Гермес, завязывающий сандалию
- 1 year ago
- 0
- 0
Отдыхающий Гермес ( итал. L'Hermes in riposo ) — одна из первых античных бронзовых скульптур, ставших достоянием просвещённых любителей искусства в Новое время . Скульптура была обнаружена в 1758 году при раскопках Геркуланума на Вилле Папирусов . Представляет собой римскую копию, сделанную до 79 г. н. э. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя . Несохранившийся оригинал приписывается выдающемуся скульптору поздней классики Лисиппу и датируется IV веком до н. э. Другая копия находится на Вилле Гетти в Малибу (Калифорния), построенной по образцу Виллы Папирусов в Геркулануме. Ещё одна бронзовая копия имеется в собрании Музея истории искусств в Вене , и много других в разных городах мира. Тонированный гипсовый слепок скульптуры из « цветаевской коллекции слепков » экспонируется в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Античная статуя отдыхающего Гермеса упоминается вместе с другими, изображающими бегунов Панэллинских игр (также в собрании Неаполитанского музея), находившихся в садах виллы Тита Аттика, упоминается в переписке Цицерона и Тита Помпония Аттика . «Эта статуя была, вероятно, самым известным произведением искусства, обнаруженным в Геркулануме и Помпеях в восемнадцатом веке» . Воспроизведение скульптуры впервые появилось в знаменитом восьми-томном издании гравюр «Древности Геркуланума» (Le Antichità di Ercolano, 1757—1792).
В период наполеоновских войн и оккупации Италии французскими войсками в 1799 году генерал Жан Этьен Шаньонне намеревался отправить Гермеса вместе с другими античными произведениями во Францию, в Музей Наполеона в Лувре, о чём свидетельствует письмо в Директорию от 25 февраля 1799 года (7 ventoso anno VII) . Однако скульптуру спрятали, упаковав в один из пятидесяти двух ящиков с древностями и произведениями искусства, сопровождавших бегство неаполитанских Бурбонов на Сицилию. Сначала Гермес хранился во дворце Портичи в окрестностях Неаполя, откуда при известии о наступлении Наполеона (1798) совершил путешествие в Палермо . С 1816 года скульптура снова находилась на королевской вилле в Портичи.
Позднее, в конце 1930-х годов Герман Геринг увёз скульптуру в Германию, но с помощью итальянского секретного агента, произведение вернулось в Неаполь. В течение XX века морскими археологами были обнаружены типологически схожие с «Гермесом» статуи « Марафонский юноша » и « Атлет из Фано ».
Скульптура «Гермеса, сидящего на скале» считается римской копией греческого оригинала IV века до н. э., приписывается Лисиппу , но это не подтверждается древними литературными источниками" . Тем не менее, Б. Р. Виппер рассматривал особенности этой скульптуры в общем контексте анализа творческого метода и индивидуального стиля творчества Лисиппа: «Юный вестник богов устал — об этом свидетельствует его согнутая спина — и присел отдохнуть на выступе скалы. Но этот отдых мимолётен; и в покое Гермес полон энергии и стремительности: он сидит только краешком тела, едва касаясь земли ногами и опираясь ладонью о скалу — достаточно маленького нажима руки, и лёгкий, как птица, бог вновь помчится по воздуху. В Гермесе показана и его стремительность, и ловкость, в повороте головы и выражении лица есть даже оттенок хитрости — недаром Гермес считался покровителем воров. Обращает внимание маленькая деталь: крылышки бога скреплены на подошвах розетками — вестник богов не привык прикасаться ногами к земле». Историк искусства делает вывод о том, что эти и другие особенности скульптуры «если и не могут быть отнесены самому мастеру, тем не менее, возникли под его влиянием, может быть, в его мастерской» .