Interested Article - Узнавание
- 2020-04-05
- 1
Узнавание — традиционный перевод древнегреческого термина « анагноризис » (ἀναγνώρισις), которым оперирует в « Поэтике » Аристотель . Это переломный момент в драматическом произведении, когда тайное становится явным, когда главный герой утрачивает свои иллюзии и понимает суть происходящего вокруг. Узнавание, как правило, приурочено к кульминации действия , после него события стремятся к развязке .
В качестве эталона узнавания Аристотель приводит то место « Царя Эдипа », когда главный герой узнаёт о том, что убил собственного отца и женился на собственной матери. Этот пример тем более эффектен, что анагноризис сопровождается « перипетией » — мгновенным переходом главного героя от счастья к несчастью.
По словам Аристотеля , узнавание и перипетии — «то, чем трагедия увлекает душу». Однако на предвкушении узнавания построены не только трагедии , но и многие комедии (когда выясняется, что злейшие враги — на самом деле близкие родственники или что Виола из «Двенадцатой ночи» Шекспира — женщина и т. п.), а также почти все детективы .
Начиная с эпохи нуара мировой кинематограф освоил несколько особенно эффектных ситуаций узнавания:
- Расследование убийства прерывается появлением предполагаемой жертвы (« Лора », « Головокружение », « Третий человек »).
- Совершивший преступление понимает, что стал его жертвой (« Дьяволицы », «Головокружение», « Марни », фильмы об аферах).
- Ключевой герой повествования оказывается плодом чужого воображения (« Психо », « Подозрительные лица », « Бойцовский клуб »).
- Главный герой выясняет, что стал жертвой грандиозного заговора (« Леди из Шанхая », « Ребёнок Розмари », « Контракт рисовальщика », « Чужие среди нас », « Шоу Трумана »).
В современном кинематографе разработано несколько моделей радикального, шокирующего анагноризиса:
- Расследующий преступление выясняет, что сам его и совершил (« Сердце ангела », « Помни », « Остров проклятых »).
- Главный герой осознаёт свою принадлежность к числу тех, с кем давно и упорно боролся (« Бегущий по лезвию », « Конформист »).
- Главный герой обнаруживает, что он не существует (« Шестое чувство », « Ванильное небо »).
- Весь реальный мир оказывается фантазией, а фантазия — реальностью (« Матрица », « Экзистенция »).
Примечания
- Аристотель - "Поэтика. Об искусстве поэзии" - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1927. 184 с., стр. 48
Литература
- Фрай, Нортроп . "Myth, Fiction, And Displacement". // Fables of Identity: Studies in Poetic Mythology . ISBN 0156297302 .
- в Британской энциклопедии
- 2020-04-05
- 1