Что случилось прошлой ночью (фильм, 1986)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Глубокой ночью» ( Dead of Night ) — классический британский киноальманах 1945 года из пяти «жутких» рассказов , соединённых рамочной историей Бэзила Дирдена . Несмотря на внутреннее единство, альманах был снят на лондонской студии Ealing четырьмя разными режиссёрами. Веха в развитии психологического хоррора, породившая множество ремейков и подражаний . Музыку написал Жорж Орик .
Оригинальная структура фильма навела британских учёных Фреда Хойла , Германа Бонди и Томаса Голда на теорию стационарной Вселенной .
Архитектор Уолтер Крейг въезжает на машине в сельскую усадьбу , хозяин пригласил его сюда, чтобы обсудить грядущие перепланировки. В гостиной собралось несколько человек, которые кажутся Крейгу смутно знакомыми. Он начинает припоминать, что ранее видел их во сне и предсказывает дальнейшее развитие событий на вечеринке.
Гостей забавляют его заявления, и они начинают спорить с присутствующим психиатром о реальности всякого рода сверхъестественных феноменов . Каждый рассказывает по страшной истории из своей жизни, а психиатр пытается дать им научное объяснение. В финале Крейг испытывает неодолимое желание убить психиатра и начинает душить его.
Все услышанные истории смешиваются в голове архитектора и начинают пересекаться друг с другом, пока он не просыпается у себя дома в постели. У изголовья постели звонит телефон. Его приглашают за город на встречу. Простившись с женой, Крейг садится за руль и едет за город. Повторяются начальные кадры фильма…
Альманах был снят в период, когда в Британии набирал популярность психоанализ . Это едва ли не первый фильм ужасов, чьи загадки, помимо мистического, допускают психоаналитическое истолкование . Воплощением здравого смысла в фильме выступает иностранец-психоаналитик с немецким акцентом, и он же становится жертвой сновидца (вероятно, в реальной жизни — своего пациента-шизофреника). В литературе отмечается, что лента впервые «приподняла крышку над силами секса, насилия и воображения» в британском кино, причём в заключительном эпизоде акцент был сделан на немыслимых дотоле в британском кинематографе темах — психическом расстройстве, нарциссизме с элементами гомосексуальности и садомазохизма . Его герои фактически образуют однополый любовный треугольник . Также внимание психологов привлёк эпизод с зеркалом, где из подсознательного поднимается и выплёскивается в качестве видений в зеркале всё то, что было главным героем вытеснено из сознания .