«Фантазии в манере
Калло́
»
— первая опубликованная книга
Э. Т. А. Гофмана
. Вышла в четырёх томах в 1814—1815 годах. Переработанное издание в двух томах последовало в 1819 году. Это единственная книга Гофмана, переизданная ещё при его жизни.
Содержание
История создания и публикации
Большинство текстов, составивших «Фантазии», было написано Гофманом во время проживания в
Бамберге
. Издателем выступил местный виноторговец
, с которым Гофман часто предавался обильным возлияниям
. Издательский договор был заключен 18 марта 1813 года.
Многие тексты, ранее опубликованные во «
Всеобщей музыкальной газете
», несут на себе отпечаток музыкальных интересов Гофмана, работавшего в те годы
капельмейстером
и писавшего оперу. Чтобы придать единство столь разнородным текстам, Гофман приписал их перу некоего Странствующего Энтузиаста (автобиографическая фигура) и предпослал сборнику подзаголовок: «Листки из дневника Странствующего Энтузиаста».
Первоначально Гофман хотел озаглавить сборник «Картинки по
Хогарту
», однако переменил своё намерение, когда ознакомился в доме председателя окружного суда барона фон Штангеля с собранием гравюр
Жака Калло
. В этом французском художнике его привлекло «искусство придания повседневности оттенка необычности»
.
Книга принесла Гофману первую литературную известность. На какое-то время он стал желанным гостем в литературных салонах. Чтобы привлечь внимание читаталей, Кунц заказал предисловие у одного из популярнейших немецких писателей того времени,
Жан-Поля
, чем Гофман остался не совсем доволен
.
Состав первого издания
«Жак Калло» (весна 1813 г.): эстетическая программа в виде обращения к старинному гравёру
Калло
(вместо традиционного обращения поэта к музе).
«
Кавалер Глюк
» (июль-август 1808 г.): рассказ берлинского жителя о знакомстве с гениальным музыкантом, который выдаёт себя за покойного композитора
Глюка
.
«
Крейслериана
» (
, 1810): цикл очерков о музыке, где автор скрывается за маской эксцентричного капельмейстера Иоганнеса Крейслера (заметно расширен во 2-м издании сборника).
«
Дон Жуан
» (сентябрь 1812): сновидческая история случайного знакомства и
телепатической
связи композитора с исполнительницей партии донны Анны в моцартовском «
Дон Жуане
».
«
» (
, февраль-март 1813): продолжение назидательной «
Новеллы о беседе собак
»
Сервантеса
в виде диалога с псом Берганца, который рисует в сатирических красках бамбергское общество, в особенности семейство несостоявшейся жены Гофмана — Юлии.
«
Магнетизёр
» (апрель-август 1813): предостережение о разрушительном потенциале
месмеризма
, позволяющем (по представлениям того времени) обрести власть над душой другого человека и манупулировать ею в неблаговидных целях.
«
Золотой горшок
» (лето 1813 — зима 1814): искрящаяся добродушным юмором «сказка новых времён» о фантастическом мире творческих духов, сосуществующем с реалиями современного
Дрездена
.
Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.1. М.: Худож.лит., 1991.
Литература
Шевченко Г.
Комментарии. Фантазии в манере Калло
// Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений. В 6 т. / Пер. с нем. / Сост. А. Бортниковой и
А. Карельского
. —
М.
:
Художественная литература
. — Т. 1. — С. 468—486. — 494 с. —
300 000 экз.
—
ISBN 5-280-01693-4
.
.
Fantasiestücke in Callots Manier
// Metzler Chronik Literatur. Werke deutschsprachiger Autoren. — 3., erweiterte Auflage. — Stuttgart / Weimar: Verlag J. B. Metzler, 2006. — S. 348—349. — 792 S. —
ISBN 3-476-02132-7
.