Майоров, Илья Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Граф Илья́ Андре́евич Толсто́й ( 30 июля 1757 — 21 марта 1820 , Казань ) — тайный советник из рода Толстых , казанский губернатор в 1815—1820 годах.
Сын А. И. Толстого , брат Ф. А. Толстого . Обучался в Морском корпусе , однако образование его было крайне поверхностно, так что в официальных документах он подписывался «брегадир» вместо «бригадир». Лев Толстой считал своего предка человеком глуповатым, склонным к аферам и прожектёрству . Черты Ильи Андреевича даны в « Войне и мире » добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову.
Служил гардемарином на флоте, впоследствии перешел в лейб-гвардию, в Преображенский полк . После женитьбы в 1791 году на богатой наследнице мог позволить себе выйти в отставку, что и сделал через два года с чином бригадира . Во время наполеоновских войн числился среди старейшин Английского клуба . По свидетельству дочери ,
Желая всецело посвятить себя нашему воспитанию, наши родители только первые два года после женитьбы провели в шуме светской жизни. Мой отец оставил службу и без сожаления затворился в грустной деревенской жизни. Их обоюдная нежность, счастье, которого они ждали от детей, для которых они пожертвовали собою, — всё это скоро заставило их забыть о шумных и призрачных удовольствиях столицы.
Супруги Толстые владели поместьями в Тульской губернии (порядка 1200 душ) и московским особняком в Кривом переулке, между Тверской и Никитской, но предпочитали жить в Полянах , обширном имении в Белевском уезде , где местное дворянство избрало Илью Андреевича в судьи совестного суда. В 1803-1810 гг. он держал винные откупа в Калужской и Орловской губерниях и для поставки спиртного завёл в своих имениях три винокуренных завода.
Дед мой, Илья Андреевич, был <…> человек ограниченный, очень мягкий, весёлый и не только щедрый, но бестолково-мотоватый, а главное — доверчивый. В имении его, Белёвского уезда, Полянах, — не Ясной Поляне, но Полянах, — шло долго не перестающее пиршество, театры, балы, обеды, катания, которые, в особенности при склонности деда играть по большой в ломбер и вист, не умея играть и при готовности давать всем, кто просил, взаймы и без отдачи, а главное, затеваемыми аферами, откупами, кончились тем, что большое имение его жены всё было так запутано в долгах, что жить было нечем, и дед должен был выхлопотать и взять, что ему было легко при его связях, место губернатора в Казани.
— Из воспоминаний Льва Толстого
В Казани приезжий чиновник сразу не поладил с местным дворянством, которое принялось засыпать столицу жалобами на его «великие злоупотребления» . Карьера графа Толстого закончилась весьма плачевно через 5 лет, когда прибывшие из Петербурга в качестве ревизоров сенаторы Кушников и Санти обнаружили незаконно сделанный им заём средств Приказа общественного призрения (5000 рублей) и недостачу вверенных ему сумм (9386 рублей) . Причиной нарушений был объявлен «недостаток знания в должности правителя губернии» .
Вскоре после своего отстранения от должности Илья Андреевич умер (подозревали самоубийство). Всего за ним числилось на тот момент до полумиллиона долгов. Похоронен на кладбище Кизического монастыря ; на месте погребения — современный кенотаф .
Жена — княжна Пелагея Николаевна Горчакова (1762—1838), состоятельная наследница села Никольское-Вяземское , — вышла замуж «безнадёжной старой девой». По мнению Льва Толстого, «она была недалёкая, малообразованная, как все тогда, знала по-французски лучше, чем по-русски (и этим ограничивалось её образование), и очень избалованная» . Изображена достаточно близко к оригиналу в повестях Толстого «Детство» и «Отрочество». В браке имела четверых детей:
В доме Толстых также воспитывалась двоюродная племянница Пелагеи Николаевны — (1792—1874). Известна тем, что взяла на себя воспитание Льва Толстого после смерти его матери.