Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Богородицы Паммакаристы («Всеблаженная», греч. Εκκλησία της Θεοτόκου Παμμακάριστου ), Фетхие́-джами́ («Завоевания», тур. Fethiye Camii ) — бывшая церковь монастыря Паммакаристос ( тур. Teotokos Pamakaristos Manastırı , греч. Μονή Παμμακάριστου ), самый значительный памятник византийского искусства , сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов . По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору Святой Софии и церкви в Хоре . После реставрации по состоянию на 2022 год все фрески уничтожены (возможно, закрыты штукатуркой), музея больше нет.
Пятиглавое (и поначалу трёхнефное ) здание принадлежит довольно позднему периоду в развитии византийского зодчества (вероятно, к XII веку). Многие историки и археологи считают, что первоначальная конструкция здания может быть отнесена ко времени Михаила VII Дуки (1071—1078). Шведский учёный Эрнест Мамбури предположил, что церковь была основана в VIII веке. Наружные фасады здания демонстрируют типичный пример поздневизантийской архитектуры.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором , племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292 и 1294 годами.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Главы Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел , в котором они оба были захоронены.
Спустя три года после падения Константинополя , в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания») . При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845—1846 годах.
В 1949 году комплекс был реставрирован Американским институтом Византии , и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 года здание закрыто на реставрацию .
Пареклесия — южный придел храма, посвящённый Иисусу Христу, в отличие от остальных интерьеров, сохранил мозаичный декор, относящийся к XIV веку. Пареклесия имеет крестообразный план, купол высотой 2,3 м над наосом , галерею и нартекс .
По южной стене каллиграфическим рельефом начертана эпитафия , сочинённая придворным поэтом Мануилом Филом .
После реставрации мозаик, предпринятой Американским институтом Византии в 1949 году, пареклесия открыта для посетителей в качестве музея.
На апсиде — изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя . В куполе изображен Христос Пантократор и 12 ветхозаветных пророков , в парусах — сцены Крещения и фигуры святых.
Пророки:
В юго-западной части наоса находятся шесть фигур святых монахов. В центре паруса купола находится святой Антоний. Внизу западного паруса — фигура Ефимия, наверху в парусах северо-западной колонны — Савва и Иоанн Лествичник . В западной арке находятся Арсений и Харитон.