид рассуждает о необходимости свести роль автора в романе к минимуму, предоставив максимум творческой свободы читателю. Он также уподобляет свой роман трёхчастной фуге : сначала вступает один мотив (Бернар), потом к нему присоединяется другой (Оливье) и т.д.
В тексте самого романа Эдуар заявляет, что хотел бы сочинить нечто похожее на трактат И. С. Баха « Искусство фуги ». На это ему возражают, что Бах «добился создания абстрактного шедевра скуки, некоего астрономического храма, куда могут проникнуть лишь немногие посвящённые». Подобные рассуждения позволяют отнести «Фальшивомонетчиков» к ранним образцам метапрозы .
Использование сюжета
Один фрагмент из романа был принят за основу совместного либретто композитора и хореографа балета Л. Ф. Мясина на музыку В. А. Дукельского «Публичный сад», известный также под названием «Общественный сад», или «Общественные сады» .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 1 декабря 2012. 13 октября 2020 года.
- (англ.) . Encyclopædia Britannica .
- Михайлов А. Д. Жид // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 935—936.
- . Дата обращения: 1 декабря 2012. 17 декабря 2021 года.
- Бегбедер Ф. Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей Топ лучших книг человечества
- Christopher D. Bettinson. Gide: A Study . Heinemann, 1977. ISBN 9780874719369 . Page 70.
- Joseph Gerard Brennan. Three Philosophical Novelists . Macmillan, 1964. Page 100.
- ↑ A New History of French Literature (ed. D. Hollier). 2nd ed. Harvard University Press, 1994. ISBN 9780674615663 . Pages 873-876.
- Кулаков Г. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
Ссылки
- 2021-12-16
- 1