Савинов, Алексей Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексей Николаевич Залеман , псевдоним Греч (1899—1938) — москвовед , который посвятил себя изучению подмосковных усадеб . Автор ностальгически-описательной книги «Венок усадьбам» (1932), написанной по памяти на Соловках и до 1994 года остававшейся в рукописи.
Из остзейского дворянства [ источник не указан 1457 дней ] . Родился в Санкт-Петербурге, в семье Николая Викторовича Залемана, архитектора Министерства земледелия, и Татьяны Андреевны, урождённой Шевелёвой. В 1906 г. вместе с матерью переехал в Москву, где окончил седьмую гимназию .
В 1917—1922 гг. обучался на историко-филологическом факультете Московского университета , по окончании был принят в аспирантуру НИИАиИ .
С декабря 1920 года (по другим сведениям, в конце 1921 года ) сменил фамилию на Греч.
С 1918 г. проживал по адресу Москва, Годеиновский переулок , д. 5, кв. 2 (здание не сохранилось). В 1924 году женился на Татьяне Алексеевне Корниловой, в браке родился сын Андрей. Брак распался в 1930 году.
28 июля 1930 г. А. Н. Греч был арестован в восьми километрах от государственной границы с Латвией . Был осуждён на 10 лет лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовом лагере и конфискацией имущества по статьям 58-11 (участие в контрреволюционной организации), 72 (подделка документов) и 84 (незаконный переход границы). Отбывал наказание в Соловецком лагере . В связи с заболеванием активным туберкулёзом был определён в третью трудовую категорию и получил работу в лагерной библиотеке. В заключении написал рукописную книгу «Венок усадьбам» (1932). 14 марта 1934 г. по хлопотам матери срок наказания сократили до 5 лет, а 14 июля 1935 года на заседании Президиума ЦИК судимость была снята . При пересмотре этого дела Греча в 1993 году правомерным было признано только наказание за подделку удостоверения ОИРУ .
Со второй половины 1935 г. жил в Туле , преподавал немецкий и английский языки в Механическом институте . В ночь с 22 на 23 ноября 1937 года был снова арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии (по статьям 58-6, 10, 11). 7 апреля 1938 года был расстрелян по приговору Наркома внутренних дел СССР и прокурора СССР (протокол № 279 от 21 марта 1938 г.) . 14 мая 1957 г. Верховный суд СССР отменил постановление от 21 марта 1938 г. и дело производством прекратил «за отсутствием состава преступления» .
Предположительно, А. Н. Греч был захоронен в Тесницком лесу под Тулой вместе с другими политзаключёнными .
В 1919 г. одновременно с учёбой в университете работал в Музейном отделе Наркомпроса , в 1920—1922 гг. состоял сотрудником Главмузея, работая последовательно в музеях «Ars Asiatica» и «Старая Москва». В 1923 г. был лектором-руководителем Христианского отдела Музея изящных искусств и в том же году состоял научным сотрудником Центральной комиссии по изучению Востока Ассоциации востоковедения . После защиты диссертации был оставлен в НИИАиИ на должности научного сотрудника первого разряда. 20 июня 1924 г. был избран в научные сотрудники РАХН , 1 декабря 1925 г. принят в штат ГАХН младшим библиотекарем, 26 ноября 1926 года утверждён внештатным сотрудником ГАХН по Социологическому отделению; также с 1925 г. работал секретарём Кабинета революционного искусства Запада ГАХН . С 1928 г. приват-доцент 1 МГУ, в котором преподавал историю русского искусства. Также в разные годы читал лекции в балетном и изобразительном техникумах, на Пролетарских курсах. Не ранее середины 1929 г. А. Н. Греч стал действительным членом Государственной Третьяковской галереи .
В 1919 г. совместно с единомышленниками создали литературно-художественный кружок «Artifex» (председатель В. А. Авдиев), который существовал до 9 января 1923 г.; состоял действительным членом Русского общества друзей книги (1920—1929) .
Весной 1926 г. защитил диссертацию по теме «Русская живопись первой половины XVIII века: А. П. Антропов ».
А. Н. Греч был одним из создателей Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ, 1922), неоднократно избирался в правление. Осенью 1928 года, после гибели В. В. Згуры , был избран председателем правления. Известно, что 31 марта 1930 г. Греч уже не был председателем ОИРУ, передав дела А. В. Григорьеву .
Осенью 1926 г. прочёл курс лекций «История русской живописи» на историко-художественных курсах при ОИРУ. Возглавлял ряд экскурсий (обследований) по усадьбам Подмосковья.
Страстно пропагандировал усадебную культуру. Привлекал внимание к значению русской усадьбы в национальной культуре. Впервые описал ряд малоизвестных памятников усадебного классицизма.
Всего установлено 92 публикации за 1922—1930 годы, в том числе 47 статей и коллективных работ и 45 рецензий .
Для серии путеводителей «Подмосковные музеи» (М.; Л., 1925) А. Н. Греч подготовил пять из четырнадцати очерков входящих в эту серию: Архангельское, Покровское-Стрешнево, Остафьево, Дубровицы, Кузьминки. При написании очерков автор руководствовался принципом комплексного изучения усадебной культуры.
Одна из глав диссертации была опубликована в виде статьи «Барокко в русской живописи XVIII века» в сборнике «Барокко в России» (М., 1926).
Был первым искусствоведом, приступившим к глубокому изучению художественного наследия Николая Александровича Львова . Гречем была подготовлена монография о Львове, опубликовать которую автор не успел, судьба её неизвестна .
С 1927 г. ряд работ опубликовал в «Сборнике ОИРУ», печатался в журнал « Среди коллекционеров », «Казанский музейный вестник» и др. Помимо краеведения публикации затрагивали вопросы развития искусства в России, Франции, Германии, Японии .
Последняя прижизненная публикация — статья «Скульптура в Яропольце» (1929) — была издана в сборнике «Ярополец» (тематическом выпуске трудов Общества изучения Московской области) .
Рукопись, представляющая собой общую тетрадь большого формата в твёрдом переплёте, была создана в 1932 году во время нахождения автора в Соловецком лагере . Была обнаружена в фондах Государственного исторического музея в начале 1990-х годов и впервые опубликована в специальном выпуске альманаха «Памятники Отечества» (М.,1994, № 32). Исследователи предполагают, что принять рукопись на хранение (без постановки на учёт) мог Г. А. Новицкий , заведующий экспозиционным отделом музея .
Книга включает 47 эссе, посвящённых как отдельным усадьбам, так и обзорам усадеб целых уездов Московской и ряда соседних губерний. Очерки состоят из рассказов о местоположении и истории создания усадеб, характеристик архитектурных ансамблей, подробного описания интерьеров, библиотек, картинных галерей, сведений о владельцах, лицах живших в усадьбах или посещавших их. По замыслу автора, необходимо было сохранить хотя бы на бумаге память о русской усадьбе — уникальном явлении русской истории и культуры .