Градива (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Градива» ( Gradiva ) — неоаттический мраморный барельеф из собрания ватиканского музея Кьярамонти , повторяющий неизвестный древнегреческий оригинал периода раннего эллинизма . Изображает молодую женщину, которая шагает, слегка приподняв подол. Название переводится с латыни как «шагающая» (жен. форма от Gradivus , один из эпитетов бога Марса ).
В 1902 г. в одном из венских периодических изданий появилась повесть В. Йенсена « ». Сюжет прост: главный герой, Норберт Ганольд, влюбился в увиденный в музее античный барельеф, заказал себе копию и повесил на стене своей комнаты . Ночью ему приснилась женщина, шагающая на фоне горящего Везувия . Ганольд приехал в Помпеи (древний город, разрушенный извержением этого вулкана), где встретил девушку из своего сна. Последующая часть книги описывает попытки Ганольда разыскать девушку и подтвердить её действительное существование .
Повесть Йенсена — первый пример т. н. литературы снов, которая получила распространение в Австрии начала XX века (« Голем » Мейринка , « Повесть-сновидение » А. Шницлера ). В одной из своих первых работ по эстетике Зигмунд Фрейд истолковал одержимость героя Йенсена шагающей женщиной его вытесненным фетишизмом , который, в свою очередь, восходит к «детским эротическим впечатлениям» автора книги . Фрейд был настолько заинтригован повестью, что повесил копию барельефа в своём кабинете (ныне лондонский музей Фрейда ).
Поскольку литература снов предвещала французский сюрреализм , Андре Бретон и другие деятели этого направления подняли на щит повесть Йенсена и объявили «женщину-сновидение, шагающую сквозь стены» музой сюрреализма. В 1937 г. Бретон и Дюшан открыли художественную галерею «Градива» на левом берегу Сены. Сальвадор Дали использовал это имя применительно к циклу полотен, изображающих его жену и музу Галу . У Андре Массона есть полотно «Метаморфоза Градивы» (1939).
Ален Роб-Грийе обращался к мотивам «Градивы» Йенсена во многих произведениях с налётом сюрреализма, включая сценарий « Прошлым летом в Мариенбаде » (1961, в манере венской литературы сновидений), фильмы « Прекрасная пленница » (1983, вдохновлён полотнами сюрреалиста Магритта ) и « » (2006, последняя работа Роб-Грийе в кино). Джорджо Альбертацци , сыгравший одну из главных ролей в «Мариенбаде», в 1970 г. снял по повести Йенсена одноимённый фильм с Лаурой Антонелли в главной роли.