Interested Article - Вихара в Пахарпуре
- 2020-01-25
- 1
Сомапура Махавихара — крупнейшая по размерам буддийская вихара на Индийском субконтиненте . Расположена на севере Бангладеш в местечке Пахарпур. В буддийской традиции связана с именем великого проповедника Атиши .
В центре сооружения — традиционная ступа , вокруг которой в квадрат вписаны 177 монашеских келий. Общая площадь памятника превышает 85 тыс. м². Окружающая монастырь стена облицована терракотовыми пластинками с изображениями Будды .
Археологи установили, что вихара была построена буддийским владыкой Дхармапалой (781—821) из династии Пала . В XI веке её предали огню пришельцы с запада ( ). Впоследствии монастырь был восстановлен, но с приходом в регион ислама его окончательно забросили.
В конце XX века ЮНЕСКО привлекло внимание учёной общественности к полузабытому памятнику индийского буддизма и выделило несколько миллионов долларов на его реставрацию. В 1985 г. великая пахарпурская вихара была внесена в перечень Всемирного наследия .
История
В годы правления династии Пала в восточной части Индийского субконтинента , включающей Бенгалию и Магадху , появилось множество буддистских монастырей — вихар . Среди них, согласно тибетским источникам, было пять крупнейших — это махавихары, которые можно сравнить с университетами : Викрамашила , Наланда , Сомапура, и . Все они поддерживались государством, активно общались между собой и тесно сотрудничали в изучении дхармы Будды; учёные монахи нередко переходили из одной махавихары в другую .
Время создания монашеской общины и постройки монастырского комплекса точно не известно. При археологических раскопках в Пахарпуре были найдены печати с надписью Shri-Somapure-Shri-Dharmapaladeva-Mahavihariyarya-bhiksu-sangghasya , что позволяет отнести дату основания общины Сомапуры ко временам во времена правления ( бенг. ), второго царя из династии Пала (примерно с 781 по 821 год). Тибетоязычные источники, включая переводы на тибетский «Дхармакаявидхи» и «Мадхьямаки Ратнапрадипы», исторические труды Таранатхи («Pag-Sam-Jon-Zang»), говорят о том, что здания вихары были построены при следующем правителе из той же династии — ( бенг. ) (810—850 гг.) после завоевания им Варендры . Однако в надписи на колонне в Пахарпуре указан пятый год правления наследника Девапалы — царя ( бенг. ); это примерно 850—854 годы. Таранатха также указывает, что при царе ( бенг. ) (995—1043 гг.) в Сомапуре Махавихаре был проведён ремонт .
В XI веке царь Джатварма из бенгальской династии нападал на Варендру из-за враждебного отношения к королю Дивье из касты ( бенг. ) (Кайварта) и к буддизму. Нападение было отбито; по всей видимости, атакующим не удалось даже нанести существенный урон противнику, однако в Сомапуре армия Джатвармы устроила пожар, уничтоживший часть вихары .
В то время, когда духовный наставик Атиши — Ратнакара Шанти — исполнял обязанности стхавиры вихары, монах Махапандитачарья Бодхибхадра жил в этой же вихаре, и несколько других известных учёных монахов — Каламахапада, Вирендра, Карунашримитра и другие — провели в Сомапуре Махавихаре значительное время. С IX по XII век множество тибетских монахов посещали Сомапуру .
Во второй половине XII века, в период правления династии Сена , вихара пришла в окончательный упадок . Исследователь Дутт Сукумар ( Dutt Sukumar ) отметил, что «На руинах храма и монастырей в Пахапуре нет никаких заметных следов крупномасштабного разрушения. Падение учреждения — в результате ухода [людей] или разрушения — должно быть произошло однажды среди широко распространившихся беспорядков и вынужденных переселений, случившихся в результате мусульманского вторжения» .
Архитектура
Дошедшие до наших дней и найденные руины буддистского монастырского комплекса расположены на площади 11 гектар. Это был важный интеллектуальный центр не только для буддистов, но и для последователей других дхармических традиций : джайнизма , индуизма . Площадь внутри ограды — 8,5 га ; там располагались 177 келий, многочисленные ступы , храмы и вспомогательные сооружения . С наружной стороны ограды сохранились терракотовые пластины с изображениями, показывающими влияние этих трёх религий.
Это самая большая площадь земельного участка среди известных махавихар . Согласно Сукумару Дутту ( Sukumar Dutt ), архитектурной доминантой монастырского комплекса был храм, который сильно напоминал индуистско-буддийские храмы Бирмы, Явы и Камбоджи, воспроизводя крестообразный цоколь, террасированное строение, встроенные комнаты и пирамидальную форму. Среди наиболее похожих вихар он же отмечает Прамбанан на Яве .
Пояснения
Примечания
- English, Elizabeth. Vajrayogini: Her Visualization, Rituals, and Forms (англ.) . — , 2002. — P. 15. — ISBN 0-86171-329-X .
- , pp. 352–353.
- ↑ Chowdhury, A. M. // Banglapedia: National Encyclopedia of Bangladesh (англ.) / & Ahmed A. Jamal, eds.. — Second. — , 2012. 31 декабря 2022 года.
- Ray, Niharranjan. (англ.) . — Orient Longman, 1994. — P. 185, 331, 353. — ISBN 978-0-86311-378-9 . 28 января 2023 года.
- , p. 376: «The ruins of the temple and monasteries at Pāhāpur do not bear any evident marks of large-scale destruction. The downfall of the establishment, by desertion or destruction, must have been sometime in the midst of the widespread unrest and displacement of population consequent on the Muslim invasion.».
- Singh, Sheo Kumar. History and Philosophy of Buddhism (англ.) . — Delhi: Associated Book Agency, 1982. — P. 44.
- Alam, A. K. M. Masud; Xie, Shucheng; Saha, Dilip Kumar; Chowdhury, Sifatul Quader. Clay mineralogy of archaeological soil: an approach to paleoclimatic and environmental reconstruction of the archaeological sites of the Paharpur area, Badalgacchi upazila, Naogaon district, Bangladesh (англ.) // Environmental Geology. — Springer, 2007. — Vol. 53 , iss. 8 . — P. 1639–1650 . — doi : .
- , p. 375.
- , p. 373.
Список литературы
- Dutt, Sukumar. (англ.) . — Delhi: Motilal Banarsidass , 1988. — ISBN 978-81-208-0498-2 .
Ссылки
- 2020-01-25
- 1