Гермес, завязывающий сандалию
- 1 year ago
- 0
- 0
«Гермес с младенцем Дионисом» или «Гермес Олимпийский» — классическая статуя из паросского мрамора , обнаруженная Эрнстом Курциусом в 1877 году при раскопках в Олимпии .
Высота фигуры Гермеса — 212 см, с пьедесталом — 370 см.
Статуя находится в собрании Археологического музея Олимпии . Конечности фигур Гермеса и Диониса частично утрачены; на волосах Гермеса сохранились следы киноварного покрытия.
На основании известия Павсания (V, 17, 3) о том, что в храме Геры стояла фигура Гермеса с младенцем работы Праксителя , её зачастую приписывают этому великому скульптору. Она была найдена именно в месте, указанном Павсанием - во второй нише северной части целлы храма .
Если допустить авторство Праксителя, статуя в древности не относилась к числу знаменитых, ибо копии её неизвестны (хотя дальнейшую эволюцию того же типа, возможно, представляет « Гермес Бельведерский »).
Вначале ее признали оригиналом резца Праксителя, и поэтому отнесли ко времени ок. 340 г. до н.э. Впоследствии, когда знания исследователей о греческой скульптуре возросли, чрезмерная («мыльная») полировка стала вызывать сомнения в принадлежности статуи Праксителю .
В 1927 году при исследовании техники заметил, что у статуи — неотделанная тыльная часть. А это редкое, а для классического времени — совершенно единичное явление. Кроме того, он показал, что в ней был применен трехконечный резец, который до времени позднего эллинизма и римского времени не применялся. Кроме того, полировка и подпорка в виде ствола плохо соответствуют IV в. до н.э., но обычны для поздних эллинистических произведений. База статуи относится к римскому времени и имеет украшения эллинистического времени .
После этого статую стали считать копией, которой заменили увезенный римлянами оригинал. Затем в 1948 году Блюмель предложил новое решение: он предложил приписать ее Праксителю конца II в. до н.э., известному по сигнатурам из Пергама. С этой версией согласились многие исследователи .
В итоге некоторые датируют эту статую эпохой ок. 100 г. до н.э., другие же считают ее оригиналом IV века до н.э. с дополнениями, сделанными в II веке до н.э.
Версия, что это оригинал великого Праксителя периодически всплывает. Например, Бьянки Бандинелли отмечает, что современные знания о скульптуре IV в. до н.э., еще не так глубоки, чтобы считать замеченные анахронизмы в технике значимыми, и вопрос об авторстве следует пока оставить открытым.