Interested Article - Тхаба-Ерды

Тхаба-Ерды ( ингуш. Тхьаба-Ерда, ТкъобӀаь-Ерда ) — древний христианский храм в Ингушетии . Расположен вблизи селений Хайрахе и Пуй Джейрахского района . Входит в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник . Среди учёных нет единого мнения о времени постройки храма. Большинство из них выделяют несколько периодов его строительства, самый ранний из которых некоторые учёные относят к VIII веку , из-за чего храм Тхаба-Ерды часто называют древнейшим на территории России .

Значение названия

Единого мнения в среде учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название выводится с ингушского ТкъобIa-Ерды как « Наша вера » , также « Храм веры » , другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых» , третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды , то есть храм святого Фомы , а дословно « Тха ба эрд — наша святыня » .

Описание

Первое описание храма составил в 1787 году военный квартирмейстер Л. Л. Штедер. В 1811 году геолог М. Энгельгардт снял план храма и выполнил его зарисовки. В 1969 1971 годах храм, как памятник всесоюзного значения, был отреставрирован.

Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии . В Тхаба-Ерды собирался Мехк-кхел — совет (суд) ингушей, на котором старейшины, согласно адатам , устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам. Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам.

Во время Второй чеченской войны оказался в центре военных манёвров. По словам Президента Ингушетии, военные 58-й армии устроили в древнейшей церкви РФ отхожее место ; также российская вертолётная авиация нанесла по храму удар, в результате чего была утрачена крыша .

10 ноября 2012 года в храме впервые за более чем сто лет состоялось православное богослужение .

Архитектура здания

Храм представляет собой базилику . Строительство таких храмов на северо-восточном Кавказе, вероятно могло быть связано с деятельностью Армении и Картли. Тхаба-Ерды и , могут быть по ряду признаков отнесены к армянской зальной церкви с обходом или грузинской трехцерковной базилике. В Армении этот тип был распространен до VII века , в Картли трехцерковные базилики строили до XIV века .

Архитектура храма представляет собой синтез черт грузинского и ингушского зодчества. Древнейший строительный период, как предполагают, относится к VIII веку . На фундаменте этой постройки в XII веке была возведена христианская церковь. Не исключено, что строительство инициировали миссионеры грузинской царицы Тамары [ нет в источнике ] . Современный вид церковь Тхаба-Ерды приобрела в XIV—XVI веках и с тех пор использовалась для отправления традиционных ингушских культов .

Планировка церкви относительно проста. В высокий вытянутый параллелепипед (длина 17 метров , ширина 7,5 метров) вписано пространство зала, разделенное тремя парами сильно выдвинутых пилонов и завершенное на востоке полукруглой апсидой . Здание венчает двухскатная кровля. Великолепие храму придают многочисленные рельефы и резные детали, большинство которых явно использовано вторично, поскольку, согласно СМИ, находятся они в совершенно случайных местах .

Памятная монета «Тхаба-Ерды»

На западном фасаде храма есть так называемая , целиком являющаяся составной . Несмотря на значительные утраты, её можно датировать X—XII веками. В её центре — Христос ; справа, видимо, находится изображение ктитора . Левая фигура много лет считалась утерянной, но случайным образом некоторое время назад была обнаружена в одном из окрестных сел и обследована. Это изображение бородатого мужчины с епитрахилью . По сторонам от головы есть горизонтальные выступы, с которых свисают крупные виноградные грозди. По сторонам от головы фигуры сохранилась надпись из восьми букв грузинского церковного письма асомтаврули , которая в переводе гласит « Георгий епископ ». Надпись датируется второй половиной X века — первой половиной XI века . Ученые отмечают, что фигура сидящего на престоле Христа, в нарушение принятой иконографической субординации, значительно ниже предстоящих ему епископа и светского лица . Из-за этого некоторые исследователи делают вывод, что, скорее всего, взаимное расположение фигур Спасителя и ктиторов храма первоначально было совсем другим . Лучше других сохранилась фигура, в левой руке держащая крест, а в правой — рукоять меча .

В тимпане восточного окна в Тхаба-Ерды изображен Самсон , борющийся со львом, и две фигуры (вероятно, ктиторов), предстоящих Христу. Предмет в руках самой левой фигуры, преподносимый Христу, считается моделью купольной церкви — хотя его выветренность не позволяет сделать окончательные выводы .

Археологические данные

В 2008 году Археологическим центром при министерстве культуры Республики Ингушетия, совместно с сотрудниками Московского архитектурного института, на территории памятника проводились археологические исследования . По сообщениям пресс-службы Минкультуры Ингушетии, были найдены новые каменные плиты с резным декором , а в технике строительства храма выявлены не учтенные ранее переделки конструктивных деталей храма в разные хронологические периоды .

Кроме того, в пределах разбитого в северной церкви храма разведывательного археологического раскопа были открыты остатки продолжения стены абсиды северной церкви со светло-коричневой обмазкой, а также, предположительно, остатки поперечных стен ещё более древнего храма , стоявшего, по предположению ученых, на месте храма Тхаба-Ерды . В этом же месте были обнаружены следы двух пилястр и горизонтальная сланцевая выкладка на полу церкви .

См. также

Галерея


Примечания

  1. Тимур Ужахов. от 25 января 2021 на Wayback Machine . «Кавполит». 26 апреля 2014 г.
  2. , с. 54.
  3. // Интерфакс , 30.06.2016.
  4. . azanfund. Дата обращения: 18 июня 2012. 7 августа 2012 года.
  5. Tyler, Patrick E. (англ.) . New York Times (14 июля 2001). Дата обращения: 8 октября 2008. 19 марта 2012 года.
  6. . Дата обращения: 12 ноября 2012. 17 ноября 2012 года.
  7. В.В. Пищулина. // Архитектурное наследство / Бондаренко И.А. — Санкт-Петербург, 2009. — С. 56—57.
  8. . Ингушетия.org. Дата обращения: 8 октября 2008. Архивировано из 23 сентября 2009 года.
  9. . pravoslavie.ru (1 октября 2008). Дата обращения: 18 июня 2012. 28 июля 2012 года.

Литература

  • Белецкий Д. В., Казарян А. Ю. // «Монументальное зодчество Средиземноморья и Переднего Востока: Проблема воздействия культур». — 2009.
  • Казарян А. Ю., Белецкий Д. В. Тхаба-Ерды: к вопросу о датировке церкви и ее месте в средневековом зодчестве Кавказа // Вестник Археологического центра им. Е. И. Крупнова. Выпуск III : [ рус. ] . — «Пилигрим», 2009. — С. 50—94. — 130 с. — ISBN 978-5-98993-121-7 .
  • Гадиев У. Б. // «Известия СОИГСИ». — 2008. — Вып. 2 (41) . — С. 99—107 . — ISSN .
  • Гадиев У. Б. Тхаба-Ерды. Христианский храм VIII‒IX вв // Археология и этнология Северного Кавказа : Сборник научных трудов. — Нальчик, 2012. — Вып. 1 . — С. 89—98 .
  • Крупнов Е. И. Грузинский храм Тхаба-Ерды на Северном Кавказе // Краткие сообщения ИИМК . — М. , 1947. — Вып. XV . — С. 116—125 .

Ссылки

  • . Ingushetiya.ru . Accessed on August 18, 2007.
  • Хевсаков, Владимир Владимирович. . Владикавказ, 2004.
  • . Accessed on August 18, 2007.
Источник —

Same as Тхаба-Ерды