Коллекция Фрика
- 1 year ago
- 0
- 0
Коллекция Лихтенштейнов — художественное собрание княжеского дома Лихтенштейнов , одна из наиболее значимых частных коллекций в мире, включающая в себя свыше 3 000 экспонатов: картин, скульптур, произведений ювелирного искусства, изделий из фарфора и бронзы, а также охотничье оружие и мебель, а также около 10 000 книг.
Основа коллекции была заложена в XIV веке епископом Георгом фон Лихтенштейн. Затем она значительно пополнилась благодаря князю Карлу I , который сочетал коллекционирование с заказами новых произведений искусства. Последующие поколения продолжили расширять собрание, приобретая полотна Лукаса Кранаха , Рафаэля Санти , Рубенса , Рембрандта , Ван Дейка , Яна Стена и других художников. Жемчужиной собрания считался « Портрет Джиневры де Бенчи » кисти Леонардо да Винчи . В 1967 году он был продан князем Лихтенштейна за рекордную для того времени сумму в 5 млн долларов.
В 1807 году художественная коллекция была открыта для публики. Она располагалась в Садовом и в Городском дворцах Вены . Музей Лихтенштейнов просуществовал до 1938 года, а после аншлюса Австрии был закрыт. Снова он открылся только в марте 2004. Владельцы рассчитывали пополнить галерею за счёт выставок картин из ранее закрытых для публики собраний других аристократических родов ( Борромеи , Харрахи ) и принимать до 300 тысяч туристов ежегодно. В 2011 году ввиду относительно низкой посещаемости (не более 45 тысяч туристов в год) князь Лихтенштейна принял решение закрыть музей. В настоящее время для посещения Садового дворца туристической группой требуется предварительная договорённость, а коллекция Лихтенштейнов отправлена в гастрольные выставки в музеи других стран . В 2009 и 2014 годах собрание выставлялось в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве .
Стоимость коллекции оценивается экспертами в несколько миллиардов долларов.
Считается, что основу собрания заложил в XVI веке Карл I фон Лихтенштейн , однако директор коллекции Йохан Крефтнер обращает внимание, что уже на рубеже XIV—XV веков епископ Георг фон Лихтенштейнский-Никольскбургский (ок. 1360—1419) коллекционировал позднесредневековые изделия из золота и серебра. Он также являлся заказчиком многих произведений искусства, которыми украшал свои резиденции. По мнению Й. Крефтнер, именно он положил начало семейному собирательству .
Позже его дело продолжил Хартманн фон Лихтенштейн (1544—1585), пополнив семейное собрание большой коллекцией книг. Кроме того, благодаря его браку с Анной фон Ортенбург в семью попал «Портрет графа Ладислава фон Фраунсберга» (1557) кисти Ганса Милиха , а также ряд других картин и шпалер .
Карл I фон Лихтенштейн (1569—1627) внёс существенный вклад в становление собрания Лихтенштейнов. Находясь на службе у императора Рудольфа II , Карл I заказывал для него произведения искусства, а также пополнял личную коллекцию императора. После смерти Рудольфа II, придворные художники остались без больших королевских заказов, и Карл I стал заказывать у них произведения уже для себя. В этот период он приобрёл скульптуры «Се Человек» и «Святой Себастьян» Андриана де Фриса, флорентийские мозаики, изделия из мастерских Козимо ди Джованни Каструччи и Джулиано ди Пьетро Пандольфини. За свою жизнь ему удалось собрать значительную коллекцию картин, гобеленов, предметов мебели, а также более чем 900 предметов из золота, серебра и сосудов, вырезанных из полудрагоценных камней .
Князь Карл Эйсебиус I (1611—1684) продолжил дело отца. Несмотря на периодические финансовые трудности, ему удалось приобрести ряд произведений, которые искусствоведы особо выделяют в коллекции, среди них «Погрудный портрет молодого человека» (1456) неизвестного автора, триптих «Поклонение Младенцу» (1470) Хуго ван дер Гуса , « Портрет Клары Серены Рубенс » (1616) и алтарная композиция «Вознесение Марии» (1635) Питера Рубенса и др. Кроме того он классифицировал семейное собрание документов и рукописей, а также написал несколько трактатов, в том числе по воспитанию князей и управлению княжескими владениями, которые оказали влияние на характер коллекции. В них Карл Эйсебиус написал наставления потомкам, определив критерии, по которым следует приобретать или заказывать новые произведения искусства, а также по сохранности уже имеющихся предметов .
Любовь к искусству и собирательству передалась и следующему главе дома Лихтенштейнов — князю Хансу Адаму Андреасу (1662 — 1712 ). При нём были построены Городской ( нем. Majoratspalais ) и Садовый ( нем. Gartenpalais) дворцы в Вене, в которых впоследствии разместилась семейная коллекция. В поисках очередного шедевра, Иоганн Адам вёл переписку с антикварами по всей Европе. Специально для него они делали зарисовки выставленных на продажу произведений, высылали подробное описание, а также сообщали, какое количество коллекционеров хотело бы ими владеть. Ханс Адам приобрёл цикл крупноформатных картин Рубенса «История Деция Муса», несколько полотен Ван Дейка и другие работы, а также большое количество предметов прикладного искусства и бронзовых копий с античных оригиналов .
Князь Йозеф Венцель I (1696—1772) несколько лет был послом в Париже , являлся страстным поклонником французского искусства. Поэтому он пополнял собрание преимущественно французской живописью и книгами. В 1738 году в Париже у Николя Пино он заказал для себя « Золотую карету » — изысканную повозку в стиле рококо , самое совершенное техническое средство передвижения своего времени. Часть произведений, приобретённых Йозефом Венцелем I (парные картины «Геркулес на распутье» и «Венера передаёт Энею оружие Вулкана» Помпео Батони , холсты Каналетто и Жана Симеона Шардена ) впоследствии покинули собрание из-за вынужденной продажи после Второй мировой войны .
В 1767 году был издан первый печатный каталог собрания. Он содержал информацию по 501 картине и 186 скульптуре, приобретённых преимущественно при князе Йозефе Венцеле .
Наряду с основным собранием, являющимся фидеикомисс (то есть неотчуждаемой частью наследного имущества), существовали и другие коллекции, управляемые не правящими членами семьи. Например галерея в замке Лоосдорф, принадлежащая Эммануэлю Лихтенштейнскому (1700—1772), к 1722 году насчитывала уже свыше 600 картин. Ещё около 800 картинами владел Хартманн Лихтенштейнский (1666—1728). В конце XVIII века эти коллекции также вошли в основное собрание и стали частью фидеикомисс.
Несколько иначе на собирательство смотрел Иоганн II (1840—1929). Руководствуясь советами немецкого искусствоведа Вильгельма фон Боде , который составил первый иллюстрированный каталог галереи, князь решил отойти от строгих структурных рамок в картинной галерее, реорганизовав её так, чтобы она сочетала все виды искусства, представленные в собрании. Вместе с тем, стремясь избавить коллекцию от обнажённой натуры, он продал ранние работы Питера Рубенса «Самсон и Далила» и «Избиение младенцев в Вифлееме». Кроме того, он подарил 125 произведений Музею истории города Вены и Австрийской государственной галерее (ныне Бельведер ). Самым значительной потерей для коллекции стало тондо Сандро Боттичели , переданное Иоганом II в венскую Галерею Академии.
После Второй мировой войны княжеская семья попала в трудное финансовое положение. Поэтому в 1967 году Франц Иосиф II принял решение о продаже жемчужины коллекции — « Портрета Джиневры де Бенчи » кисти Леонардо да Винчи . Он ушёл за 5 млн долларов, рекордную сумму для того времени. Предполагается, что картина попала в собрание в годы Тридцатилетней войны . Её приобрел Карл Эйсебиус или Ханс Адам. Красная печать с гербом Лихтенштейнского дома на обороте картины появилась в 1733 году, когда портрет уже находился в коллекции неопределённое время. После продажи, полотно стало частью постоянной экспозиции Национальной галереи искусства ( Вашингтон , США) .
Нынешний, 15-й по счёту правящий князь Лихтенштейна — Ханс-Адам II (род. 1945) продолжает пополнять семейное собрание. Он приобрёл «Мытари» Квентина Массейса (1406—1503), «Диана после охоты» Ханса фон Аахена (1552—1615), «Портрет неизвестного мужчины» Франса Халса (1581—1666) и другие картины, многочисленные скульптуры и мозаики, например, «Св. Иоанн Креститель» Якопо Сансовино , «Св. Себастьян» Андреа Мантеньи , а также так называемый Бадминтонский кабинет — монументальный шкаф-бюро, выполненный по заказу герцога Бофорского — Генри Сомерсета. 11 декабря 2004 года на лондонском аукционе Christie Ганс-Адам II отдал за него около 27,5 млн евро. Бадминтонский кабинет на сегодняшний день — самый дорогой предмет мебели, проданный на аукционе .
Часть собрания Лихтенштейнов находится в их официальной резиденции — замке в Вадуце . Он был построен в XII веке , а в 1712 году вместе с графством приобретён семьёй Лихтенштейн. В период с 1905 по 1920 годы Князь Иоганн II провёл его полную реконструкцию. В начале 1930-х при князе Франце Иосифе II замок был существенно расширен, а с 1938 года стал официальной резиденции княжеской семьи и закрыт для широкого доступа. Во время Второй мировой войны в него под бомбёжками на обычном рейсовом автобусе вывозились шедевры коллекции (в том числе картина « Портрет Джиневры деи Бенчи » Леонардо да Винчи ). В настоящее время подземные хранилища замка используются как запасники: в них хранятся картины, фарфор, а также коллекция холодного и огнестрельного оружия .
В настоящее время коллекция насчитывает свыше 3 000 экспонатов, включая 1 700 картин, а также скульптуры, произведения ювелирного искусства, изделия из фарфора и бронзы, охотничье оружие и мебель. В библиотеке собрания около 10 000 книг. Самые старые экспонаты датируются эпохой раннего Возрождения , самые «молодые» — 1860-ми годами, современное искусство в коллекции не представлено .
Стоимость собрания оценивается в несколько миллиардов долларов. Директор коллекции Йохан Крефтнер оценивает её в 3-4 млрд швейцарских франков (около 4 млрд долларов) .
Некоторые экспонаты:
Искусствоведы высоко оценивают коллекцию, называя её одной из наиболее значимых частных коллекций в мире. Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак отмечает, что это мало с чем сопоставимое собрание, так как оно содержит множество великолепных работ выдающихся мастеров прошлого. Коллекция, по её мнению — «редкий в мировой истории пример бережно сохраненной преемственности традиции коллекционирования. Большинство некогда знаменитых коллекций европейских монархов и высшей аристократии уже давно прекратили своё существование, тогда как сокровища князей Лихтенштейнских не только украшают княжеские дворцы, но и пополняются новыми экспонатами». Доктор искусствоведения Вадим Садков обращает внимание на цельный раздел фламандской живописи в коллекции: «Фламандские живописцы XVII века во главе с Рубенсом — одна из лучших в мире подборок этого великого мастера, это очень интересная коллекция, позволяющая представить различные этапы его творчества и жанры, в которых он работал». Министр культуры России Владимир Мединский также считает, что коллекция «принадлежит к числу лучших в мире собраний произведений великого Рубенса и его современников» .
После аншлюса Австрии и закрытия в 1938 году музея Лихтенштейнов в Вене, княжеская коллекция выставлялась на временных выставках в городах Европы и Америки. В 2004—2011 годах экспонаты вернулись на постоянную экспозицию в Садовый дворец . С 2011 года из-за низкой посещаемости публичный доступ во дворец был закрыт, а экспонаты отправились в «гастрольное турне» по мировым музеям.
Крупнейшие выставки :
1948 — Шедевры из коллекции князя Лихтенштейнского. Kunstmuseum, Люцерн
1955—1969 — Фламандская живопись XVII века. Выставка из коллекций князя Лихтенштейнского. Engländergebäude, Вадуц
1985—1986 — Лихтенштейн. Княжеская коллекция. Метрополитен-музей , Нью-Йорк
1987—1990 — От Брейгеля до Рубенса. Шедевры фламандской живописи. Engländergebäude, Вадуц
1995 — Коллекция князя Лихтенштейнского. Национальный музей истории и искусства , Люксембург
1998—2003 — Древний миф в зеркале старых мастеров из собраний князя Лихтенштейна. Engländergebäude, Вадуц
2004—2011 — Коллекция князей Лихтенштейнов. Садовый дворец , Вена
2008 — Пейзажная живопись из коллекции князя Лихтенштейнского. Kunstmuseum, Люцерн
2009 — Бидермайер. Австрийское искусство XIX века из коллекции князя Лихтенштейна. Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина , Москва
2011 — Великолепие княжеских коллекций Лихтенштейнов — Брейгель, Рубенс, Рембрандт. Palais Lumière, Эвиан
2011—2012 —
2013—2014 — Рубенс, Ван Дейк и фламандская школа живописи: шедевры из коллекции князя Лиштенштейнского. Национальный музей Китая , Пекин . China Art Museum, Шанхай . Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина , Москва
2019 — От Рубенса до Макарта — Лихтенштейн: княжеские коллекции. Галерея Альбертина , Вена
2020—2021 — Княжеские коллекции Лихтенштейн: пять веков европейской живописи и скульптуры. Национальная галерея искусства , Вашингтон